Тания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особеннос-
Тями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды,
Т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обуче-
Ния, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и
Воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы
и средства работы как по общей, так и специальной педагогике;
• принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов
Будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны
Им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста — устано-
Вить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими
Ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их
Взгляд, важно и нужно в данный момент ребенку, договориться о совмес-
тных действиях, направленных на поддержку ребенка;
• принцип динамического развития образовательной модели детского
Сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структур-
Ные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.
Основная цель образовательного учреждения в процессе становления
Инклюзивной практики — обеспечение условий для совместного воспита-
ния и образования нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ, т.е. с
разными образовательными потребностями.
Алгоритм выявления
Детей с ОВЗ
Предусматривается следующий алгоритм выявления детей с ОВЗ и
создания для них специальных образовательных условий.
1. В начале нового учебного года в образовательной организации пе-
Дагоги, в том числе педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, т. е.
Специалисты психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)
Организации, либо специалисты психолого-педагогического медико-со-
циального центра (ППМС-центра) (по договору между образовательной
Организацией и ППМСЦ) выявляют детей с ОВЗ.
После этого проводится заседание консилиума и принимается ре-
Шение о необходимости прохождения территориальной психолого-меди-
Ко-педагогической комиссии (ПМПК) в целях проведения комплексного
обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-
Медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания,
согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федера-
Ции от 24 марта 2009 г. № 95 «Об утверждении положения о психолого-ме-
дико-педагогической комиссии», и определения специальных условий для
получения образования согласно ст. 79 ФЗ № 273 «Закон об образовании в
Российской Федерации».
3. По результатам обследования на ПМПК даются рекомендации
по созданию для ребенка специальных образовательных условий (ст. 79
ФЗ № 273. («Под специальными условиями для получения образования
Обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем
Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и разви-
Тия таких обучающихся, включающие в себя использование специальных
образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных
Учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных тех-
Нических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающим-
Ся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивиду-
Альных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без
которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ
Обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».)
4. На основании рекомендаций ПМПК специалисты ПМПк образова-
тельной организации разрабатывают индивидуальный образовательный
маршрут и/или адаптированную образовательную программу.
В целях разработки индивидуального образовательного маршрута
ребенка с ОВЗ решаются следующие задачи:
• определение формы получения дошкольного образования и режима
пребывания в образовательной организации, соответствующих возмож-
ностям и специальным потребностям ребенка;
• определение объема, содержания — основных направлений, форм
Организации психолого-педагогического сопровождения ребенка и его
семьи;
232 233
• определение стратегии и тактики (форм и содержания) коррекцион-