Зрения, слуха, особенности формирования и развития психических функ-
Ций, расстройства устной речи (дизартрия, алалия).
У детей с ДЦП нарушена пространственная ориентация. Это проявляет-
Ся в замедленном освоении понятий, обозначающих положение предметов и
Частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспро-
Изводить геометрические фигуры, складывать из частей целое.
У детей с ДЦП часто страдает произвольность внимания, его устой-
Чивость и переключаемость. Ребенок с трудом и на короткое время сосре-
Доточивается на предлагаемом объекте или действии, часто отвлекается.
Память может быть нарушена в системе одного анализатора (зрительно-
Го, слухового, двигательно-кинестетического). Мыслительные процессы
Характеризуются инертностью, низким уровнем сформированности опе-
Рации обобщения.
Расстройства эмоциональной-волевой сферы у одних детей могут
Проявляться в виде повышенной возбудимости, раздражительности, дви-
Гательной расторможенности, у других — наоборот, в виде заторможен-
Ности, вялости.
С учетом особых образовательных потребностей детей с нарушениями
ОДА необходимо соблюдать следующие условия:
• создавать безбарьерную архитектурно-планировочную среду;
• соблюдать ортопедический режим;
• осуществлять профессиональную подготовку и/или повышение
квалификации педагогов к работе с детьми с двигательной патологией;
• соблюдать рекомендации лечащего врача по определению режима
нагрузок, организации образовательного процесса (организация режима
Дня, режима ношения ортопедической обуви, смены видов деятельности
на занятиях, проведение физкультурных пауз и т. д.);
• организовывать коррекционно-развивающие занятия по коррекции
нарушенных психических функций;
• осуществлять работу по формированию навыков самообслуживания
и гигиены у детей с двигательными нарушениями;
• оказывать логопедическую помощь по коррекции речевых рас-
стройств;
• подбирать мебель, соответствующую потребностям детей;
• предоставлять ребенку возможность передвигаться по ДОО тем спо-
собом, которым он может, и в доступном для него темпе;
• проводить целенаправленную работу с родителями детей с ОВЗ,
обучать их доступным приемам коррекционно-развивающей работы;
• формировать толерантное отношение к детям с ОВЗ у нормально
развивающихся детей и их родителей;
• привлекать персонал, оказывающий физическую помощь детям при
передвижении по ДОО, принятии пищи, пользовании туалетом и др.;
• привлекать детей с ОДА к участию в совместных досуговых и спор-
Тивно-массовых мероприятиях.
При включении ребенка с двигательными нарушениями в образова-
Тельный процесс ДОО обязательным условием является организация его
Систематического, адекватного, непрерывного психолого-медико-педаго-
Гического сопровождения.
Условия обучения и воспитания детей
С расстройствами аутистического спектра
Расстройства аутистического спектра в настоящее время рассматрива-
Ются как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с РАС
Нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими
Для них являются проблемы эмоционально-волевой сферы и трудности в
228 229
Общении, которые определяют их потребность в сохранении постоянства в
Окружающем мире и стереотипность собственного поведения.
У детей с РАС ограничены когнитивные возможности, и прежде всего
Это трудности переключения с одного действия на другое, за которыми
Стоит инертность нервных процессов, проявляющаяся в двигательной,
Речевой, интеллектуальной сферах. Наиболее трудно преодолевается
Инертность в мыслительной сфере, что необходимо учитывать при орга-
низации образовательной деятельности детей с РАС.
Для детей с РАС важна длительность и постоянство контактов с педа-
Гогом и тьютором. Вследствие особенностей восприятия, обучение в среде
Нормативно развивающихся сверстников не является простым и легким
Процессом для аутичного ребенка. Аутичному ребенку, у которого часто
Наблюдаются отставание в развитии речи, низкая социальная мотивация,
А также гипер- или гипочувствительность к отдельным раздражителям,
Сложно установить контакт со сверстниками без помощи взрослого, поэтому
Сопровождение его тьютором может стать основным, если не самым необхо-