Декоративное рисование. Продолжать формировать умение созда-

Вать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимонов-

Ских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для

Развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов

Для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут исполь-

Зоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные

Из бумаги).

Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять эле-

Менты городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и

Называть цвета, используемые в росписи.

Лепка. Продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенс-

Твовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы).

Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить при-

Щипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытяги-

Ванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей

(ушки у котенка, клюв у птички). Учить сглаживать пальцами поверхность

Вылепленного предмета, фигурки.

Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения

Полой формы. Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять

Стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.

Закреплять приемы аккуратной лепки.

Аппликация. Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содер-

Жание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.

Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться

Ими. Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разреза-

Ния по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Учить состав-

Лять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка,

Дерево, кустик и др.). Учить вырезать круглые формы из квадрата и

Овальные из прямоугольника путем скругления углов; использовать

Этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цве-

Тов и т. п.

Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации пред-

Метов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и во-

Ображаемые) из готовых форм. Учить детей преобразовывать эти формы,

Разрезая их на две или четыре части (круг — на полукруги, четверти; квад-

Рат — на треугольники и т. д.).

Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.

Поощрять проявление активности и творчества.

Старшая группа

(от 5 до 6 лет)

Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности.

Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух,

Обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предме-

Тов и объектов природы.

Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окру-

Жающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать

Мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похо-

Же), установление сходства и различия предметов и их частей, выделе-

Ние общего и единичного, характерных признаков, обобщение. Учить

Передавать в изображении не только основные свойства предметов

(форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предме-

188 189

Тов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг

Друга.

Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в

явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как из-

Меняются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно

Раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется

Освещение предметов на солнце и в тени).

Учить передавать в изображении основные свойства предметов (фор-

Ма, величина, цвет), характерные детали, соотношение предметов и их час-

Тей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.

Развивать способность наблюдать явления природы, замечать их дина-

Мику, форму и цвет медленно плывущих облаков.

Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать

Художественно-творческие способности.

Развивать чувство формы, цвета, пропорций.

Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусст-

Вом (Городец, Полхов-Майдан, Гжель), расширять представления о народ-

Ных игрушках (матрешки — городецкая, богородская; бирюльки).

Знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искус-

Ством (на основе региональных особенностей); с другими видами деко-

Ративно-прикладного искусства (фарфоровые и керамические изделия,

Наши рекомендации