В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения
Представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять
детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы
Предметов.
Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забав-
Ных случаях из жизни.
Формирование словаря. На основе обогащения представлений о
Ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать сло-
Варный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды,
Обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.
Учить детей различать и называть существенные детали и части
Предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества
(цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая,
Пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага
Легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые иг-
Рушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), место-
Положение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание
Детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце,
стул — табурет — скамеечка, шуба — пальто — дубленка). Учить понимать
Обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.
П.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних
Животных и их детенышей, овощи и фрукты.
Звуковая культура речи. Продолжать учить детей внятно про-
износить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки:
П — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц.
Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое воспри-
Ятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артику-
Ляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную
Выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы,
Говорить спокойно, с естественными интонациями.
Грамматический строй речи. Продолжать учить детей согласовы-
Вать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; упот-
Реблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать
168 169
Употреблять в речи имена существительные в форме единственного и
Множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (ут-
ка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в
родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться
К словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой,
Подсказывать им правильную форму слова.
Помогать детям получать из нераспространенных простых предло-
Жений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные
Путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять
Предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим
Слона, зебру и тигра»).
Связная речь. Развивать диалогическую форму речи.
Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, кар-
Тин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра
Спектаклей, мультфильмов.
Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать за-
Данный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе,
Не перебивая говорящего взрослого.
Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравс-
Твуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе).
Помогать доброжелательно общаться друг с другом.
Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспи-
Тателями и родителями.
Средняя группа
(от 4 до 5 лет)
Развивающая речевая среда. Обсуждать с детьми информацию о
Предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им
Ближайшего окружения.
Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более
точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка;
Помогать логично и понятно высказывать суждение.
Способствовать развитию любознательности.
Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подска-
Зывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно выска-
Зать свое недовольство его поступком, как извиниться.
Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь де-
Тей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять
Представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их
Собственном опыте.
Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей,
Материалов, из которых они изготовлены.
Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагатель-