Благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.

Закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кустов

И ветвей деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).

Оформлять альбомы о временах года: подбирать картинки, фотогра-

Фии, детские рисунки и рассказы.

Сезонные наблюдения

Осень. Закреплять знания детей о том, что сентябрь первый осен-

Ний месяц. Учить замечать приметы осени (похолодало; земля от замо-

Розков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве).

Показать обрезку кустарников, рассказать, для чего это делают.

Привлекать к высаживанию садовых растений (настурция, астры) в

Горшки.

Учить собирать природный материал (семена, шишки, желуди, лис-

Тья) для изготовления поделок.

Зима. Обогащать представления детей о сезонных изменениях в

Природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед

И т. д.).

Обращать внимание детей на то, что на некоторых деревьях долго

Сохраняются плоды (на рябине, ели и т. д.). Объяснить, что это корм

Для птиц.

Учить определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпает-

Ся, липкий и др.; из влажного тяжелого снега лучше делать постройки).

Учить детей замечать, что в феврале погода меняется (то светит сол-

Нце, то дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки).

Рассказать, что 22 декабря — самый короткий день в году.

Привлекать к посадке семен овса для птиц.

Весна. Расширять представления дошкольников о весенних из-

менениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники;

распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход;

пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда;

Вылетают бабочки-крапивницы; появляются муравьи).

Познакомить с термометром (столбик с ртутью может быстро под-

Ниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится — в тени

Или на солнце).

Наблюдать, как высаживают, обрезают деревья и кустарники.

Учить замечать изменения в уголке природы (комнатные растения

Начинают давать новые листочки, зацветают и т. д.); пересаживать ком-

Натные растения, в том числе способом черенкования.

Учить детей выращивать цветы (тюльпаны) к Международному

Женскому дню.

Знакомить детей с народными приметами: «Длинные сосульки — к дол-

Гой весне», «Если весной летит много паутины, лето будет жаркое» и т. п.

Лето. Уточнять представления детей об изменениях, происходящих

В природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают

ливневые дожди, грозы, радуга).

164 165

Объяснить, что летом наиболее благоприятные условия для роста

Растений: растут, цветут и плодоносят.

Знакомить с народными приметами: «Радуга от дождя стоит дол-

Го — к ненастью, скоро исчезнет — к ясной погоде», «Вечером комары ле-

Тают густым роем — быть теплу», «Появились опята — лето кончилось».

Рассказать о том, что 22 июня — день летнего солнцестояния (са-

Мый долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на

Убыль).

Знакомить с трудом людей на полях, в садах и огородах. Воспиты-

Вать желание помогать взрослым.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и

Культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматичес-

Ки правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого

Творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонемати-

Ческого слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, по-

Нимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формиро-

Вание звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки

Обучения грамоте».

Основные цели

И задачи

Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми,

Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с

Окружающими.

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического

Строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; фор-

Мирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чте-

Нию; развитие литературной речи.

Воспитание желания и умения слушать художественные произведе-

Ния, следить за развитием действия.

Содержание психолого-

Педагогической работы

Развитие

Речи

Первая младшая группа

(от 2 до 3 лет)

Развивающая речевая среда. Способствовать развитию речи как

Наши рекомендации