К подготовительной к школе группе дети в значительной степени
Осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно
Владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и пос-
Троек; не только анализируют основные конструктивные особенности
Различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со зна-
Комыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся
Симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляет-
Ся на основе зрительной ориентировки.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они
Достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет
Осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее вы-
Полнения; способны выполнять различные по степени сложности пост-
Ройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения
Из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специ-
Ально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он
Важен для углубления их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошколь-
никам уже доступны целостные композиции по предварительному за-
Мыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры
Людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда
Могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метри-
Ческих отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям
Воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять
Точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не вос-
Производят метрические отношения между точками: при наложении
Рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками
Образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они
В значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится кон-
Статировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении
Со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том
Числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности
Детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится
Произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного
Сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона,
Грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказы-
Ваниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер
Обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно
Употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, при-
Лагательные и т. д.
В результате правильно организованной образовательной работы у де-
Тей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст.
Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов
человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми;
Развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем
Познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальней-
Шем успешно учиться в школе.
104 105
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Особенности общей организации
образовательного пространства
Важнейшим условием реализации программы «От рождения до школы»
Является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка
образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ре-
бенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.
Важнейшие образовательные ориентиры:
• обеспечение эмоционального благополучия детей;
• создание условий для формирования доброжелательного и внима-
тельного отношения детей к другим людям;
• развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и
ответственности);
• развитие детских способностей, формирующихся в разных видах
Деятельности.
Для реализации этих целей педагогам рекомендуется:
• проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократичес-
кий стиль взаимодействия с ним и с другими педагогами;
• создавать условия для принятия ребенком ответственности и прояв-
ления эмпатии к другим людям;
• обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать