К подготовительной к школе группе дети в значительной степени

Осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно

Владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и пос-

Троек; не только анализируют основные конструктивные особенности

Различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со зна-

Комыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся

Симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляет-

Ся на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они

Достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет

Осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее вы-

Полнения; способны выполнять различные по степени сложности пост-

Ройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения

Из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специ-

Ально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он

Важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошколь-

никам уже доступны целостные композиции по предварительному за-

Мыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры

Людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда

Могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метри-

Ческих отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям

Воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять

Точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не вос-

Производят метрические отношения между точками: при наложении

Рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками

Образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они

В значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится кон-

Статировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении

Со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том

Числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности

Детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится

Произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного

Сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона,

Грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказы-

Ваниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер

Обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно

Употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, при-

Лагательные и т. д.

В результате правильно организованной образовательной работы у де-

Тей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст.

Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов

человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми;

Развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем

Познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальней-

Шем успешно учиться в школе.

104 105

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Особенности общей организации

образовательного пространства

Важнейшим условием реализации программы «От рождения до школы»

Является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка

образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ре-

бенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.

Важнейшие образовательные ориентиры:

• обеспечение эмоционального благополучия детей;

• создание условий для формирования доброжелательного и внима-

тельного отношения детей к другим людям;

• развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и

ответственности);

• развитие детских способностей, формирующихся в разных видах

Деятельности.

Для реализации этих целей педагогам рекомендуется:

• проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократичес-

кий стиль взаимодействия с ним и с другими педагогами;

• создавать условия для принятия ребенком ответственности и прояв-

ления эмпатии к другим людям;

• обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать

Наши рекомендации