Личине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.

Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предме-

Тов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны

Принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут вы-

Учить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети способны исполь-

Зовать простые схематизированные изображения для решения неслож-

Ных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные

Задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного рас-

Положения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их

Взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого

наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразова-

Ние образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены

Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, ес-

Ли им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков

Из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?»,

98 99

Большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких боль-

Ше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его осо-

Бенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоя-

Тельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступ-

Ной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен

Удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное

Условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков

И дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно

Имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных

Персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимают-

Ся словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при

Взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при обще-

Нии с взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно вы-

Ходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок.

Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ре-

Бенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для

Понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого,

Для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к

Их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость

Представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью,

Которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются посто-

Янные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появля-

Ются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения

Себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятель-

Ности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изоб-

разительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием;

Совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и вооб-

Ражения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти,

Внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности

В уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентнос-

Ти, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа

Я ребенка, его детализацией.

Старшая группа

(от 5 до 6 лет)

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала

Игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимо-

Действие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и

Интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения

Детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социаль-

Ные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах

Деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлека-

Тельными, чем другие. При распределении ролей могут возникать кон-

Наши рекомендации