Детей двух лет — 4–5,5 часа.

На развитие основных движений ребенка частично влияют пропор-

Ции его тела: короткие ноги, длинное туловище, большая голова. Ма-

Лыш до полутора лет часто падает при ходьбе, не всегда может вовремя

Остановиться, обойти препятствие. Несовершенна и осанка. Вследствие

Недостаточного развития мышечной системы ребенку трудно долго вы-

полнять однотипные движения, например, ходить с мамой «только за

Ручку». Для детей второго года жизни характерна высокая двигательная

Активность.

Постепенно совершенствуется ходьба. Дети учатся свободно передви-

Гаться на прогулке: они взбираются на бугорки, ходят по траве, перешаги-

вают через небольшие препятствия, например, палку, лежащую на земле.

Исчезает шаркающая походка. В подвижных играх и на музыкальных

Занятиях дети выполняют боковые шаги, медленно кружатся на месте.

В начале второго года дети много и охотно лазают: взбираются на

Горку, на диванчики, а позже (приставным шагом) и на шведскую стенку,

А также перелезают через бревно, подлезают под скамейку, пролезают че-

Рез обруч. После полутора лет у малышей кроме основных развиваются и

Подражательные движения (мишке, зайчику).

В простых подвижных играх и плясках дети привыкают координиро-

Вать свои движения и действия друг с другом (при участии не более 8–10

Человек).

В разных видах деятельности обогащается сенсорный опыт. В про-

Цессе знакомства с предметами ребенок слышит названия форм (кубик,

кирпичик, шарик, «крыша» — призма), одновременно воспринимая их

(гладит предмет, обводит пальцем по контуру, стучит, бросает и т. п.) и

Уточняя физические качества. При этом происходит и ознакомление с

Основными фигурами (квадрат, четырехугольник, круг, треугольник).

С помощью взрослого ребенок упражняется в установлении сходства и

Различий между предметами, имеющими одинаковые названия (боль-

Шой красный мяч — маленький синий мяч, большой белый мишка — ма-

Ленький черный мишка и т. д.).

При обучении и правильном подборе игрового материала дети осва-

Ивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды,

Матрешки и др.), строительным материалом и сюжетными игрушками

(куклы с атрибутами к ним, мишки). Эти действия ребенок воспроизво-

Дит по подражанию после показа взрослого.

Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и

Малыш учится доводить предметные действия до результата: заполняет

Колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру, из строитель-

Ного материала возводит по образцу, а затем по памяти забор, паровозик,

Башенку и другие несложные постройки.

Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными

Игрушками. Дети начинают переносить разученное действие с одной

игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет,

Необходимый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу

Спать, мисочку, чтобы накормить мишку).

Воспроизводя подряд 2–3 действия, они сначала не ориентируются

на то, как это бывает в жизни: спящую куклу, например, вдруг начинают

Катать на машинке. К концу второго года жизни в игровых действиях

Детей уже отражается привычная им жизненная последовательность: по-

Гуляв с куклой, кормят ее и укладывают спать.

Бытовые действия с сюжетными игрушками дети воспроизводят

На протяжении всего периода дошкольного детства. Но при этом дети

Лет и старше устраивают из каждого действия «многозвеньевой ри-

Туал». Перед едой кукле вымоют руки, завяжут салфетку, проверят, не го-

Ряча ли каша, кормить будут ложкой, а пить дадут из чашки. Всего этого

50 51

На втором году жизни нет. Ребенок просто подносит миску ко рту куклы.

Аналогично он поступает и в других ситуациях. Этими особенностями

Объясняется простота подбора сюжетных игрушек и атрибутов к ним.

На втором году жизни из отдельных действий складываются элементы

Деятельности, свойственной дошкольному детству: предметная с характер-

Ным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетная игра. В пред-

Метной деятельности появляются соотносящие и орудийные действия.

Успехи в развитии предметно-игровой деятельности сочетаются с ее

Неустойчивостью. Имея возможность приблизиться к любому предмету,

Попавшему в поле зрения, ребенок бросает то, что держит в руках, и уст-

Ремляется к нему. Постепенно он с помощью взрослого учится доводить

Наши рекомендации