Критерии конкурсного отбора лучших учителей

Экспертная оценка результатов деятельности Претендентов производится по критериям отбора гражданскими институтами на основании аналитической справки (аналитического отчета) Претендента.

Критерии отбора:

· позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года;

· позитивные результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам;

· позитивные результаты деятельности в качестве классного руководителя;

· использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе;

· обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.);

· повышение квалификации, профессиональная переподготовка, обучение в аспирантуре, докторантуре, наличие ученой степени и (или) ученого звания;

· сотрудничество с учреждениями профессионального образования;

· участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах.

Для оптимизации работы экспертов, представляющих гражданские институты, а также облегчения задачи Претендента по составлению аналитической справки (аналитического отчета) целесообразно добиться единого и четкого понимания как содержания самих критериев отбора, так и способов оценивания по каждому из них. На это и направлены данные методические рекомендации, которые основываются на следующих общих принципах:

· минимизация необходимой документации, подтверждающей описание деятельности учителя, соответствующей данному критерию отбора (во избежание бюрократизации и «бумажной волокиты»);

· опора на традиционные (пусть и несовершенные) диагностические показатели при оценивании результативности (в силу невозможности разработки и апробации принципиально новых показателей за столь короткий срок);

· максимальное доверие гражданским институтам, выступающим в роли Заявителя; учет мнения родителей, учащихся, выпускников, коллег, местного сообщества как полноценного «измерителя» результативности Претендента по тому или иному критерию;

· в рекомендациях принципиально не предлагаютсямаксимальный балл по каждому из критериев отбора (по 5-балльной шкале), а также форма и объем аналитической справки; все это устанавливается решением Совета субъекта Российской Федерации по приоритетному национальному проекту «Образование».

Дальнейшее рассмотрение каждого из критериев отбора структурируется по трем разделам: «Содержание критерия», «Подтверждение», «Способ оценивания». В разделе «Подтверждение» перечисляются те документально подтвержденные сведения о профессиональной деятельности Претендента, которые обосновывают данные, вошедшие в аналитическую справку, и в случае необходимости могут быть затребованы экспертами.

Критерий «позитивная динамика учебных достижений

Обучающихся за последние три года»

Содержание критерия

При оценке результативности Претендента по данному критерию придется опираться, в первую очередь, на такие традиционные показатели, как

1. позитивная динамика общей успеваемости (процент учащихся, не имеющих «2» по итогам учебного года и полугодия) за последние три года1;

2. позитивная динамика «качества знаний» учащихся (процент учащихся, имеющих «4» и «5» по итогам учебного года и полугодия) за последние три года1.

В дополнение к этому целесообразно учитывать также следующие показатели:

3. увеличение количества учащихся (в процентах), принимающих участие в предметных олимпиадах школьного и муниципального уровней;

4. увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся по данному предмету (проектов, исследований и др.);

5. рост мотивации к изучению предмета (увеличение процента учащихся в классе, испытывающих интерес к изучению данного предмета).

Подтверждение

Первые три показателя подтверждаются понятными и традиционными способами: оценками в учебных журналах, результатами аттестации (ЕГЭ и другие формы итоговой аттестации), заверенные сводные данные по успеваемости и качеству знаний, списки участников предметных олимпиад.

Количество учащихся, готовящих творческие работы (показатель №4), также поддается фиксации. Оценка изменения уровня этих работ (повышение качества) может быть проведена выборочно, на примере отдельных учащихся. Это могут сделать представители Заявителя.

Рост мотивации (интереса) к изучению предмета (показатель №5) подтверждаются результатами регулярного анкетирования (если оно, например, проводится психологом школы) учащихся и их родителей.

Способ оценивания

При получении оценки по данному критерию целесообразно приписать каждому показателю всего два значения «+» и «–» («да/нет»). Например, если имеется позитивная динамика общей успеваемости (первый показатель), этому соответствует «+» («да»), если ее нет, то «–» («нет»).

Можно рекомендовать ставить максимальный балл по данному критерию только при условии, если «+» соответствует первым двум показателям и еще любым двум из оставшихся трех. Далее, оценка снижается на балл, если одному из первых двух показателей соответствует «–», и на 0,5 балла, если «+» соответствует только одному из трех последних показателей. И т.д.

Наши рекомендации