Разработка целей внедрения новшества

Многие думают, что ставить цели не очень сложно, сложно их достигать. Однако в действительности, правильно поставить цель – значит решить непростую задачу.

Формулировки целей можно услышать или прочитать довольно часто. Однако, далеко не всегда формулируются именно цели. Цель обычно понимают как образ желаемого результата. В этом она совпадает с прекраснодушными мечтаниями, прожектами и т. п. Но, в отличие от них, цель – это образ результата, во-первых, с фиксированным временем его получения, во-вторых, соотнесенный с возможностями его получения к

Цель внедренческого проекта – это образ желаемых изменений в педагогической системе школы соответствующих ее актуальным проблемам и возможностям, определенный в отношении их места и времени, обеспечивающий возможность сравнения с фактически достигнутым результатом.
требуемому сроку, в-третьих, мотивирующий субъекта действовать в направлении его достижения (декларируя цель, субъект может стремиться получить совсем другой результат, в этом случае декларируемая цель –

псевдоцель), в-четвертых, операционально определенный (или иначе – верифицируемый), т. е. заданный так, что всегда можно сравнить фактиче-

ски полученный результат с ожидаемым.

Цели нередко ошибочно отождествляют с намерениями. Когда человек говорит: "Я хочу вернуться домой пораньше", – он формулирует намерение, а не цель.

В теории менеджмента выделяют следующие требования к целям:

1) они должны быть конкретными и измеримыми (верифицируемыми);

2) они должны быть четко ориентированы во времени, т.е. иметь конкретный горизонт прогнозирования;

3) цель должна быть достижимой, – чтобы служить повышению эффективности организации; установление цели, которая превышает возможности организации или из-за недостаточности ресурсов, или из-за внешних факторов, может привести к катастрофическим последствиям;

4) чтобы быть эффективными, множественные цели организации должны быть взаимно поддерживающими – т. е. действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей.

При проектировании целей и их оценке удобно пользоваться моделью цели, изображенной на рисунке 13. Эта модель определяет основные отношения и свойства цели.

Отношение "цель – потребность". Всякая цель как образ желаемого результата соответствует некой потребности и отражает ее в своем содержании. Это свойство цели будем называть актуальность.

Отношение "цель – возможность". Всякая цель не может быть достигнута, если для этого нет соответствующих условий. Содержание цели должно быть таким, чтобы соответствовать имеющимся ресурсам и ограничениям. Это свойство цели будем называть реалистичность.

       
  Разработка целей внедрения новшества - student2.ru
    Разработка целей внедрения новшества - student2.ru

Определенность во времени
Определенность в пространстве

 
  Разработка целей внедрения новшества - student2.ru

Рисунок 13. Свойства и отношения цели

Отношение "цель – результат". Цель – образ желаемого результата. Этот образ должен быть таким, чтобы можно было сравнить желаемый и фактически достигнутый результаты. Свойство цели быть средством контроля будем называть контролируемость.

Отношение "цель – время". Цели бывают конечны или бесконечны во времени. Бесконечные цели – это идеалы. Практические цели всегда конечны. Но во всех случаях должен быть определен момент или интервал времени, когда цель должна быть достигнута. Это свойство цели будем называть временная определенность.

Отношение "цель – место". Всякий желаемый результат должен быть получен в том или ином месте пространства. Свойство цели определять место получения желаемого результата будем называть пространственной определенностью.

При определении целей наиболее часто встречаются два взаимосвязанных недостатка: они определяются неконкретно и неоперационально. Примером этого может служить часто воспроизводимая в разных вариациях формулировка цели образования как "формирование гармонически и всесторонне развитой личности". Пока не определено, что понимается под "личностью" (а теорий личности в психологии существует не один десяток), какие качества предполагается развить у выпускников и до какого уровня, какими методами будут соотноситься цель и фактические результаты, эта формулировка, в лучшем случае, выражает намерение, а фактически является псевдоцелью. Поскольку цель есть образ желаемого результата, то этот образ должен быть определен с такой степенью детальности, чтобы исключить возможность многозначного толкования, – какой же результат хотят получить. Кроме того, следует определить, по каким признакам и какими способами мы будем сравнивать фактический результат с желаемым. Если цель определена неконкретно, то обеспечить необходимые условия ее верификации невозможно. В этом случае любой полученный результат можно квалифицировать как соответствующий цели.

Внедрение всякого новшества предполагает изменение определенных компонентов образовательной системы и, благодаря этому, улучшение ее результатов. Это могут: быть повышение уровня освоения учащимися учебного материала, формирование у них каких-то новых способностей, сокращение времени на освоение учебных курсов; улучшение состояния здоровья учащихся и др.

Всякое новшество определяет, какие изменения оно предполагает обеспечить в случае внедрения. Если новшество достаточно хорошо разработано, то оно определяет и примерный диапазон возможных изменений в результатах (свой потенциал). Но в школе может не быть условий для полного использования потенциала новшества. Поэтому необходимо спрогнозировать ожидаемые результаты внедрения, исходя из реальных возможностей школы.

Ожидаемые результаты внедрения должны быть определены операционально, т.е они должны быть измеримыми, а значит для каждого из них должна быть построена (или принята) соответствующая измерительная шкала. В теории измерений под шкалой понимают алгоритм, с помощью которого каждому наблюдаемому объекту ставится в соответствие некоторое число – шкальное значение. Задача построения шкалы состоит в том, чтобы определить шкальные значения и признаки, по которым оцениваемым объектам будут приписываться соответствующие числа, а также задать процедуры измерения. Например, чтобы измерить длину, нужно ввести единицу измерения. Ею может быть метр, дюйм, локоть и др. Это дает возможность использовать шкалу действительных чисел 1, 2, 3 и т.д. в качестве шкалы измерения. Но это только одна из возможных шкал.

Различают четыре основных типа шкал: номинальные, порядковые, равных интервалов и равных отношений.

Номинальная шкала (или шкала наименований) создается путем классификации объектов измерения на группы. Каждой группе приписывается число и (или) имя, которое является шкальным значением. Например, при различении объектов по цвету могут выделяться группы объектов красного, синего, желтого, зеленого цветов и эти группы могут нумероваться 1, 2, 3, 4. Каждый объект, отнесенный к какой либо группе, определяется одним и тем же числом. Различение людей по полу на мужчин и женщин – тоже пример номинальной шкалы. Шкала этого типа позволяет лишь отличать одни объекты от других, поскольку содержит только отношения равенства или неравенства объектов по какому-либо признаку.

Порядковая шкала в отличие от номинальной не только разделяет измеряемые объекты по какому-либо признаку на группы, но и определяет отношения порядка между ними типа “хуже – лучше”, “больше – меньше”. Шкала порядка позволяет показать, что один объект А по какому-то свойству лучше (больше) другого объекта В, но хуже (меньше) третьего объекта С. Однако, насколько объект А лучше объекта В, а тот, в свою очередь, лучше объекта С посредством порядковой шкалы определить нельзя. Значения порядковой шкалы называют иногда рангами. Места, которые могут занять спортсмены в соревновании, являются примером шкалы порядка. Традиционная школьная оценка также базируется на шкале порядка: отлично (5) лучше, чем хорошо (4); хорошо лучше, чем удовлетворительно (3); удовлетворительно лучше, чем неудовлетворительно (2). Ученик, получивший годовую оценку по предмету “4”, освоил учебный материал лучше тех, кто получил оценку “3” и хуже тех, кто получил оценку “5”. Но насколько его знания лучше первых и хуже вторых сказать нельзя.

Шкала равных интервалов. Эта шкала не только упорядочивает объекты, но и позволяет сравнивать, насколько велика разница между ними. Это оказывается возможным благодаря использованию специальных единиц измерения. Такими единицами, например, являются, градус, метр и др. При использовании этой шкалы гарантируется, что 5-2 = 9-6. Этого нельзя гарантировать при порядковой шкале. В ее случае вообще нельзя применять математические операции сложения, вычитания и др. Три троечника в сумме не знают больше, чем один отличник.

Шкала равных отношений. Как и шкала равных интервалов, она предполагает существование единицы измерения. Поэтому всегда можно сказать на сколько А больше объекта, принимаемого за единицу. Но шкала равных отношений позволяет еще определять во сколько А больше этого объекта.

В педагогике чаще всего используют порядковые шкалы. Здесь очень редко можно построить единицу измерения. Ведь такая единица должна оставаться неизменной при любых условиях (величина метра или килограмма должны быть неизменными, иначе нельзя будет сравнивать данные, полученные в разных условиях).

Цель внедрения новшества, для которой не определены шкалы оценки результата изменений, – плохо определенная цель.

Рассмотрим в качестве примера, определение цели введения в учебный план школы метапредмета, названного его разработчиком "Рефлексия".

По замыслу создателя новой учебной программы, ее введение обеспечит условия для того, чтобы в ходе занятий ученики могли научиться осмысливать и планировать свою деятельность, а также понимать цели деятельности других людей.

Целями занятий по предмету "Рефлексия" для учеников были определены:

1) научится ставить и достигать цели по учебным предметам в соответствии с содержанием этих предметов и индивидуальными особенностями самих учащихся;

2) научиться отслеживать выполнение своих целей и корректировать свою деятельность;

3) научиться анализировать успехи и трудности в достижении целей другими учениками;

4) научиться различным способам невербальной рефлексии (через художественные, музыкальные образы и т.п.).

Оценивая приведенные цели, нужно прежде всего задаться вопросом: "Конкретно и операционально ли они определены"? Может существовать множество трактовок того, что значит "уметь ставить и достигать цели по учебным предметам", или "уметь анализировать успехи и трудности в достижении цели другими учениками". Если не выделены показатели уровня сформированности соответствующих умений и не определены способы их оценки, то цели должны быть признаны не конкретными и не операционально определенными. Это будет означать, что дальнейшая оценка их актуальности и реалистичности невозможна.

В рассматриваемом нами примере, условия конкретности и операциональности определения целей в основном выполнены, поскольку в содержании учебной программы раскрывается то, чему хотят научить учеников, и как будут оцениваться результаты обучения.

Продолжая анализ целей рассматриваемого нововведения, следует задаться вопросом: "Существуют ли актуальные потребности в их достижении"? В данном случае можно согласиться с тем, что формирование названных в формулировках целей умений актуально, поскольку соответствует объективным потребностям развития учеников. Однако это не означает, что сами ученики сознают эту потребность и достижение ставящихся учителем целей актуально для них. Поэтому, если не принять специальных действий, то цели занятий, которые ставит учитель, и цели, которые будут преследовать ученики, могут сильно различаться.

Следующий вопрос: "Реалистичны ли поставленные цели"? Ответ на него зависит от многих факторов. Прежде всего от содержания программы и используемой в ней технологии обучения. Но не только это определяет возможность достижения желаемых результатов обучения. В не меньшей мере реалистичность достижения желаемых результатов зависит от того, хотят ли и могут ли учителя школы, где проводится эксперимент, реализовать новшество; будет ли выделено достаточное для этого количество учебного времени; готовы ли учащиеся к освоению учебной программы в предусматриваемых ею формах занятий; хотят ли они учиться.

Разработка целей внедрения новшества - student2.ru

Планирование внедрения новшества

Как уже отмечалось в п. 8.2, качественное планирование внедрения – одно из важнейших условий эффективности проводимых изменений. План – это модель деятельности, определяющая совокупность действий и связей между ними, реализация которых позволит достичь желаемого результата (цели).

Назначение планирования состоит в том, чтобы:

· устранить отрицательный эффект неопределенности;

· сосредоточить внимание на главных задачах;

· добиться экономичного функционирования;

· облегчить контроль;

· облегчить координацию.

Если мы хотим получить некоторый результат к определенному сроку и построили план действий, позволяющий это сделать, то можем

быть уверены, что знаем, чего хотим и как этого добиться. Но, если реальное положение дел в какой-то момент перестанет соответствовать нашему плану, то это сигнализирует о том, что мы, действуя по своему плану, же-

План внедрения новшества – это модель деятельности, определяющая совокупность действий и связей между ними, выполнение которых осуществить желаемые изменения в педагогической системе школы и цели внедрения.  
лаемого результата не достигнем. Поэтому нужно изменить план действий. План выполняет функцию средства контроля за ситуацией и ее анализа; он необходим, для того, чтобы как можно раньше начать реагировать на нежелательные изменения.

План действий приобретает особо важное значение, когда во внедрении нов-

шества участвует не один человек, а груп-

па. Тогда он становится средством согласования и координации их действий.

При разработке плана внедрения новшества необходимо определить:

* состав действий, необходимых и достаточных для достижения поставленных целей внедрения (что должно быть сделано);

* ожидаемые результаты действий (что получено в результате действий);

* сроки начала и окончания действий (когда должны быть выполнены действия);

* ответственных исполнителей (кто исполнитель).

Чтобы план внедрения новшества мог эффективнее выполнять свое назначение, он должен отвечать определенным требованиям:

1) обеспечивать полноту состава действий, необходимых для достижения поставленной цели;

2) устанавливать связи между действиями и тем самым обеспечивать их скоординированность и согласованность по содержанию и срокам выполнения;

3) быть реалистичным с точки зрения ресурсного обеспечения и сроков реализации;

4) обладать чувствительностью к сбоям, т.е. возможным отклонениям от запланированных целей за счет контролируемости процесса по промежуточным результатам.

5) быть рационально детализированным, т.е. устанавливать такой временной интервал между контролируемыми промежуточными целями, когда оптимизируется соотношение между затратами усилий на контроль и его результативностью.

Разработка целей внедрения новшества - student2.ru

Основные недостатки многих планов состоят в том, что они не обеспечивают полноты состава действий, необходимых для достижения поставленных целей, не фиксируют связи между мероприятиями, не определяют или определяют неконкретно промежуточные цели.

Наиболее сложно при планировании инновационных процессов достичь полноты состава действий. "Забывание" каких-то действий приводит к значительному увеличению длительности реализации нововведений. По мере выполнения работы, неполнота действий обнаруживается, и план существенно дорабатывается и изменяется по ходу выполнения. На выполнение каждого нового действия, включенного в план, требуется дополнительное время. Например, если осваивается новая педагогическая технология, но в плане забыта необходимость обучения учителей на специальных курсах, то внедрение новшества может быть отложено на целый год, так как нужно подстраиваться под сроки проведения соответствующих курсов.

Если состав и логическая последовательность действий определены, то на следующем этапе планирования нужно определить исполнителей и составить план-график реализации нововведения. Основная задача, решаемая на этом этапе, – обеспечение рационального распределения и координирование всех предусматриваемых действий во времени. Этим, как и полнотой действий, достигается реалистичность плана по срокам.

Распределить запланированные действия во времени – значит не только определить продолжительность выполнения каждого из них, но и согласовать их между собой по срокам. Одни действия могут выполняться только последовательно друг за другом, а другие параллельно. Рациональное распределение действий позволяет добиться равномерной загруженности участников проекта, не допускать неритмичности и "авралов" в работе. Если действий немного, и их выполнение не требует согласования с решением каких-то других задач, то эта работа не составляет труда. Но в других случаях требуется применение специальных средств для согласования сроков выполнения действий.

Для решения этой задачи используется так называемая ленточная диаграмма Гантта, пример которой представлен на рисунке 14.

  Годы и месяцы
Работы 2000 год 2001 год
 
1.....................                            
.......................                            
2.....................                            
.......................                            
3.....................                            
.......................                              
4.....................                            
.......................                              
5.....................                            
..........................                            
6........................                            
..........................                            
7........................                            
..........................                              
8........................                            
..........................                            
                                 
  Продолжительность работы   Резерв времени

Рис. 14. Ленточная диаграмма Гантта

Справа выписываются наименования предусматриваемых планом действий, а по горизонтальной оси откладываются временные интервалы. Длина отрезка обозначает продолжительность выполнения действия.

Составление графика Гантта начинается с определения тех действий, которые могут быть начаты сразу, т. е. не требуют, чтобы до их начала были выполнены какие-то другие. Предположим, что это действия № 1 и № 3. На график наносятся отрезки, соответствующие их длительности (темные отрезки). Действие № 2 может быть начато только по окончании действия №1. Поэтому момент его начала совпадает с моментом окончания действия № 1. От этой точки откладывается отрезок, соответствующей продолжительности действия №2. Действие № 4 начинается после завершения действий № 2 и № 3. Как видно из рисунка, действие № 3 может быть выполнено раньше, чем действие № 2, поэтому реально его результат потребуется позже. Это означает, что по действию №3 имеется резерв (его величина обозначена светлым отрезком) и момент его начала может быть сдвинут на величину резерва. Процедура составления графика в дальнейшем аналогична описанной выше. Из рисунка видно, что действие № 7 начинается после завершения действия № 4, а действие № 6 – после действия № 5, действие № 8 – после окончания действий №6 и №7, причем по действию № 6 имеется резерв. Таким образом определяется общая продолжительность реализации инновационного проекта. Если она по каким-то причинам не устраивает руководителей, то они должны решать за счет сокращения продолжительности каких действий можно уменьшить продолжительность всего проекта.

С помощью планирования по методике Гантта можно добиться не только реалистичности плана по срокам, но и сокращения сроков исполнения планов.

Календарный план-график Гантта наглядно показывает, что сбои в сроках реализации одного действия отразятся на всей цепочке и могут привести к другим сбоям. Таким образом, четкое представление о связях между действиями позволяет заранее предвидеть проблемы, которые будут возникать из-за отклонений от плана, и принять необходимые меры для их недопущения.

Наши рекомендации