Уровни и показатели развития инновационной
Системы школы
В зависимости от своего строения и характеристик своих компонентов инновационные системы школ могут находиться на разных уровнях развития. Более развитые инновационные системы обладают такими свойствами, которые позволяют им решать задачи, недоступные менее развитым. Различия в способности школ к развитию находят свое выражение в качестве инновационной деятельности.
Когда говорят о качестве какой-то деятельности, то имеют в виду то, как выполняется ее назначение, насколько результаты деятельности соответствуют предъявляемым к ним объективным требованиям. В общем смысле качество деятельности можно определить как отношение фактически достигнутых результатов к объективно необходимым и возможным в существующих условиях. Уровень этого отношения в инновационной деятельности зависит от того, как выявляются проблемы, ищутся и используются возможности для их решения.
Если в педагогической системе школы объективно существует некоторое множество проблем, а выявляется только их небольшая часть, то чувствительность инновационной системы к проблемам должна быть признана низкой. Она тем больше, чем больше число выявленных проблем приближается к числу реально существующих.
Как бы хорошо не выполнялась диагностическая функция (функция выявления проблем), но если школа плохо ориентируется в пространстве существующих возможностей для своего развития, то она не может обеспечить эффективное развитие.
Знание своих проблем и возможностей для их решения – условия необходимые, но недостаточные для высокого качества инновационной деятельности. Возможности нужно еще эффективно использовать.
Исходя из этого уровень развития инновационной системы школы или иначе, уровень способности школы к развитию, можно определить как функцию трех переменных (характеристик): чувствительность к проблемам (потребностям в изменениях), чувствительность к возможностям их решения, внедренческий потенциал.
Чувствительность к проблемам – это характеристика инновационной системы школы, отражающая ее способность обеспечивать полноту выявления объективно существующих потребностей изменения педагогической системы и адекватность оценки их значимости.
Степень чувствительности школы к проблемам проявляется в следующем:
· анализируются ли результаты образования на каждой его ступени?
· по отношению к каким целям оцениваются результаты образования ( целям передачи знаний, передачи знаний и развития каких-то частных способностей, целостного личностного развития учащихся)?
· операционально ли определяются недостатки в результатах образования?
· анализируется ли состояние компонентов педагогической системы школы (учебные планы, программы, образовательные технологии, педагогические кадры, материально-техническая база)?
· операционально ли определяются недостатки компонентов педагогической системы школы?
· устанавливаются ли причинно-следственные связи между недостатками компонентов педагогической системы и недостатками результатов образования?
· какое участие принимают учителя в анализе результатов образования и состояния педагогической системы школы?
Чувствительность к возможностям развития – это характеристика инновационной системы школы, отражающая ее способность обеспечивать полноту выявления объективно существующих возможностей для повышения эффективности педагогической системы школы и адекватность оценки их потенциала.
Показателями чувствительности школы к возможностям своего развития служат:
· активность учителей в поиске способов улучшения результатов своей работы и разработке предложений по улучшению работы школы;
· интенсивность участия учителей в организованных формах обмена информацией о новых разработках;
· интенсивность обсуждения в школе разработанных наукой педагогических новшеств, передового опыта;
· полезность проводящихся обсуждений новых научных разработок, опыта других школ;
· степень участия учителей в поиске решений проблем школы;
· наличие отлаженного механизма рассмотрения предложений о нововведениях;
· методическая оснащенность оценок предложений о внедрении новшеств.
Внедренческий потенциал – это характеристика инновационной системы школы, отражающая ее способность осуществляя нововведения, достигать максимально возможных полезных результатов с минимально возможными затратами ресурсов.
Показателями уровня внедренческого потенциала школы служат:
· конкретность определения общей цели развития школы и целей развития ее основных ступеней;
· конкретность и детальность планов внедрения новшеств и планов экспериментальной работы;
· методическая оснащенность оценок инновационных проектов, программ экспериментов;
· мотивированность учителей на участие в инновационной деятельности;
· степень участия учителей в планировании изменений и организации их исполнения;
· наличие отлаженных механизмов координации действий исполнителей при внедрении новшеств;
· дисциплина исполнения;
· наличие эффективных механизмов разрешения разногласий между исполнителями;
· рациональность объема и эффективность контроля процесса внедрения новшеств;
· своевременность реагирования руководства в ситуациях затруднений у исполнителей;
· действенность регулирующих воздействий руководителей.
Инновационные системы с высоким уровнем развития лучше выполняют свое назначение благодаря тому, что они: способны выявлять проблемы, которые не "чувствуют" в школах с менее развитыми инновационными системами; выявлять объективно существующие возможностей для развития педагогической системы школы, которые не "видят" другие школы; создавать целостные и конкретные проекты своего желаемого будущего, соответствующие объективным потребностям и возможностям; создавать и эффективно реализовать планы проведения изменений.
Пример. Школа с высоким уровнем развития инновационной системы.
Школа Z является многопрофильным образовательным учреждением, в структуру которого входят прогимназия (1- 4 классы), гимназия (5 – 9 классы), основная школа (5 - 9 классы) и полная школа. В основной школе функционируют предпрофильные гуманитарные и естественно-научные классы. На старшей ступени работает "предуниверсарий" (естественно-научные классы), обеспечивающий непрерывное развивающее образование одаренных детей в системе "школа – вуз – аспирантура".
Инновационная деятельность школы строится в соответствии с разработками и рекомендациями научного Центра, с которым она сотрудничает. Под научным руководством специалистов Центра в школе были разработаны: "Перспективная развивающая образовательная программа", "Программа опытно-эксперимен-тальной деятельности". Эти документы являются основополагающими для проводящейся в школе экспериментальной работы.
На всех ступенях школы Z учебно-воспитательный процесс строится таким образом, чтобы оказывать целенаправленное воздействие на ценностную, познавательную, творческую, коммуникативную и художественную сферы личности учащихся, способствуя развитию определенных психических качеств. Педагоги и учащиеся активно осваивают основы проектной деятельности в процессе обучения. Инновационная деятельность школы направлена, прежде всего, на обновление содержания образования, устранение перегрузки учащихся, разработку инновационных средств обучения, апробацию новых педагогических технологий, отработку системы научно-методического проектирования учебно-материальной среды общеобразовательной школы.
Функция анализа педагогической системы реализуется в школе Z на высоком уровне.
Результаты на выходе всех ступеней школы оцениваются по отношению к целям образования развивающего типа. Основное значение при этом имеют уровень сформированности определенных психических качеств и показатели состояния здоровья учащихся, перечень которых задается в модели выпускника каждой ступени.
Анализ состояния педагогической системы школы осуществляется по специальной методике, детально определяющей последовательность и способы выполнения его процедур. В школе Z постоянно анализируются причины выявленных недостатков в результатах образования. При этом недостатки педагогической системы школы чаще всего определяются достаточно конкретно, что позволяет впоследствии контролировать процесс их устранения. Полнота перечня причин недостатков в результатах образования обосновывается с использованием теоретических моделей.
Для выполнения анализа создаются специальные рабочие группы по направлениям с широким участием учителей.
Благодаря всему этому школа Z обладает высокой чувствительностью к потребностям изменений (проблемам).
Так же на высоком уровне в школе Z реализуется функция поиска возможностей развития.
Учителя проявляют высокую активность в разработке предложений по улучшению ее работы. Подавляющее большинство из них за последние несколько лет подавали руководству школы предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Поскольку школа расположена в крупном городе и помимо бюджетного финансирования располагает спонсорскими средствами, а также и привлеченными средствами родителей, учителя имеют хорошие возможности для получения информации о новинках педагогической науки, передовом опыте, участвуя в работе конференций, семинаров, во встречах с учеными. У учителей есть широкий выбор доступной им профессиональной литературы и большинство из них пользуются этим. Более половины педагогов школы затрачивают на самообразование более одного часа в день. Остальные читают профессиональную литературу более трех часов в неделю.
Обсуждение новых педагогических идей, передового опыта работы других школ, новых технологий обучения и воспитания на педагогических советах школы, заседаниях методических объединений проводятся регулярно, и по оценкам учителей, в большинстве случаев, они бывают полезными.
Анализ выполнения в школе Z функции поиска возможностей развития позволяет оценивать ее чувствительность к возможностям развития как высокую.
Несколько хуже в школе отлажен механизм внедрения новшеств.
В школе имеется описанное в программе развития четкое представление о том, какой она должна стать через пять лет. Программа развития школы и планы внедрения конкретных новшеств перед утверждением проходят экспертизу, которая осуществляется силами научных сотрудников и высоко квалифицированных педагогов школы с использованием методики экспертных оценок.
В планах внедрения новшеств сроки начала и окончания мероприятий определяются с точностью до месяца, но не всегда выделяются этапы их выполнения и соответствующие им промежуточные результаты. Иноформированность учителей школы о перспективах ее развития достаточно высокая. Более 60% учителей считают себя информированными в общем и в деталях о том, какие изменения планируется осуществить в школе в ближайшие 3-5 лет. 26% учителей считают себя частично информированными об этом. Остальные не имеют четкого представления о перспективах развития школы. Это в значительной степени является следствием того, что в планировании развития школы принимает участие лишь часть учителей.
Механизм мотивации инновационной активности учителей в школе Z достаточно отлажен и эффективен, хотя и здесь есть недостатки. В школе определены формы материального и морального поощрения инновационной деятельности учителей, но более трети учителей они известны недостаточно хорошо. Только 70% учителей находят среди применяемых руководством школы форм поощрения участия учителей в инновационной деятельности ценные для себя. Для остальных эти поощрения не обладают ценностью. В справедливости распределения поощрений за достижения в инновационной деятельности уверены почти все учителя.
Механизм реализации планов инновационной деятельности в школе Z также хорошо отлажен, но и здесь есть недостатки. Работа по внедрению новшеств, по оценкам педагогов, строится на демократических началах. В рабочих группах, создаваемых для внедрения какого-либо новшества, обязанности в большинстве случаев распределяются самими участниками групп. Однако координация действий учителей, участвующих в экспериментальной работе, нередко требует участия руководителя школы. Разногласия, возникающие между учителями в процессе инновационной деятельности, также нередко разрешаются только после вмешательства руководителей.
При возникновении затруднений у учителей в ходе подготовки какого-то мероприятия или внедрения новшества, требующих вмешательства руководства, администрация в большинстве случаев реагирует своевременно и эффективно.
Таким образом, внедренческий потенциал школы нельзя оценить как высокий, но он выше среднего уровня.
Поскольку две характеристики инновационной системы школы (чувствительность к проблемам и чувствительность к возможностям) находятся на высоком уровне, а одна характеристика (внедренческий потенциал) – на уровне выше среднего, общий уровень ее развития оценивается как высокий.
Пример. Школа с низким уровнем развития инновационной системы.
Школа Х – школа полного дня, где учащиеся могут оставаться и на ночь. Основной программный блок преподается в форме классического сорокаминутного урока и выносится в первую половину дня.
За последние пять лет в школе были осуществлены следующие нововведения: внедрены программы углубленного изучения английского языка на всех ступенях школы; программа расширенного курса информатики; расширены программы спортивных занятий (теннис, плавание).
Изучение инновационной деятельности школы показало следующее.
В школе слабо поставлена аналитическая работа. Анализ ее образовательной деятельности проводится директором и его заместителями. Учителя практически исключены из анализа учебно-воспитательного процесса. Хотя в своих программных документах школа и провозглашает, что ее целью является развитие личности учащихся, но при анализе оцениваются лишь результаты освоения учащимися учебных программ. По оценкам учащихся выделяются недостатки в результатах, но при этом констатируется, что результаты освоения основных учебных программ выше средних по школам города.
Причины недостатков в результатах фактически не анализируются. Как следствие, не выделяются недостатки педагогической системы, не выявляются наиболее значимые проблемы.
Таким образом, чувствительность к проблемам у школы оценивается как низкая.
Функция поиска возможностей развития в школе реализуется тоже слабо. Активность учителей школы, в основном, направлена на совершенствование собственной работы, в то время как решение общих проблем школы большинство из них считает выходящим за рамки их обязанностей. Большинство педагогов (85%) в последние несколько лет не подавали руководству никаких предложений по улучшению работы школы, и менее 40% учителей вносили новшества в свою работу. В школе не существует установленного порядка рассмотрения предложений о нововведениях. На педагогических советах школы довольно редко (один два раза в полугодие) проводятся обсуждения новых педагогических идей, передового опыта работы в других школах, новых технологий обучения и воспитания, разработанных наукой. Чаще они обсуждаются на заседаниях методических объединений. Но по оценкам учителей во многих случаях такие обсуждения бывают малополезными.
Учителя редко участвуют в мероприятиях, где можно получить информацию о новых разработках и передовом педагогическом опыте. Они мало времени тратят на изучение профессиональной литературы, будучи загруженными преподавательской работой. Доступность такой литературы, в силу удаленности города и слабого финансирования школы, низка.
Анализ состояния реализации функции поиска возможностей развития приводит к выводу, что чувствительность к возможностям развития у школы, так же как и чувствительность к проблемам, низкая.
Функция внедрения новшеств реализуется на более высоком уровне.
У школы нет проработанной программы своего развития. Планы внедрения новшеств или планы экспериментальной работы как самостоятельные документы не разрабатываются. Конкретные мероприятия по внедрению новшеств включаются в план работы школы на учебный год. Но разрабатываемые планы внедрения новшеств мало детализированы, цели в них определяются нечетко, промежуточные цели не определяются, что не позволяет осуществлять эффективный контроль хода работ.
Педагоги не участвуют в планировании нововведений. Они выполняют роль исполнителей заданий.
В школе трудятся квалифицированные и ответственные педагоги, поэтому при реализации каких-либо мероприятий, или внедрении новшеств у руководства редко возникают проблемы из-за несогласованности действий, недисциплинированности или недостаточной компетентности исполнителей. Но мотивация участия в инновационной деятельности у них слабая. Учителя не чувствуют, что руководство школы заинтересовано в том, чтобы они активно участвовали в этой работе. В школе не определена система поощрения инновационной активности педагогов. Учителям практически ничего неизвестно о существовании в школе каких бы то ни было форм материального поощрения участия в инновационной деятельности.
Контроль и регулирование инновационной деятельности в школе Х реализуются на среднем уровне. Руководство школы регулярно (примерно раз в квартал) контролирует ход осуществления нововведений. Всю необходимую информацию о случаях сбоев или затруднений во внедрении нововведений, требующих непосредственного вмешательства руководителя , он получает своевременно. Но реакция руководителей на обращение к ним по поводу возникших затруднений в ходе осуществления нововведений не всегда бывает своевременной или эффективной.