Структура инновационной системы школы
Всякая система имеет ту или иную структуру. Под структурой (от лат. structura – строение, расположение, порядок) понимают совокупность устойчивых связей и отношений между элементами и частями какого-либо целого, обеспечивающих сохранение его основных свойств. Свойства всякой системы определяются не только составом и свойствами ее компонентов, но и тем как они связаны между собой. Известно, например, что существует множество химических веществ состоящих из атомов углерода, кислорода и водорода. Их свойства оказываются разными благодаря тому, что они имеют разные структуры. Точно так же от структуры связей и отношений между педагогами (как формальных так и не формальных) зависят качества педагогического коллектива как целого.
Сложные системы имеют многоуровневую структуру. Например, организм состоит из связанных между собой органов. Они в свою очередь имеют собственную структуру. Если продолжать деление дальше, то дойдем до клетки. Клетка – это последняя, далее неразложимая составляющая организма, его единица. Единица вещества – молекула. Если ее разложить на части, то теряются свойства самого вещества, оно перестает существовать. Единица инновационной системы – нововведение.
В инновационной системе могут одновременно осуществляться множество нововведений. Структуры инновационных систем будут различаться в зависимости от того, как них связаны между собой различные нововведения.
В общем случае нововведения в школе осуществляются одновременно на трех ее ступенях: начальной, средней и старшей (хотя это не всегда бывает). Это означает, что общий инновационный процесс разделяется на три подпроцесса и в структуре инновационной системы выделяются три подсистемы (см. рисунок 8) .
Рис.8. Общая структура инновационной системы школы
Изменения в каждой из подсистем инновационной системы школы могут осуществляться автономно, т.е. независимо от изменений в других подсистемах, или же быть скоординированными с ними по содержанию и по срокам.
Точно так же изменения, вводимые на каждой ступени школы, могут осуществляться независимо друг от друга, но могут так или иначе интегрироваться. В зависимости от того, как связываются в инновационной системе частные нововведения, можно выделить пять типов структур инновационных систем:
1) сегментная (суммативная) структура;
2) вертикально-интегрированная структура;
3) горизонтально-интегрированная структура;
4) смешанная структура;
5) полная структура.
Сегментная(суммативная) структура возникает тогда, когда в образовательном учреждении одновременно ведутся работы по внедрению разных новшеств независимо друг от друга, т.е. нововведения осуществляются параллельно и независимо. Это наиболее простая структура инновационной системы.
Модульная вертикально-интегрированная структура возникает тогда, когда на разных ступенях образования одновременно внедряются новшества, ориентированные на достижение более общей цели. Такого рода структура возникает, например, когда решается задача совершенствования экологического образования учащихся или преподавания предметов естественно-математического цикла.
Модульная горизонтально-интегрированнаяструктура возникает, когда на одной ступени образования внедряется комплекс связанных между собой новшеств, ориентированных на улучшение результатов образования на этой ступени. Примером такой структуры могут служить новшества, внедряемы с целью создания лицейских классов на старшей ступени школы или с целью профилизации образоания.
Смешаннаяструктура инновационной системы возникает тогда, когда в образовательном учреждении одновременно, но автономно друг от друга реализуются программы изменений с вертикально и горизонтально интегрированной структурой. Например, когда реализуется программа совершенствования экологического образования на всех ступенях образования и программа профилизации образования на старшей ступени.
Полную структуру имеет инновационная система, реализующая целостную программу развития образовательного учреждения, в которой все нововведения на различных ступенях образуют единое целое и работают на достижение общих целей развития. В этой структуре все модульные изменения взаимосвязаны и реализуют общий замысел.