Нововведения в школах России.
Помимо объективной необходимости развития, которая побуждает проводить изменения в школьном образовании, нужны еще и возможности осуществлять такие изменения. Объем возможностей развития определяется многими составляющими: уровнем финансирования школы, кадровым потенциалом, состоянием материально-технической базы, уровнем информационного обеспечения, наличием служб, способных оказывать эффективную консультативную помощь школам в проектировании своего будущего, выборе и внедрении новшеств. Но главный компонент пространства возможностей развития школы – новшества, которые школа может использовать для улучшения своей педагогической системы и повышения эффективности ее деятельности.
В российской системе общего образования распространяются многие десятки новшеств разных типов, обладающих разными характеристиками.
Новые образовательные системы. Наиболее существенные изменения в работе школ происходят при смене образовательной модели на одной или сразу всех ступенях. В практике российского школьного образования получили распространение разные образовательные модели: Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова (система развивающего обучения, в основном разработанная для начальной школы, но уже продвинутая и на среднюю ступень) Л.В. Занкова (дидактическая система для начальной школы), B.C. Библера (развивающая система "Школа диалога культур"), Ш.А. Амонашвили (система психического развития младших школьников на основе реализации принципа сотрудничества), Л.В. Тарасова (система “Экология и диалектика”). Наряду с этим используются образовательные модели, разработанные за рубежом: М. Монтесори и Р. Штайнера ( Вальдорфская школа). Создано более десятка авторских школ, построенных на оригинальных идеях их создателей.
Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова в массовой практике используется на первом этапе обучения (1-6 классы), экспериментально вводится на второй ступени обучения (7-11 классы). Основная цель этой системы – формирование у подрастающего поколения способностей к самосовершенствованию, саморазвитию, самовоспитанию через формирование основ теоретического мышления и сознания. Она предполагает кардинальное изменение содержания, методов и форм обучения, а также изменение педагогического сознания учителей и руководителей школы.
Внедрение системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, требует не только адаптации учеников к новой школе, не только их психологической готовности к новым способам обучения, но и кардинального изменения отношений учителя и ученика в учебном процессе, стиля поведения педагога.
Система Л. В. Занкова также ориентирована на развитие сознания и мышления младших школьников, но построена на других основаниях. Основные принципы этой системы таковы: обучение необходимо вести на высоком уровне трудности; в обучении нужно добиваться ведущей роли теоретических знаний; продвижение в изучении материала должно обеспечиваться быстрыми темпами; в процессе обучения школьники должны сами осознавать ход умственных действий; необходимо добиваться включения в процесс обучения эмоциональной сферы; в ходе работы с детьми преподаватель должен обращать внимание на развитие каждого учащегося.
Учебное содержание упорядочено и обогащено за счёт представления картин мира на основе науки, литературы, разных видов искусства. К особенностям организации учебного процесса относится гибкая структура урока, выстраивание процесса познания "от ученика", обеспечение интенсивной самостоятельной деятельности учащихся, коллективного поиска на основе наблюдения, сравнивания, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельного формулирования выводов, создания педагогических ситуаций общения.
Педагогическая система Ш.А. Амонашвили, в основу которой положена идея сотрудничества, разработана также для начальных классов. В рамках этой системы общение учителя с учеником строится на принципе уважения его личности, обеспечивающем ему переживание чувства свободного выбора, чувства взросления, чувства своей полноправности. Приобщение ребенка к процессу созидания человека в себе самом основана на таких методиках, как: постановка учебных задач на уроке; применение содержательных оценок (вместо формальных отметок), ведущих ученика к самооценке; создание творческой и познавательной атмосферы; опережение программных требований, путем превращения урока в основную форму коллективной духовной жизни (а не только процесса обучения) школьников и учителя.
Организация учебного материала строится так, чтобы сама форма учебного материала рождала у учащихся познавательную эстетику; манила их к разгадкам тайн, давала возможность пробовать свои интеллектуальные силы, способствовала овладению и совершенствованию ими своей учебной деятельности. Построенный на таких началах педагогический процесс применительно к начальным классам показал, насколько интенсивно развивается детское творчество, действительная познавательная самостоятельность, стремление к самодвижению.
В развивающей системе "Школа диалога культур" (В.С. Библер) заявлена необходимость усвоения человеком всего культурно-исторического пространства, а развитие индивида связывается с диалогом соответствующих типов мышления, объективированных в различных формах диалога культур. Предлагаемый тип школы строится как система школ разных ступеней (ориентированных на учащихся разного возраста), в каждой из которых создаются условия, необходимым образом моделирующие формы присущие конкретному историческому типу сознания и деятельности.
Система состоит из школ четырех ступеней, на каждой из которых ученики осваивают конкретные исторические формы сознания (соответственно мифологическое, ремесленное, научное и проектировочное) и типы деятельности (ритуал как деятельность по определенному сценарию, действие по образцу, исследовательский и проектный типы деятельности соответственно). Последовательный переход из одной школы в другую определяет особенности образования детей: на первой ступени - в "школе-мифотворчества" (дети 5-6 лет), на второй ступени - "школе-мастерской" (ученики 7-9 лет), на третьей ступени - школе-лаборатории" (ученики 10-14 лет), на четвертой ступени в "проектной школе" (ученики 15-17 лет).
В 1-2-м классах этой школы в рамках курсов математики, природоведения, семантики и грамматики родного языка закладывается понимание природы, слова, речи, истории как предметов удивления, восхищения, средоточий познавательного интереса. Происходит это в диалоге двух "полюсов" детского сознания: правил, норм, схем с воображением, а также собственного сознания и всеобщего развивающего мышления.
В 3-4-м классах в основе предметных курсов лежит античная классическая культура: арифметика (пропорции, фигурные числа), механика (Архимед), геометрия (Евклид), античная трагедия, скульптура, миф, история и т.д. В уроках-диалогах реализуются диалоги античной и египетской культур — различных типов математики, различных мифологий. Весь курс культуры пронизан диалогами античного, средневекового и нововременного типа культур, а также диалога, осуществляемого с учениками старших классов в самом процессе обучения.
В 5-6-м классах в основе курса лежит средневековая культура. Интегрирование учебных предметов происходит под влиянием средневекового "причащающего" мышления, особое значение здесь имеет развитие культуры слова, в частности культуры родного языка. Особая роль принадлежит таким источникам, как, например, "Слово о полку Игореве" (соотнесение старославянского текста и текста переводов создает условия для более глубокого и прочного закрепления основы современного русского языка). Особое место в этом цикле занимает интегрирование культуры в ключе средневековой архитектуры, соединяющей ремесленные, художественные, духовные, нравственные устремления человека этого времени.
В основе обучения в 7-8-м классах лежит культура Нового времени, имеющая два основных средоточия: идею бесконечного социального и производственного прогресса, исследования практической закономерности учения научного коммунизма: идею научно-теоретического познания, начиная от Галилеевых диалогов через экспериментальные программы XVII — XIX веков к способам теоретического и практического мышления сегодняшнего дня.
В 9 - 10-м классах курс обучения, задача которого состоит в современном наполнении и осмыслении античной, средневековой, нововременной культуры, построен на идеологии различных исторических культур, на их органическом соединении в современной культуре.
11-й класс - педагогический. Школьники этого класса включаются в работу педагогов по осуществлению диалога различных культур в 1- 10-м классах.
"Школа диалога культур" предъявляет очень высокие требования как к педагогам, так и к организации учебного процесса. Создание школы, работающей по этой образовательной модели, - труднейшая задача и немногие школы сегодня действительно готовы к ее решению.
Образовательная система "Экология и диалектика" задумывалась как школа личностного развития (отсюда слово экология в названии) посредством включения учащихся в активную работу по добыванию новых для них знаний (отсюда слово диалектика в названии, рассматриваемое как синоним развития)
Эта модель предполагает три ступени: дошкольную, основную (базовую) с I по 9 классы, профильную 10 и 11 классы. Модель ориентирована на работу с любыми детьми независимо от исходного уровня их психического развития. Она предполагает также вариативность учебных планов, но при всех вариантах они должны, во-первых, содержать как рядоположенные два цикла учебных предметов – естественно-математический и художественно-эстетический, во-вторых, базовое образование должно завершаться не в 11, а в 9 классе, в-третьих, в 10 и 11 классах должно осуществляться профильное обучение на основе завершенного базового образования, в-четвертых, должно быть предусмотрено введение интегративных учебных предметов, в-пятых, базовые естественные предметы (Физика, Химия Биология и др.) должны вырастать из интегративного предмета Окружающий мир и преподаваться синхронно в 7- 9 классах.
С методической точки зрения модель "Экология и диалектика" не предусматривает каких-то принципиальных особенностей. Но в отличие от традиционной модели важнейшее значение в ней придается обеспечению проблемного характера обучения.
В последние годы в школах различных регионов России стала внедряться образовательная модель адаптивной школы, разработанная Е.А. Ямбургом. Модель адаптивной школы предусматривает работу со смешанным контингентом учащихся. Здесь учатся одаренные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развива-ющем обучении. Такая школа стремится максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями и, вместе с тем, гибко реагировать на социокультурные изменения среды.
Адаптивная школа, созданная Е.А. Ямбургом включает следующие модули: детский сад, начальная школа (включая 5 классы); основная школа с гимназическими, общеобразовательными классами и классами педагогической поддержки (6-9 классы); старшая школа с лицейскими и общеобразовательными классами (9-11 классы); центр диагностики, адаптации и развития; медико-психологическая лаборатория; центр развития и досуга; компьютерный центр.
В основной школе реализуется разноуровневое дифференцированное обучение. Используется стратификация обучения, т.е. формируются группы "смешанных способностей". Дети сами выбирают для себя уровень обучения по каждому предмету. В зависимости от достижений ученик может сменить уровень. Три раза в году ему предоставляется такая возможность. В течение учебного дня дети изучают отдельные предметы в группах "равных способностей", а другие предметы – в группах "смешанных способностей". В старшей школе действует "отборочно-поточная модель" (лицейские классы ориентированы на вузовское обучение, в них готовят учащихся к продолжению образования).
Адаптивная школа в целом представляет собой систему плавно переливающихся друг в друга образовательных моделей: дошкольное образовательное учреждение – интегративная образовательная модель; начальная школа с 5 классом – образовательная модель "смешанных способностей"; основная школа – переход от "отборочно-поточной" модели к "постановочной" с сохранением черт обеих; старшая школа – "отборочная модель"; центр дополнительного образования – "инновационная модель".
Гибкая организация учебного процесса обеспечивает каждому ребенку возможность построения индивидуальной траекторией развития с учетом его психосоматических особенностей, способностей и склонностей в массовой школе, исключающей грубый, селективный отбор детей.
Среди инновационных моделей школ особое место занимают авторские школы, которые работают на основе оригинальных авторских идей и концепций и являются экспериментальными по характеру деятельности. Они не имеют широкого распространения в практике и представляют собой уникальные образования.
Авторская школа — это экспериментальное учебно-воспитательное учреждение, которое имеет оригинальную педагогическую идею, концепцию, ярко выраженное ядро ценностей; она ориентирована на творческий поиск форм жизнедеятельности, что порождает уникальность отдельных сторон деятельности; в ней формируется специфическая педагогическая культура; проявляются устойчивые, стабильные результаты в обученности и развитии личности ребенка.
Основными принципами альтернативных моделей авторских школ являются: обращенность к ребенку, признание самостоятельности и самодеятельности, свобода выбора ребенком форм и методов обучения, отказ от оценочного прессинга, конструирование гуманистических отношений и др. Для авторских школ характерны оригинальная интерпретация педагогических идей и авторский почерк. Примерами авторских школ получивших достаточно широкое признание могут служить: школа - лаборатория - клуб Е.М. Ереминой; школы Н.П. Гузика, Д.А. Лебедева, "Школа самоопределения" А.Н. Тубельского, "Русская школа" И.Ф.Гончарова, социально-педагогический комплекс С.А.Марьясина, "Школа-парк" М. Балабана, школа В.А.Караковского.
Нововведения, изменяющие тип школы. Наряду с распространением новых образовательных моделей, заметным и значительным явлением в российской системе школьного образования стала ее диверсифицикация.
Среди новых типов школ, наиболее активно распространяющихся в образовательном пространстве России, можно выделить: школу с углубленным изучением предметов (без профилизации); профильную школу; гимназию; лицей.
Школа с углубленным изучением предметов ориентирована, как правило, на усвоение школьником определенных способов работы с содержанием изучаемого предмета (в основном в средней школе). Чаще всего это достигается за счет увеличения числа упражнений и учебных часов, отводимых в учебном плане для более детального объяснения материала. В большинстве случаев отличие этой школы от традиционной является не качественным, а количественным. В такой школе реализуется много видов дифференцированного обучения: по общим и специальным способностям, по интересам, склонностям, по проектируемой профессии. Кроме того, в настоящее время к ним добавилась дифференциация по национальному признаку (школы с этнокультурным компонентом); по религиозной принадлежности.
Классы повышенного уровня обучения создаются для предоставления детям, имеющим высокий уровень развития общих интеллектуальных способностей, соответствующего этому уровня образования. Учебный план в классах повышенного уровня по сравнению с базисным изменяется незначительно. Расширение содержания обычно происходит в направлениях: более полного, всестороннего изучения ключевых вопросов учебной программы; выполнения учениками заданий, способствующих развитию интеллектуальных умений; включения в процесс обучения нестандартных, творческих задач; усиления гуманитарных аспектов в преподавании; расширения кругозора учеников в процессе работы с дополнительной литературой.
В технологиях учебно-воспитательного процесса преобладают разнообразные методы самостоятельной работы учеников (выполнение микроисследовательских проектов, написание докладов, рефератов, проведение экспериментальных исследований. Увеличивается объем групповой, парной и индивидуальной работы на занятиях.
Классы с углубленным изучением отдельных предметов создаются по интересам учеников. В этих классах углубленно изучается какой-либо один предмет, например черчение, география или история. Учебный план в этом случае изменяется за счет школьного компонента: добавляются часы на предмет, изучаемый углубленно, а часы на остальные предметы остаются без изменений.
Классы гибкого состава так же ориентированы на интересы учеников: в гетерогенном по составу классе выделяются гомогенные группы по интересам и способностям к изучению отдельных предметов. Обучение организуется таким образом, что большинство предметов ученики изучают в составе гетерогенного класса, а некоторые предметы, например математику, русский, иностранный языки, изучают в составе гомогенных групп. Например, на урок математики к одному учителю идут все интересующиеся математикой ученики из двух параллельных классов, а на урок к другому учителю – ученики из этих же классов, но не интересующиеся математикой. В результате учитель может организовать процесс обучения на уровне, который соответствует возможностям учеников данной группы, т.е. изучение отдельных предметов приобретает те положительные стороны, которые характерны для профильных классов.
В последнее время завоевывает все больше сторонников предоставление школой учащимся права выбора ряда предметов для изучения в дополнение к обязательным учебным дисциплинам – элективная дифференциация. В число выбираемых предметов не входят базовые учебные дисциплины.
Одной из распространенных новаций является введение в старшей школе профильного обучения. Профилирование ориентировано на создание условий для реализации учащимся своих интересов, способностей, жизненных планов. Отличительными признаками профильного класса является углубленное изучение ряда взаимосвязанных предметов, а также углубление в профилирующем предмете тем, соответствующих профильной направленности класса. Профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников, у которых к 15-16 годам уже складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности
Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени должна предусматривать возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, для обеспечения гибкой системы профильного обучения, включающей базовые общеобразовательные, профильные учебные предметы, а также обязательные для посещения курсы по выбору учащихся (элективные).
Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей).
Профильные общеобразовательные предметы – это предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения, являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.
Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции: поддержка изучения основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне (например, элективный курс "Математическая статистика" поддерживает изучение профильного предмета экономики); обеспечение внутрипрофильной специализации обучения и построение индивидуальных образовательных траекторий (например, курсы "Информационный бизнес", "Основы менеджмента" и др. в социально-гуманитарном профиле; курсы "Химические технологии", "Экология" и др. в естественнонаучном профиле).
Существуют разные модели организации профильного обучения.
При внутришкольной профилизации образовательное учреждение может быть однопрофильным (реализуется только один избранный профиль), многопрофильным (реализуется несколько профилей обучения).
При сетевой модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться на основе объединения нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом и играющим роль "ресурсного центра". При этом каждое общеобразовательное учреждение обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя "ресурсный центр".
Еще одна модель профилизации – создание классов, спрофилированных на определенное высшее учебное заведение. В этом варианте в последние два года обучения учащиеся готовятся к поступлению и обучению в каком-то конкретном вузе, с которым школа заключает договор о взаимном сотрудничестве. В учебном плане увеличивается количество часов на профилирующие учебные дисциплины, они приобретают профильную направленность. Некоторые занятия проводятся на базе вуза, используются вузовские формы проведения занятий: лекции, семинары, лабораторные практикумы.
Профилирующие учебные дисциплины во многих случаях преподают преподаватели высшего учебного заведения.
Современная гимназия представляет собой попытку создания в образовательном учреждении академического уровня образования. Особенностью гимназического образования является его универсальность, которая проявляется в том, что ученик овладевает общими способами интеллектуальной деятельности.
Организация образовательного учреждения этого типа обычно связана с существенным изменением учебных планов за счет добавления новых предметов. Такое изменение происходит, как правило, за счет увеличения числа гуманитарных предметов (философия, логика, история, культура, изучение древних и нескольких иностранных языков и т.д.) и привлечения к процессу преподавания специалистов высокого класса (сотрудников ведущих вузов, институтов, научных центров).
В гимназиях преподаются начала философии, история религий мира, мировая художественная культура, стилистика и культура речи и т.д. Большое значение уделяется курсам, способствующим общему развитию, а также курсам, социально ориентирующим учеников: "Шахматная азбука", "Риторика", "Психология", "Я и другие", "Я и мир" и т.д.
Лицей как учебное заведение старшего звена, спрофилированное на определенный вид интеллектуальной деятельности, ориентируется на:
· реализацию идей общего, интеллектуального, нравственного развития личности;
· профильное образование, позволяющее продолжить образование на соответствующих факультетах вузов;
· обучение и воспитание детей, обладающих повышенной мотивацией к учебной деятельности, способных к активному интеллектуальному труду;
· формирование личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях наук, к сознательному выбору и освоению профессиональных образовательных программ.
Одним из самых популярных способов создания лицея является организация лицейских классов на базе школ, имеющих плодотворное сотрудничество с вузом. Лицейские классы создаются не только в старшем звене школы, но и в среднем. Основное отличие лицейских классов от классов, спрофилированных на определенный вуз, заключается в более тесной связи с высшим учебным заведением, в организации совместной исследовательской деятельности учеников лицейских классов, студентов и преподавателей вуза. Вуз вместе со школой разрабатывает учебный план лицейских классов, преподаватели вуза и учителя школы обсуждают изменения в профилирующих дисциплинах. Иногда выпускной лицейский класс приравнивается к первому курсу высшего учебного заведения.
Как видно из характеристики различных типов школ, их создание предполагает разные по масштабу и сложности изменения в педагогической системе школы. Общим для этих типов нововведений является то, что они не требуют существенных качественных изменений в менталитете и подготовке учителей. При всех важных отличиях от прежней образовательной модели в новых типах школ способ обучения принципиально не изменяется. Это существенно облегчает задачу обновления педагогической системы школы по сравнению с ситуацией смены образовательной модели.
Нововведения в технологиях и содержании образования. Такие изменения происходят практически во всех школах. Современной школе предлагается для внедрения достаточно большое число педагогических технологий. Широкую известность в настоящее время получили игровые технологии; проблемное обучение; технология индивидуального обучения (А.С. Границкая, Инге Унт, В.Д. Шадриков); технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко); технология природосообразного воспитания грамотности (A.M. Кушнер); альтернативная технология вероятностного образования (A.M. Лобок); технологии личностно-ориентированного развивающего обучения (И.С. Якиманская); перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова); технология развития творческих способностей (Г.С. Альтшулер, И.П. Иванов); групповые и коллективные технологии (И.Д.Первин, В.К. Дьяченко); компьюторные технолоии и др.
В ряде школ реализуются технологии модульного обучения, возникшие как альтернатива традиционному обучению, и интегрирующие в себе всё то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике нашего времени. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Модули позволяют индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменять формы общения учителя и ученика. Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем осуществлять управление.
Наряду с новыми технологиями в школах получают распространение новые образовательные программы.
В начальной школе нередко вводятся курсы: художественно-эстетического образования на основе методик Б.М. Неменского, В.С. Кузина, Ю.А. Полуянова; музыкального образования на основе методик Д.Б. Кабалевского, В.В. Кирюшина, В.В. Емельянова; филологического образования на основе методик Г.Н. Кудриной, В.А. Левина, Е.И. Пассова, З.И. Новлянской; нравственного воспитания на основе методик А.И. Шемшуриной, А.И. Кочетова; экологического воспитания на основе методик Н.Т. Суравегиной, Т.В. Кучер и др. Осваиваются параллельные программы и учебники. На средней и старшей ступенях вводятся многочисленные авторские программы по логике, риторике, этике, родной словесности, информатике, истории, экологии, литературе, эстетике, экономике и др. Наряду с этим вводятся различные факультативные курсы.