Предмет педагогической инноватики

Предмет какой-либо науки - это то, что она изучает, рассматривая свой объект с определенной точки зрения (позиции). Один и тот же объект могут изучать разные научные дисциплины. Например, человека изучают: антропология, биология, физиология, медицина, генетика, психология, педагогика, этнология, социология, криминология. Каждая из этих дисциплин имеет свой взгляд на человека, ставит свои исследовательские задачи, использует специфические методы их решения и тем самым выделяет свой особый предмет.

Процессы развития образования также изучают разные науки: педагогика, психология, социология, менеджмент. Каждая из них выделяет свой предмет исследования. Так в рамках предмета педагогики изучают историю развития образования, анализируют практику образования и выделяют в ней проблемы, создают новые модели образовательных систем, новые учебные программы и технологии образования и др.. Психологи изучают механизмы творчества, психологические факторы восприятия новшеств, причины сопротивления нововведениям, конфликты при осуществлении изменений, личность инноваторов и др.. Социологи изучают изменения структуры системы образования и социальные факторы их порождающие, отношения различных групп в системе образования к нововведениям, типы нововведений, получающих массовое распространение, факторы, затрудняющие распространение новшеств, и др.. В научном менеджменте исследуют формы организации инновационной деятельности, способы ее планирования, контроля, мотивации творческой активности педагогов и др. Что же остается на долю педагогической инноватики? Каков ее предмет?

Выделение предмета науки происходит в результате того, что ставятся вопросы, связанные с недостатком знания не у отдельного человека или группы людей, а в человеческой культуре вообще. Если ответы на эти вопросы требуют построения некоторой общей теоретико-методологической базы и особых методов исследования, то тогда начинается процесс интеграции частных исследований и одновременного их отделения от других областей научных поисков. Тогда же начинает формироваться некий общий язык этой области науки (понятийный аппарат). Он становится особым средством познания той действительности, которая выделяется с позиций данной науки.

Предмет науки не остается неизменным. По мере того, как расширяются и углубляются исследования в той или иной области меняются и все составляющие предмета: понимание объекта исследования, исследовательские задачи, методы исследований.

 
 
О понятии предмета исследования Объект изучения, исследовательская задача, средства исследования в совокупности создают особую познавательную конструкцию – предмет исследования. Понятие предмета исследования по своему смыслу выражает зависимость всякого конкретного акта познания от существующей в данное время системы знания. Поскольку эволюция любой научной дисциплины представляет собой процесс постепенного изменения всех компонентов ее предмета исследования, каждая наука, взятая в своем развитии, выступает как многопредметная, т.е. как непрестанно меняющая свой предмет, хотя ее самая общая задача может оставаться неизменной. ________________________________________________________ Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. – М.: Наука, 1978

Главные вопросы, на которые призвана отвечать педагогическая инноватика, — от чего зависит эффективность процессов изменений в образовании и каковы наиболее рациональные способы осуществления таких изменений? Иначе говоря, общую задачу педагогической инноватики можно определить как изучение зависимости эффективности процессов создания, распространения и освоения новшеств от строения инновационной деятельности, способов ее осуществления, свойств ее компонентов, внешних условий ее осуществления и создание средств повышения эффективности этой деятельности.

Тогда предмет педагогической инноватики – это закономерные связи между эффективностью инновационных процессов и определяющими ее факторами, а также способы воздействия на эти факторы с целью повышения эффективности изменений.

Чтобы решать общую задачу педагогической инноватики, нужно интегрировать знания из разных областей. Один и тот же фактор в разных условиях может влиять на характеристики процессов изменений и положительно и отрицательно. Например, можно установить, что высокая квалификация учителей, участвующих в освоении новшеств, является фактором, позитивно влияющим на скорость и качество освоения. Однако, если осваиваемое новшество будет приводить к тому, что учителям нужно будет отказываться от многих своих прежних взглядов, или произойдет столкновение амбиций, то высокая квалификация, соответствующая старой практике, может стать негативным фактором для становления новой. Одни и те же психологические факторы при разных сочетаниях экономических, организационных и других факторов могут влиять на эффективность внедрения новшеств по-разному.

Предмет исследования конкретизируется, когда выделяются соответствующие ему исследовательские задачи.

Наши рекомендации