Интеграция педагогических и телекоммуникационных технологий

Цели, содержание, формы и методы обучения должны соответствовать особенностям технических, программных и технологических компьютерных средств. Необходима алгоритмизация дистанционной деятельности, ее интеграция с организационно-управленческой образовательной деятельностью. Система организации дистанционного взаимодействия удаленных друг от друга участников учебного процесса направлена на создание благоприятных условий их продуктивной деятельности, взаимопонимания, развития навыков коммуникации, на адекватную оценку результатов.

Оптимальное сочетание очных и дистанционных форм деятельности

ДО не предполагает 100-процентного пребывания за компьютером. Так, в дистанционном курсе естествознания учащиеся изучают живых моллюсков у себя в аквариумах, обмениваются результатами наблюдений, отыскивают и систематизируют информацию.

Приоритет деятельностных критериев оценки

Существующая система очного образования приводит к тому, что лидерами посещаемости среди сайтов являются коллекции рефератов и готовых контрольных работ, а не «коллекции образовательных инструментов». Использование чужих рефератов определяется несовершенством требований традиционной системы образования, в которой проверяется отчужденный от учащегося продукт, а не его собственные образовательные изменения. Проверке подлежат не информационные, а деятельностные результаты обучения. Очный зачет и дистантный экзамен строится на заданиях типа: «Опишите способы достижения полученных вами результатов». Подобная система контроля оценивает не столько материализованный продукт учащегося, например реферат, который может быть «взят из «коллекции рефератов», а личную деятельность ученика, характеризующую его образовательные приращения.

Авторитет убивает свободу исследования,

свобода исследования убивает авторитет

Дистанционные курсы, проекты и другие формы обучения, разрабатываемые на основе перечисленных выше принципов, направлены на творческую самореализацию, на выработку индивидуальных траекторий обучения, на формирование пространственного мировоззрения.

Виды дистанционных учебных занятий:

Демонстрационное занятие

Играет рекламную роль и включает наиболее выигрышные темы и виды деятельности. Цель - привлечение внимание учащихся, обеспечение мотивации для активной учебной деятельности. Может быть записано на компакт-диск и выставлено в исходном и заархивированном виде на сайт для свободного доступа и пересылки.

Вводное занятие

Цель - введение в проблематику, обзор предстоящих занятий. Может быть проведено на материале из истории темы и опираться на личный опыт учащихся. Может играть рекламную и демонстрационную роль. Может быть записано как видеолекция, например, в формате AVI.

Индивидуальная консультация

Характерна структурой, предварительной подготовкой вопросов. Предлагаются проблемы и пути поиска решений. Учитываются индивидуальные особенности учащихся. Может проводиться лично, по телефону, по электронной почте, по технологии ICQ.

Дистанционное тестирование и самооценка знаний

Пользование виртуальной библиотекой учебных курсов и дополнительных литературных источников;

Выполнение виртуальных лабораторных работ;

Публикация и пополнение архивов вопросов учащихся и ответов преподавателей, касающихся конкретных учебных дисциплин, возникших при проведении семинаров и конференций в Интернет в течение длительного времени.

Чат

Проводится в реальном времени с использованием средств Интернет. Заранее составляются расписание этапов и вопросы-проблемы. Стенограмма чата затем анализируется, анализ рассылается учащимся с комментариями преподавателя.

Синхронная конференция

Проводится с использованием электронной почты. Характерна структурой и регламентом. Предварительно моделируется, преподаватель делает заготовки и продумывает возможные реакции на них учащихся.

Асинхронные конференции

Выступления участников публикуются в Интернет в виде развернутых заранее отредактированных текстов по мере поступления в течение длительного времени;

Веб-занятие

Может быть оформлено в виде деловой игры, лабораторной работы и др. Применяются компьютерные программы, моделирующие веб-занятия. В течение веб-занятия происходит обмен информацией посредством, например, CHAT или ICQ.

Олимпиада

Характерна творческими открытыми заданиями. Очень эффективная форма контроля с элементами обучения. Проводятся с помощью электронной почты или в реальном времени посредством CHAT или ICQ.

Самоподготовка

Учащиеся самостоятельно проводят поиск информации в ресурсах Интернет или на рекомендованных электронных носителях выполняя задание преподавателя либо под влиянием личной мотивации.

Контрольное занятие

Учащиеся лично являются в пункты ДО по месту жительства и проходят контроль ЗУН путем компьютерного тестирования в присутствии ответственных лиц. Результаты тестирований пересылаются на центральный сервер учреждения ДО и анализируются. На основе анализа делаются выводы об эффективности обучения по той или иной дисциплине в той или иной территории.

Защита выпускной работы (курсовой, дипломной).

Проводится очно в местах проживания учащихся либо в корпусе основного учреждения.

Главным фактором при разработке таких занятий является использование возможностей телекоммуникационных технологий и компьютерных программ для тестирования качества и количества приобретаемых ЗУН.

Сопровождение процесса дистанционного обучения осуществляет тьютор – центральная фигура СДО. Это специалист, на котором лежат обязанности:

Ø сопровождение учебного процесса;

Ø личная переписка со студентами;

Ø формирование «виртуальных» учебных групп;

Ø знакомство преподавателей со студентами;

Ø знание личных дел и проблем всех учащихся;

Ø поездки по представительствам и знание всех местных проблем.

ПреподавательСДО отстранен от сопровождения учебного процесса. Его задача –

Ø создание и модернизация учебных пособий,

Ø подготовка и ведение виртуальных занятий,

Ø ведение виртуальных и очных консультаций,

Ø определение итоговых оценок.

24.Характеристика технологии программированного обучения. Принципы программированного обучения. Виды обучающих программ: линейная, разветвленная, адаптивная, комбинированная.

Программированное обучение возникло в начале 50-х годов XX века, когда американский психолог Беррес Скиннер (1904-1990) предложил повысить эффективность усвоения материала, построив его как последовательную программу подачи порций информации и контроля за их усвоением. Впоследствии Н.А.Краудер разработал разветвленные программы, которые в зависимости от результатов контроля предлагали ученику различный материал для самостоятельной работы.

России разработчиками и пропагандистами программированного обучения были А.И.Берг, В.П.Беспалько, Н.Ф.Талызина. Идеи программированного обучения лежат в основе многих образовательных и, в частности, новых информационных (компьютерных) технологий.

 
Технологические схемы программированного обучения

Программированное обучение — это: — самостоятельная работа обучаемых над программированным учебным материалом в условиях объективного контроля; — технология пошагового (порционного) изучения материала с контролем каждой порции; — технология обучения, использующая обучающую «программу», т.е. разветвленную последовательность порций материала.

Наряду с термином программированное обучение применяется термин программное обучение, обозначающий процесс, в котором применяется какая-либо программа.

Целевые ориентации

Улучшение всех свойств обучающей системы: научности, доступности, систематичности, диагностичности.

Эффективное обучение на основе научно разработанной программы.

Создание гибкой технологии, наилучшим образом учитывающей индивидуальные данные ребенка.

Создание адаптирующихся (самонастраивающихся) программ обучения.

Концептуальные основы — Б.Ф.Скиннер, создатель линейного программирования, опирался на бихевиористическую психологию, согласно которой он рассматривал обучение по принципу «стимул — реакция — подкрепление», что означает: ученику предъявляется материал, он действует с ним, действия оцениваются — это дает эффективное усвоение. — Теоретическую основу современного программированного обучения составляют психологические теории усвоения, кибернетика и теория учебной деятельности. — Программированное обучение — это управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (программированного учебника, электромеханического устройства или компьютера). — Программированный учебный материал представляет собой серию небольших порций учебной информации (кадров, файлов, шагов, скринов), предъявляемых учащемуся в определенной логической последовательности. — Главная идея программированного обучения — это управление учением, учебными действиями обучающегося с помощью обучающей программы. — Разработка современных программ обучения основывается на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина — Н.Ф.Талызиной, в которой выделены три элемента: ориентировочная основа действий (ООД); исполнительные действия (ИД); коррекционно-контрольные действия (ККД).

Принципы программированного обучения

(по В.П.Беспалько, Ч.Куписевичу)

Принцип деления материала на малые части (шаги). Главное понятие программированного обучения — обучающая программа. Ее понимают как последовательность шагов, каждый из которых представляет микроэтап овладения единицей знаний или действий. Шаг программы состоит из трех частей: а) дозы информации об изучаемом знании, действии; б) задания — операции по работе с информацией, по ее усвоению; в) контрольного задания (обратная связь) и указания о повторении упражнений или переходе к следующему шагу. Программировать обучение — значит разбивать текст, информацию на шаги, делать программированные тексты.

Второй принцип — принцип обратной связи — вытекает из кибернетической теории построения преобразований информации (управляющих систем) и требует цикличной организации системы управления учебным процессом по каждой операции учебной деятельности. При этом имеется в виду не только передача информации о необходимом образе действия от управляющего объекта к управляемому (прямая связь), но и передача информации о состоянии управляемого объекта управляющему (обратная связь).

Последовательность шаговых учебных процедур образует обучающую программу — основу технологии программированного обучения.

Принцип индивидуального темпа в обучении. Третий принцип программированного обучения исходит из того, что работа учащихся по программе строго индивидуальна, возникает естественное требование вести направленный информационный процесс и предоставлять каждому учащемуся возможность продвигаться в учении со скоростью, которая для его познавательных сил наиболее благоприятна, а в соответствии с этим возможность приспосабливать и подачу управляющей информации.

Принцип адаптации. Управляющая программа должна приспосабливаться к индивидуальным способностям ребенка, организовывать поддержку, подсказку, применять наводящие вопросы и т.д. Это требует использования специальных средств для работы с программированными учебными материалами, моделирующими с любой полнотой деятельность педагогов в процессе обучения.

Виды обучающих программ

1. Линейные программы представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием. Обучающийся должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных. В случае правильного ответа он получает новую учебную информацию, а если ответ неправильный, то предлагается вновь изучить первоначальную информацию (см.схему).

Алгоритм. Пошаговые программы породили алгоритмизацию обучения — составление учебных алгоритмов. Алгоритм в дидактике — это предписание, определяющее последовательность умственных и/или практических операций по решению задач определенного класса. Алгоритм является как самостоятельным средством обучения, так и частью обучающей программы.

Активизирующий фактор — необходимость давать ответ, заполняя пробел. Достоинство линейной программы в том, что ученик обязательно усваивает материал благодаря малым дозам, непосредственной проверке и возможности повторения упражнения. Вместе с тем линейная программа подверглась критике за то, что мелкие шаги обучения не позволяют ученику видеть общие цели, достигать цели скачком, индивидуализировать содержание и темп обучения. Кроме того, выбор ответа из готовых вариантов ограничивает, по мнению критиков линейного программирования, инициативу и самостоятельность учащихся.

2. Разветвленное программирование. Критика линейных программ привела к созданию разветвленных программ. Их создатель Н.А.Краудер считает, что дозы учебного материала должны быть достаточно большими, поскольку усвоение зависит не от безошибочного пути мелкими шагами, а от глубокого и всестороннего анализа содержания. Вторая особенность разветвленной программы — разнообразие вариантов ответа ученика: ученик выбирает правильный ответ в контрольном задании из набора ответов, где есть, кроме правильного, неполные и неверные ответы, содержащие типичные ошибки. Если ученик выбрал правильный ответ, он переходит к следующему шагу. Если нет, ему разъясняется сущность ошибки, и он получает указание работать с одной из дополнительных программ в зависимости от сделанной ошибки или вернуться к исходному пункту (см.схему). Таким образом, разветвленная программа ведет учеников разными путями в зависимости от их ответов и ошибок. Однако и у нее есть недостатки. Ее критики считают, что выбор ответа провоцирует ученика угадывать ответы, запоминать и исключать ошибочные, то есть даже разветвленная программа не дает ученику цельного и системного представления о материале. Наконец, обучение по любой из названных программ, считают критики, имеет характер искусственный и упрощенный, в то время как учение — очень сложный вид деятельности.

3. Смешанное (комбинированное) программирование — это объединение разных видов программ. Это уже сложные программные продукты, включающие в себя разные дозы и виды информации, проблемное обучение и алгоритмы в обучении, различные способы ввода ответов обучаемых, разную степень адаптации обучения к индивидуальным особенностям ученика, возможность индивидуальной и групповой работы с программой. В последние годы идеи программирования реализуются на новой технической (компьютерной) основе.

4. Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к справочникам, словарям, пособиям и т.д.

Адаптивность в темпе учебной работы и оптимальность обучения достигаются только при использовании специальных технических средств, в частности компьютера, работающих по программе поиска наивыгоднейшего режима обучения и автоматически поддерживающих найденные условия.

Средства программированного обучения

Средствами программированного обучения могут быть: — программированные печатные (бумажные) пособия, раздаточный материал; — электромеханические устройства; — компьютерные обучающие средства.

Большинство современных учебный пособий, учебников построено по принципу порционной подачи информации, обеспечено контролем (самоконтролем) в виде вопросов, задач, упражнений. В программированных печатных пособиях учащиеся в зависимости от содержания ответа на контрольные вопросы отсылаются к различным страницам пособия. В программированном пособии логика предмета может быть нарушена.

Электромеханические устройства подачи порций информации и контрольных материалов значительно облегчают процесс поиска учащимися нужных материалов.

Современные компьютерные средства обучения позволяют создавать сложные электронные системы обучения, телекоммуникационные сети, которые обладают большими дидактическими возможностями. В частности, разрабатываются интерактивные программы, в которых обучаемый работает в диалоговом режиме со сложными информационными системами, базами данных, экспертными системами, выполняющими дидактические функции.

Программированный контроль качества усвоения знаний учащимися

Особенность программированного контроля — наличие программы контроля, то есть вполне определенного описания как последовательности, так и специфики каждой контрольной процедуры, применяемой к учащимся.

Основными требованиями к программированному контролю являются: а) наличие программы контроля; б) систематичность проверок знаний; в) объективность методов контроля.

Для объективизации контроля знаний учащихся в программированном контроле используются тесты различного уровня в виде последовательных батарей, выполненных с заданной надежностью и валидностью, предъявляемых учащимся на определенное время для решения. Ответы учащихся сличаются со стандартизированными данными, после чего подсчитывается коэффициент усвоения знаний.

25.Характеристика технологии проектного обучения. Взаимосвязь технологии проектного обучения с педагогикой сотрудничества и технологией проблемного обучения.

Наши рекомендации