Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР. €

Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. - 80 с.

В пособии представлена методика обследования речи дошкольников с ЗПР, учитывающая специфику познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы этих детей. Разработана балльная система оценки результатов выполнения заданий, даны развернутые заключения по результатам логопедического обследования.

И. Д. Коненкова

Обследование речи дошкольников с ЗПР

- Особенности речевого развития дошкольников с ЗПР;

- Методика обследования;

- Балльная система оценки результатов;

- Развернутое заключение по результатам логопедического обследования;

- Речевая карта.

Материал для логопедов, дефектологов, психологов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..…3

I. Особенности речевого развития дошкольников с ЗПР………………...…………..….4

II. Характеристика диагностического материала……………………………………..…..6

III. Методика обследования………………………………………………………………....9

Направление 1. Изучение коммуникативно-речевых умений………………………….9

Направление 2. Изучение лексического развития……………………………………...11

1. Словарь предметов……………………………………………………………….12

2. Глагольный словарь……………………………………………………………...14

3. Словарь наречий……………………………………………………………….…15

4. Подбор определений………………………………………………………….….16

5. Многозначность слова……………………………………………………………16

6. Словарь притяжательных местоимений………………………………………...17

7. Подбор синонимов……………………………………………………………......18

8. Подбор антонимов…………………………………………………………….….19

9. Дифференциация близких по смыслу понятий………………………………….20

10. Уровень обобщений……………………………………………………………....21

Направление 3. Изучение сформированности грамматического строя языка………...23

1. Проверка общего уровня языковой компетенции……………………………....23

2. Проверка умения конструировать предложения……………………………......25

3. Проверка навыков правильного употребления существительных множественного числа в именительном и родительном падежах……………..26

4. Проверка усвоения предложно-падежных форм существительных…………...28

5. Проверка умения согласовывать прилагательные с существительными

в роде, числе, падеже……………………………………………………………..29

6. Проверка умения образовывать сравнительную степень

прилагательных…………………………………………………………………....31

7. Проверка навыков словообразования……………………………………………32

Направление 4. Обследование строения и моторики артикуляционного

аппарата……………………………………………………………………………35

Направление 5. Изучение звукопроизносительной стороны речи…………………….36

Направление 6. Обследование фонематического слуха………………………………..38

1. Отраженное воспроизведение слоговых рядов (пар)…………………………...38

2. Отраженное воспроизведение рядов (пар) слов………………………………...39

3. Различение на слух оппозиционных фонем на материале слов………………..40

4. Изучение дифференциации звуков в произношении…………………………...41

Направление 7. Изучение сформированности слоговой структуры

звуконаполняемости слов………………………………………………………...43

1. Отраженное воспроизведение слов……………………………………………...43

2. Отраженное воспроизведение фраз……………………………………………...44

Направление 8. Изучение навыков фонематического анализа………………………...45

Направление 9. Исследование связной речи…………………………………………....47

1. Пересказ адаптированного текста повествовательного характера………….....47

2. Составление рассказа по серии сюжетных картин……………………………..50

Список литературы…………………………………………………………………………...51

Приложение 1…………………………………………………………………………………55

Приложение 2…………………………………………………………………………………66

Приложение 3…………………………………………………………………………………73

Введение.

Последнее десятилетие характеризуется ростом числа детей с задержкой психического развития. Основными причинами, способствующими этому, считаются: увеличение количества детей, рождающихся с признаками перинатальных патологий (перинатальная энцефалопатия); ухудшение состояния здоровья детей из-за неблагоприятной экологической обстановки, отрицательного психологического климата в некоторых семьях, равнодушия многих родителей к детям при сохранении заботы о внешнем благополучии.

В целях оказания коррекционно-развивающей помощи дошкольникам с ЗПР в нашей стране существует система специальных дошкольных учреждений. Это детские сады и группы для детей с ЗПР.

Каждого ребенка, поступающего в специальное дошкольное учреждение, необходимо всесторонне обследовать. Это важно для определения коррекционной программы, выбора методов и технологий, прогнозирования развития, разработки рекомендаций родителям.

В предлагаемом пособии представлены материалы для обследования речи дошкольников с ЗПР, начиная с четырехлетнего возраста.

Автор выражает искреннюю благодарность и глубокую признательность профессору Г.В. Чиркиной за внимательное рецензирование рукописи, а также Т.Н. Власовой и всем, кто оказал поддержку и помощь при написании книги.

III. МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ

Направление 1

Направление II

Изучение лексического развития

В этом разделе содержатся материалы для обследования объема активного словарного запаса, изучения его качественных характеристик, которые выявляются в заданиях на подбор синонимов, антонимов, обобщающих слов, эпитетов, на различение близких по смыслу понятий. Дается количественная оценка полученных данных.

При обследовании предметной лексики можно получить также представление и о пассивном словаре. В других пробах это будет сделать сложнее, что объясняется особенность используемых приемов. -
Подбор перечней слов, разработка технологии обследования осуществлялась с опорой на исследования Ю. С. Ляховской (1967,1970); Н. П.Ивановой (1980); Л. Ф. Спировой (1992); В. И. Яшиной (1975); 0. И Соловьевой (1966) и других авторов.

1. Словарь предметов

Подбор антонимов.

Инструкция: «Послушай слова: большой — маленький. Это

противоположные слова. Большой, а наоборот — маленький. Маленький, а наоборот —...?»

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Жара, а наоборот —    
Тишина, а наоборот    
Чистый, а наоборот —    
Мокрый, а наоборот —    
Больной, а наоборот —    
Смеяться, а наоборот —    
Одеваться, а наоборот —    
Говорить, а наоборот —    
Медленно, а наоборот —    
Высоко, а наоборот —    

Оценка для заданий № 7, 8:


5 баллов — по всем заданиям дан правильный ответ;

4 балла - встречаются единичные ошибочные ответы, которые исправляются самостоятельно или после уточняющего вопроса;

З балла — большинство заданий выполняется с уточняющей помощью, темп выполнения замедлен, требуется повторение инструкции;

2 балла — часть ответов с уточняющей помощью, часть — с контекстной подсказкой, темп выполнения замедлен, требуется повторение инструкции;

1 балл — неадекватные ответы, помощь не использует.

Серия «А».

Инструкция: «Одежду можно сшить из ткани, можно связать из шерстяной пряжи, а можно вышить — с помощью иголки и нитки как будто кисточкой нарисовать узор. Посмотри на картинки (демонстрируются три сюжётные картинки) и выбери ту, на которой ...»

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Мама шьет  
Мама вяжет  
Мама вышивает  

Примечание: На каждое слово-действие предлагается выбрать из следующего набора предметных картинок: рубашка, пальто, юбка, брюки, шапка, носки, варежки, шарф, воротничок, платочек, рукав, пуговица.

Серия «Б».

Инструкция:«Посмотри на картинки и отбери те, про которые мы скажем, что их …

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Шьют    
Вяжут    
Вышивают    
Пришивают    


Оценка:
5 баллов — все задания выполнены самостоятельно и верно;
4 балла — большинство заданий выполнено верно, единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;
3 балла — большинство заданий выполняется с помощью взрослого в виде уточняющих вопросов, иногда с контекстной подсказкой;
2 балла — все задания выполняются с контекстной подсказкой, требуется повторение инструкции;
1 балл — неадекватные ответы, помощь не используется.


10. Уровень обобщений.

Инструкция: «Птицы — это живые существа. Тело птиц покрыто перьями, у птиц есть крылья, они умеют летать. Вот это птицы (экспериментатор отбирает 5 картинок). Голубь — птица, ворона — птица, воробей — птица, синица — птица, ласточка — птица (сопровождает показом картинок). Всех этих существ (указание жестом) мы называем одним словом «птицы» (выделяет слово голосом). А теперь ты посмотри на картинки и назови одним словом (последовательно предъявляются серии картинок, в каждой по пять картинок)».

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Животные    
Игрушки    
Овощи    
Фрукты    
Посуда    
Одежда    
Люди    
Транспорт    

Оценка:
5 баллов — все задания выполнены самостоятельно, без ошибок;

4баллов — встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, иногда с помощью уточняющего вопроса;

3 балла — в отдельных случаях требуется повторение инструкции, большинство заданий выполняется с уточняющей помощью, иногда с контекстной подсказкой, темп выполнения замедлен;

2 балла — требуется повторение инструкции, большинство заданий выполняется с контекстной подсказкой, некоторые задания недоступны даже с помощью;

1 балл — неадекватные ответы, помощь не используется.

Направление III

Изучение сформированности грамматического строя языка

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Дети, ложитесь спать!    
В саду росло много яблонь.    
Белка перепрыгивала с ветки на ветку.    
Кошка лежит на коврике, а котенок выглядывает из-под шкафа.    
Ваня сказал маме, что не пойдет гулять.    
Цветы засохнут, если их не поливать.    
Птицы прилетели с юга, потому что наступила весна.    

Разработка содержания данного раздела осуществлялась в соответствии с методическими рекомендациями, составленными разными авторами (Л.Ф. Спирова, А.В Ястребова,1992; Т.В. Филичева, Г.В. Чиркина, 1991; И.О. Соловьева, 1966).
1. Проверка общего уровня языковой компетенции.
Серия «А».Инструкция: «Послушай предложение и повтори его в точности как я.

Оценка:

5 баллов — точное воспроизведение всех предложений;
4 балла — большинство предложений воспроизведено точно, допускается одна ошибка, которая самостоятельно исправляется;
3 балла — некоторые предложения воспроизведены точно, в большинстве предложений отмечаются пропуски отдельных слов, замены слов без искажения смысла предложения, ошибки исправляются после уточняющих вопросов взрослого, иногда — повторного воспроизведения задания, темп выполнения замедлен;
2 балла — отмечаются многочисленные нарушения структуры предложения, искажение смысла, замены слов, требуется повторное воспроизведение задания;
1 балл — неадекватные ответы, отказ от выполнения.


Серия «Б». Инструкция: «Я буду читать предложения; если ты заметишь, что я сказала плохо, неправильно, то поправь меня».

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Я люблю мама.    
Мальчик рисовает красками.    
Петя ест спелый яблок.    
В море плавают рыбка.    
Малыши построили много домов из песков.    
У кошки родились котенки.    

Оценка:
5 баллов — ребенок заметил и самостоятельно исправил все ошибки;
4 балла — ребенок заметил все ошибки, большинство исправил самостоятельно, часть — с незначительной помощью;

3 балла — ребенок ошибки заметил (иногда после повторного воспроизведения материала), но исправил после уточняющих вопросов, иногда с контекстной подсказкой;
2 балла — часть ошибок замечена, но для исправления требуется значительная помощь, некоторые ошибки не замечены даже после повторного воспроизведения материала;
1 балл — задание не выполнено, неадекватные ответы.


2. Проверка умения конструировать предложения.


Инструкция: «Послушай слова: мама, любить, дочка. Из этих слов можно составить «складное» предложение: Мама любит дочку. А теперь я скажу другие слова, а ты составь из них правильное, складное предложение».

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Ребята, гулять, лес;  
Мама, сливы, купить, дочка;    
Малыш, бабушка, коляска, укладывать.    

Оценка:
5 баллов — все предложения составлены самостоятельно и верно;
4 бал да — в основном все предложения составлены самостоятельно и верно, иногда требуется стимулирующая или уточняющая помощь;
З балла — задание выполняется в замедленном темпе, иногда требуется повторное воспроизведение, помощь в виде уточняющих вопросов;
2 балла — требуется повторное воспроизведение, значительная помощь в виде стимулирующих вопросов и контекстной подсказки, в составленных ребенком предложениях отмечаются замены слов, нарушение порядка, искажение смысла;
1 балл — невыполнение, помощь не использует.


З. Проверка правильного употребления существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

Серия «А».Инструкция: «Один — мяч, а если много, то скажем, что это — мячи.

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Одна рука, а если их много, то это -    
Один глаз, а если их много, то это -    
Одно ухо, а если их много, то это -    
Одно копыто, а если их много, то это -    
Один стул, а если их много, то это -    
Один карандаш, а если их много, то это -    
Один гусенок, а если их много, то это -    
Один медведь, а если их много, то это -    
Одно окно, а если их много, то это -    
Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Не стало: Рук    
Глаз    
Ушей    
Копыт    
Стульев    
Карандашей    
Гусят    
Медведей    
Окон    

Серия «Б».Инструкция: «Поиграем в игру. Сначала я буду показывать картинку, а потом убирать ее, а ты должен ответить, чего не стало». Последовательно предъявляются картинки с изображением рук, глаз, ушей,копыт, стульев, карандашей, гусят, медведей, окон».

Оценка для заданий 3 «А», «Б»:
5 баллов — по всем заданиям самостоятельно дан правильный ответ;
4 балла — большинство заданий выполнено самостоятельно и верно, единичные задания — с незначительной помощью в виде уточняющих вопросов, либо с самокоррекцией;

З балла — задание выполняется в замедленном темпе, с
ошибками, часть ошибок исправляется после уточняющих вопросов, некоторые ошибки не исправляются;
2 балла — большинство заданий выполняется с ошибками, требуется значительная помощь (вопросы, подсказки), иногда помощь неэффективна;
1 балл — невыполнение, помощь не использует.


4. Проверка усвоения предложно-падежных форм существительных.

Демонстрация действий.

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Где стоит коробка? (На столе).    
Где лежит игрушка? (В коробке).    
Откуда я достаю игрушку? (Из коробки).    
Куда я поставила коробку? (Под стол).    
Откуда я достала коробку? (Из-под стола).    
Куда я посадила зайку? (На пол).    
Откуда я взяла зайку? (С пола).    
Где сидит зайка? (За шкафом).    
Откуда выглядывает зайка? (Из-за шкафа).    
С чем бывает бутерброд? (С колбасой, с сыром).    
Над чем порхает бабочка? (Над цветами).    

Оценка:
5 баллов — по всем заданиям самостоятельно дан правильный ответ;
4 балла — отмечаются редкие ошибки, которые исправляются самостоятельно, либо с помощью в виде уточняющих вопросов;

З балла — часть заданий выполняется верно, некоторые ошибки исправляются после уточняющих вопросов, часть ошибок не исправляется после уточняющих вопросов, однако есть понимание значения предлогов (выполняет инструкцию, включающую предлог);
2 балла — большинство ответов неверные, коррекция после уточняющих вопросов отсутствует, но есть понимание значения предлогов;
1 балл — невыполнение.


5. Проверка умения согласовывать прилагательные
с существительными в роде числе падеже
.


Серия «А».Инструкция: «Посмотри на картинку и послушай, как я о ней скажу: синяя кастрюля (при произнесении слова «синяя» артикуляция четкая). А теперь ты смотри на картинки и называй».

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Синий чайник    
Синее ведро    
Желтое солнце    
Желтые кружки    
Желтая репка    
Желтый банан    
Красные флажки    
Красный чайник    
Красное платье    
Красная ягода    
Зеленая лягушка    
Зеленые пуговицы    
Зеленый огурец    
Зеленое ведро    

Серия «Б». Инструкция: «Поиграем в игру «Чего не стало. Послушай, как я скажу: «Не стало синей кастрюли (четкая артикуляция)». А теперь ты: “Не стало...»

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Синего чайника    
Синего ведра    
Желтого солнца    
Желтой репки    
Желтого банана    
Желтых кружек    
Красных флажков    
Красного чайника    
Красного платья    
Красной ягоды    
Зеленой лягушки    
Зеленых пуговиц    
Зеленого огурца    
Зеленого ведра    

Серия «В».Подборк прилагательному существительногосоответствующего рода, ориентируясь на окончание прилагательного.
Инструкция: «Будем отгадывать хитрые загадки. Послушай: ...»

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Белая, пушистая — это кошка или котенок?    
Красное, спелое — это яблоко или помидор?    
Серый, голодный — это волк или мышка?    

5. Проверка умения образовывать сравнительную степень прилагательных.

Инструкция: «Осенью холодно, а зимой еще холоднее».

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Этот цветок красивый, а тот еще    
Этот дом высокий, а тот еще...    
Этот мальчик умный, а тот еще...    
Эта девочка хорошая, а та еще....    

Оценка для заданий 5 («А», «Б», «В»), № 6:
5 баллов — все задания выполнены самостоятельно и верно;
4 балла — в основном все задания выполнены верно, ошибки исправляются самостоятельно, либо после уточняющего вопроса;
З балла — большинство заданий выполняется с помощью в виде уточняющих вопросов;
2 балла — при выполнении требуется значительная помощь (подсказки), часть заданий недоступна;
1 балл — невыполнение, помощь не использует.

7. Проверка навыков словообразования.

Серия «А». Образование названий детенышей животных.

Инструкция: <У кошки — котята, а у ...»

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Козы  
Собаки  
Коровы  
Свиньи  
Курицы  
Утки  
Пингвина  
Льва  

Серия «Б». Образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме.
Инструкция: «Вот этот большой предмет — мяч, к нему подходит маленький предмет — мячик. Я буду называть большой предмет, а ты подходящий к нему маленький предмет».

Предлагаемый материал Ответ
Начало года Конец года
Дом    
Кукла    
Яблоко    
Стул    
Елка    

Серия «В». Образование относительных прилагательных.

Инструкция: «Матрешка сделана из дерева, значит она деревянная. Скажи, какой (какая)...

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Кораблик из бумаги    
Лопата из железа    
Сок из яблок    
Компот из слив    
Баба из снега    
Конфета из шоколада    
Ваза из стекла    

Серия «Г». Образование притяжательных прилагательных.

Инструкция: «У кошки хвост кошачий, а у …»

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Собаки    
Волка    
Зайца    
Лисы    
Птицы    

Серия «Д». Образование приставочных глаголов.
Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, что делает мальчик».

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Мальчик идет.    
Мальчик подходит к дому.    
Мальчик выходит из дома.    
Мальчик входит в дом.    
Мальчик переходит улицу.    

Оценка для заданий .7 («А», «Б», «В», «Г», «Д»):
5 баллов — все задания выполнены самостоятельно и верно;
4 балла — в основном все задания выполнены самостоятельно и верно, ошибки исправляются самостоятельно, либо после уточняющего вопроса;
3 балла — большинство заданий выполняется с помощью в виде уточняющих вопросов, некоторые задания недоступны;
2 балла — при выполнении требуется значительная помощь (расширение инструкции, подсказки), многие задания недоступны;
1 балл — невыполнение.

Направление 4

Направление 7


Изучение сформированности слоговой структуры и звуконаполняемости слов.

Направление 8


Изучение навыков фонематического анализа.


Задание 1.Инструкция: «Послушай, как я произношу звуки: А, О, М, У, С, Р, И (произносит с утрированной артикуляцией). Поиграем в игру: я буду произносить разные звуки, а ты хлопни в ладошки, только если услышишь звук А».

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
а, о, р, у, а, и, м, э, а, ы;    
па, ой, ав, ма, вы, ай, ух;    
Алик, жук, конь, мак, нос, зима, сок.    

Задание 2.Инструкция: «Я произносила много звуков, а ты скажи один звук».

Ответы
Начало года Конец года  
   
Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Запомни и назови первый звук: А, О, У    
Запомни и назови последний звук: О, Т. М    

Задание3. Инструкция: «Поиграем в игру. Угадай, кто стоит первый, кто последний. (Экспериментатор предлагает выбрать из трех игрушек, выставленных перед ребенком в ряд; меняет игрушки местами, и игра повторяется). А теперь я буду произносить разные звуки. Я буду произносить их по порядку: сначала первый, затем другой, и, наконец, последний. Итак, я назову три звука, а ты...»

Задание 4 Инструкция:«Я скажу слово, а ты ...» (Произносит слово с утрированной артикуляцией).

Предлагаемый материал Ответы  
Начало года Конец года  
запомни и назови пёрвый звук: в слове «Оля»      
запомни и назови последний звук: в слове «кот»      
             
           

Задание 5. Инструкция: «Скажи, сколько звуков в слове «мак»?»

Начало года Конец года

Это задание предлагается детям старше 5-ти лет.

Оценка для заданий №№1,2,3,4,5:
5 баллов — все задания выполнены правильно;
4 балла — в основном все задания выполнены правильно, ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;

З балла — задания выполняются с ошибками, которые исправляются с помощью взрослого, темп выполнения замедлен, одно-два задания недоступны даже с помощью;
2 балла — при выполнении требуется значительная помощь со стороны взрослого, часть заданий недоступна даже после использования приема «разбор образца»;
1 балл — неадекватные ответы, отказ от выполнения.

Направление 9

Исследование связной речи

Разработка предлагаемых материалов осуществлялась с опорой на исследования Р. И. Лалаевой (1998); Г.А. Волковой (1993); Н.А. Цыпиной (1994).
1. Пересказ адаптированного текста повествовательного характера. (Используется текст «Утята» из пособия М.И. Омороковой, 1999).
1.1.Краткая вступительная беседа по вопросам

· У кого какая мама? (У цыплят..., у утят...).

· Из чего вылупляются цыплята? А утята?

· Кто высиживает куриные яйца? А утиные?

· Как ты понимаешь фразу «высиживать яйца»?

· Кто умеет плавать: курица или утка, цыплята или утята?


1.2. Чтение рассказа.

Одной хозяйке захотелось развести утят, но утки у нее не было, а была только курица. Хозяйка купила утиных яиц, положила их в корзинку и усадила на них курицу. Курица высидела утят. Она радовалась, учила детей червячков выкапывать. Однажды курица повела детей на берег пруда. Утята завидели воду и бросились в нее. Бедная курица разволновалась, она бегала по берегу и кричала, а утята и не думали выходить на берег. Они весело плавали в воде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей /Под ред. К.С.Лебединской. М., 1982.
2. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. дидактический материал по обследованию речи детей. М., 1994.
3. Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний 6-летними детьми с задержкой психического развития //дефектология. 1983. Н 3.
4. Власенко И.Т., Голод В.И., Алле А.Х. Нейропсихологическое обследование детей с нарушением речевого развития //Методы обследование речи у детей /Под ред. И.Т. Власенко. Г.В. Чиркиной. М., 1992.
5. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. СПб., 1993.
6. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1965.
7. Глухов В.П.. Смирнова М. .Н. Особенности связной речи у детей с комбинированным психоречевым дефектом //Современная логопедия: теория, практика, перспективы: Межвуз. сб. науч. тр. МГОПУ им. М.А. Шолохова. М., 2002.
8. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского. Е.А. Цыпиной. М., 1984.
9. Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений детьми е недоразвитием речи // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1961.
10. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М., 1976.
11. Иванова Н.П. Лексические упражнения в детском саду // Умственное воспитание детей дошкольного возраста.
М., 1980.
12. Ковшиков В.А., Демьянов Ю.Г. О речевых нарушениях у детей с ЗПР. //Дефектология. Л. 1967.
13. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда. М., 1998.
14. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М., 1965.
15. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений.
М., 2000.
1 6.Лопатица Л.В. Серебрякова. Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. СПб., 1994.
17. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий, у детей. М., 1978.
18. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
19. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.д. Хомской. М., 1979.
20. Ляховская Ю.С. К вопросу изучения словаря ребенка старшего дошкольного возраста // Ученые записки МГЗПИ. Вып.31. М., 1970.
21. Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития / / Дефектология. 1990. 6.
22. Мальцева Е.В. Особенности ориентировки дошкольников с задержкой психического развития в звуковой речи // дефектология. 1989. 3.
23. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика / ранний и до-
школьный возраст: Советы педагогам и родителям по
подготовке к обучению детей с особыми проблемами в
развитии. М., 1997.
24. Методы обследования речи у детей /Под ред. И.Т. Власенко, Г.В. Чиркиной. М., 1992.
25. Оморокова М.М. Совершенствование чтения младших школьников, методическое пособие для учителя. М., 1999.
26. Павлова А.Л. проблемы диагностики речевого развития
// Психологические и психофизические исследования речи. М., 1985.
27. Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / Отв. ред. А.М. Шахнарович. М., 1973.
28. Рахмакова Г.Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с ЗПР // Дефектология. 1967. № 6).
29. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М., 1970.
30. Слепович Е.С. Употребление прилагательных старшими дошкольниками с нарушениями умственного развития // дефектология. 1978. 2.
31. Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. Л., 1976.
32. Соботович Е.Ф. Психолого-педагогические основы коррекции нарушений формирования грамматического строя речи у детей: Автореф. дис... докт. пед. наук. М., 1984.
33. Соловьева О.И. Говори правильно: Альбом по развитию речи. М., 1966.
34. Спирова Л.Ф., Ястребова Л. В. Обследование лексического запаса и грамматического строя языка // Методы обследования нарушений речи у детей / Под ред. И.Т. Власенко, Г.В. Чиркиной. М., 1992.
35. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. М., 1990.
36. Тригер Р.д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. Смоленск, 1998.
37. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. Екаринбург, 1996.
38. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. М., 1993.
39. Филичева Т.В., Чиркина Г..В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Учеб. пособие. м., 1991.
40. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед, уч-щ до спец. 03.08. «дошк. воспит. - М., 1989.
41. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. диагностика речевых нарушений
школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. - М., 2002.
42. Цветкова Л.С. К вопросу о методах исследования детей с задержкой психического развития в диагностических целях //Дефектология. 1971. №3
43. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.,1998.
44. Цыпина Н.А. Обучение чтению детей с задержкой психического
развития. М., 1994.
45. Чиркина Г.В. Обследование зв

Наши рекомендации