Диктант 5 «Необычные путешественники»
Семена деревьев — великие путешественники. У них даже специальные приспособления есть, чтобы передвигаться. Например, у семени ясеня есть крылышко, а у семечка берёзы даже два. Благодаря этим крылышкам ветер переносит их на большие расстояния. Семена тополя тоже хорошо приспособились к путешествиям, они окружены лёгкой ваткой. А у ивы к семенам прикреплены маленькие парашютики. Переносить их ветру ничего не стоит.
Ветер сильный. Он, правда, не может перенести семена дуба — жёлуди, но зато может перемещать довольно тяжёлые семена клёна с большими крылатками.
В сумерках я вышел на опушку леса. Деревья стояли молчаливые и неподвижные. И всё-таки они — путешественники. Я знаю, что они разослали миллионы и миллионы гонцов своих в разные стороны. Летят крылатые гонцы, чтоб где-то сесть и прорасти тихими и стройными берёзками, пушистыми ёлочками, пугливыми осинками.
Летят по ветру будущие деревья. Счастливого им пути! Попутного ветра!
(136 слов)
(По Ю. Дмитриеву)
Грамматические задания
I вариант
1. Сделать морфологический разбор слова «два» (третье предложение текста).
2. Сделать синтаксический разбор пятого предложения текста: «Семена тополя тоже хорошо приспособились к путешествиям, они окружены лёгкой ваткой».
II вариант
1. Сделать морфологический разбор слова «миллионы» (тринадцатое предложение текста).
2. Сделать синтаксический разбор тринадцатого предложения текста: «Я знаю, что они разослали миллионы и миллионы гонцов своих в разные стороны».
Приложение 3 Индивидуальные задания
1. Из какого языка пришли слова «гипноз», «муза», «паника»? Приведите лексические значения этих слов. Составьте предложения с этими словами.
2. Из какого языка пришли слова «гимн», «сатира», «хаос»? Приведите лексические значения этих слов. Составьте предложения с этими словами.
3. Из какого языка пришли слова «космос», «нарцисс», «зефир»? Приведите лексические значения этих слов. Составьте предложения с этими словами.
4. Назовите источник данных фразеологизмов, объясните их значение. Составьте предложения с этими фразеологизмами.
Титанические усилия, танталовы муки, яблоко раздора.
5. Назовите источник данных фразеологизмов, объясните их значение. Составьте предложения с этими фразеологизмами.
Ахиллесова пята, сизифов труд, кануть в Лету.
6. Назовите источник данных фразеологизмов, объясните их значение. Составьте предложения с этими фразеологизмами.
Панический ужас, троянский конь, прокрустово ложе.
Примечание. На усмотрение учителя задания 1–6 можно выполнять с помощью словарей.
7. Сделайте синтаксический разбор предложения. К словам с чередованием морфем подберите однокоренные слова, доказывающие чередование.
После победы над Авгием Геракл принёс жертвы олимпийским богам и учредил Олимпийские игры.
8. Сделайте синтаксический разбор предложения. К словам с чередованием морфем подберите однокоренные слова, доказывающие чередование.
Люди пашут, а он руками машет.
9. Сделайте синтаксический разбор предложения. К словам с чередованием морфем подберите однокоренные слова, доказывающие чередование. Подберите синоним к устаревшему слову.
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озёрных грустил берегов.
10. Сделайте синтаксический разбор предложения, обозначьте падежи именных частей речи. Укажите способ образования слова «сумасшествие». Разберите по составу слово «отравило».
Внезапное сумасшествие Дубровского отравило его торжество.
11. Обозначьте склонения существительных. Сделайте морфологический разбор разносклоняемого существительного.
Наступил сентябрь. Ягоды сменились семенами, и вместо скунсов и норок врагами куропаток сделались охотники.
12. Обозначьте склонения существительных. Сделайте морфологический разбор разносклоняемого существительного.
В октябре наступило время орехов и время сов: они откочёвывали к югу и их стало больше.
13. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Сделайте синтаксический разбор предложения, морфологический разбор прилагательных.
(Не)долги летни.. ночи!
14. Вставьте пропущенные буквы. Сделайте синтаксический разбор предложений, морфологический разбор одного прилагательного и одного местоимения.
Жи..кий, ра(н, нн) ий вет..рок уже пошёл бродить и порхать над землёю. Тело моё ответило ему лё..кой, весёлой дрож..ю.
15. Вставьте пропущенные буквы. Сделайте синтаксический разбор предложения. Числительное запишите словом, сделайте его морфологический разбор.
Около 1275 года до новой эры в Трое произошло земл..тр..сение
16. Вставьте пропущенные буквы. Числительное запишите словом, сделайте его морфологический разбор. Подчеркните грамматическую основу предложения.
11 греч..ских городов оспар..вали право называться родиной Гомера.
17. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните сложные слова как члены предложения. Числительные запишите словами, сделайте их морфологический разбор.
Р..ждественские праз..ники прод..лжались с 24 декабря по 6 января. Эти праз..ники были связаны с зимним со..нц..стоянием — одним из важнейших дней земл..дельческого к..лендаря.
18. Вставьте пропущенные буквы. Сделайте морфологический разбор местоимений.
Вся моя меч..та о море вопл..тилась в этом человеке.
19. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Сделайте морфологический разбор местоимений. Укажите способ образования выделенного слова.
(Не, ни)разу за всю его славную и безупреч..ную трёхсотлетн..ю службу его так (не, ни)оскорбляли.
20. Вставьте пропущенные буквы. Определите спряжение глаголов.
На Масл..(н, нн)ичной неделе принято печ.. блины, ходить в гости друг к другу, катат..ся на санках, веселит..ся.
21. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Сделайте морфологический разбор глаголов.
З..ма (не)даром злит..ся,
Прошла её пора —
В..сна в окно стучит..ся
И гон..т со двора.
22. Сделайте морфологический разбор глаголов.
Пройдёт — словно солнце осветит!
Посмотрит — рублём подарит!