Статья 37. Местная администрация
1. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
2. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.
3. Условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения, а для главы местной администрации муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения - представительным органом муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
4. В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения - уставом муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.
6. Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.
6.1. Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта:
1) подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования;
2) представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования;
3) обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
7. Местная администрация обладает правами юридического лица.
8. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
- Понятие, сущность и значение научной организации труда (НОУТ) в деятельности органов местного самоуправления. Пути повышения эффективности работы органов местного самоуправления.
- Порядок проведения сессии (собрания) представительного органа муниципального образования.
Организация работы представительного органа муниципального образования осуществляется в соответствии с федеральным, региональным законодательством, уставом муниципального образования. Основной организационно-правовой формой деятельности представительного органа являются его заседания. Для предварительной подготовки вопросов к рассмотрению на заседаниях представительного органа и организации работы депутатов между заседаниями представительный орган создает депутатские комиссии и рабочие группы. На заседаниях представительного органа решаются вопросы, отнесенные к его ведению. Заседания представительного органа могут быть: очередными и внеочередными; открытыми и закрытыми. Порядок созыва и проведения очередных заседаний представительного органа устанавливается
его регламентом. Внеочередные заседания представительного органа могут проводиться по мере необходимости, как правило, по письменному предложению его председателя, одной из постоянных комиссий, депутатов, в количестве не менее 1/3 от числа избранных в представительный орган, а также по письменному предложению главы муниципального
образования (главы местной администрации). Однако регламенты представительных органов могут дополнять или сокращать предложенный перечень субъектов. На открытых заседаниях представительного органа вправе присутствовать
глава муниципального образования (глава местной администрации), представители населения муниципального образования, аккредитованные представители средств массовой информации, прокурор. На закрытых заседаниях представительного органа представители средств массовой информации и населения присутствовать не вправе. Порядок проведения закрытых заседаний предусматривается регламентом представительного органа. Заседание представительного органа считается правомочным, если на нем присутствует более двух третей депутатов от числа депутатов, избранных в представительный орган. Указанное число называется кворумом. Регламентом представительного органа определяется время заседания, а также время выступлений с докладами, содокладами, время выступлений в прениях. По разрешению председательствующего на заседании указанное время выступления может быть продлено. В начале каждого заседания утверждается его повестка. Предложения в повестку вносят, как правило, председатель представительного органа, депутаты, депутатские комиссии и рабочие группы, а также глава муниципального образования (глава местной администрации). Органы территориального общественного самоуправления, граждане, их объединения, представители организаций вносят свои предложения в повестку заседания через депутатские комиссии в порядке, установленном положениями о комиссиях. Любой выступающий на заседании представительного органа не должен допускать грубые и некорректные выражения и действия, призывать к незаконным и насильственным действиям. Голосование на заседании представительного органа может быть как открытым, так и тайным. Кроме того, регламенты представительных органов предусматривают также поименное голосование по отдельным вопросам. Как правило, решения по рассматриваемым вопросам принимаются открытым голосованием. Однако в случаях, предусмотренных законодательством, уставом муниципального образования, а также по решению самого представительного органа проводится тайное голосование. Количество голосов, необходимое для принятия того или иного решения, устанавливается федеральными законами, уставом муниципального
образования и регламентом представительного органа. Данное число депутатов называется нормой голосования. Депутат обязан лично осуществлять свое право на голосование. Депутат, отсутствовавший во время голосования, не вправе подать свой голос позже. Регламент представительного органа содержит положение о порядке принятия нормативного акта. Проект нормативного акта рассматривается, как правило, в двух чтениях. Первое чтение — обсуждение основных
концептуальных положений проекта нормативного акта, решение вопроса о необходимости его принятия. Проект нормативного акта, принятый в первом чтении, может быть изменен или дополнен в процессе подготовки его ко второму чтению методом внесения письменных предложений, замечаний и поправок в срок, установленный представительным органом. Второе чтение — обсуждение поступивших к проекту решения поправок, решение вопроса о его окончательном
принятии. При первом чтении проекта слово для доклада предоставляется автору или представителю группы авторов и для содоклада — председателю депутатской комиссии, к ведению которой относится рассматриваемый вопрос. После прений по проекту представительный орган принимает одно из следующих решений: 1) отклонить проект; 2) направить проект на доработку; 3) одобрить проект в первом чтении. В случае отклонения проекта он считается исключенным из повестки заседания представительного органа и может быть повторно внесен на его рассмотрение только после его повторного включения в повестку. В случае направления проекта на доработку решением представительного органа устанавливается срок представления доработанного проекта для рассмотрения на заседании представительного органа. В случае одобрения проекта в первом чтении решением представительного органа устанавливается предельный срок внесения поправок к нему и срок представления проекта для второго чтения. Проект, одобренный в первом чтении, после доработки вносится на второе чтение с приложением текстов поправок и сведениями о том, какие из поправок одобрены авторами и депутатской комиссией. Как правило, поправки к проекту вносятся в письменном виде на имя председателя
представительного органа. Председатель после регистрации поправок передает их в соответствующую депутатскую комиссию и авторам. Поправки должны содержать полные тексты, предлагаемые взамен текста проекта, заголовки статей, глав и разделов. При постатейном обсуждении каждая поправка обсуждается и голосуется отдельно. Первым на голосование ставится текст статьи, принятый в первом чтении (текст, в который предлагаются поправки), после чего голосуются поправки. Если внесено несколько поправок к одной статье, то голосование производится в порядке их поступления. Поправка, снятая ее автором, может быть поддержана другим депутатом. Второе чтение включает в себя доклад автора (представителя авторов), содоклад комиссии и выступления депутатов по текстам статей и поправок к ним. Второе чтение завершается принятием нормативного акта или его отклонением.
- Территориальное общественное самоуправление. Порядок выборов, компетенция и акты.
Территориальное общественное самоуправление (далее также — ТОС) является, пожалуй, самой распространенной формой участия населения в осуществлении местного самоуправления. Право граждан на ТОС закреплено в ст. 27 ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Под ТОС понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. ТОС, входя в систему местного самоуправления, не является формой осуществления муниципальной власти. Участники ТОС не решают вопросы местного значения, а осуществляют собственные инициативы по этим вопросам. Кроме того, ТОС осуществляется не на всей территории муниципального образования, а лишь на ее части. ТОС не может осуществляться в масштабах муниципального района, а лишь на части поселения, городского округа, внутригородского муниципального образования в городах федерального значения. Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории. ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан:
подъезд многоквартирного жилого дома;
многоквартирный жилой дом;
группа жилых домов;
жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
Для создания ТОС на определенной территории обязательны следующие условия:
1) границы территории ТОС не могут выходить за пределы территории поселения;
2) на определенной территории не может быть более одного ТОС;
3) территория, на которой осуществляется ТОС, должна составлять единую территорию; не допускается осуществление ТОС на территориях, не граничащих между собой.
Законодательство выделяет два порядка регистрации ТОС: регистрация устава ТОС и государственная регистрация ТОС в качестве юридического лица. ТОС считается учрежденным с момента регистрации его устава уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава ТОС определяется уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Регистрация Устава ТОС представляет собой действие уполномоченного органа местного самоуправления, осуществляемое посредством внесения в реестр ТОС сведений об учреждении ТОС. ТОС может являться юридическим лицом, если это предусматривает его устав. В этом случае ТОС подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации в соответствии с ФЗ от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». ФЗ от 6 октября 2003 г. не устанавливает конкретной организационно-правовой формы некоммерческой организации, в которой может учреждаться ТОС. ФЗ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» выделяет следующие формы некоммерческих организаций: общественные или религиозные организации (объединения), некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы. Оптимальной организационно-правовой формой для ТОС является автономная некоммерческая организация. ТОС осуществляется непосредственно населением путем проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов ТОС. Органы ТОС избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Конференция граждан по вопросам организации
и осуществления ТОС считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих ТОС, относятся:
1) установление структуры органов ТОС;
2) принятие устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений;
3) избрание органов ТОС;
4) определение основных направлений деятельности ТОС;
5) утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении;
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС.
Органы ТОС осуществляют следующие полномочия:
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами ТОС и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
Обязательными вопросами, которые должны найти отражение в уставе ТОС, являются:
1) территория, на которой осуществляется ТОС;
2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности ТОС;
3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов ТОС;
4) порядок принятия решений;
5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
6) порядок прекращения осуществления ТОС.
Дополнительные требования к уставу ТОС органами местного самоуправления устанавливаться не могут. Федеральное законодательство устанавливает общие требования к организации и деятельности ТОС. Непосредственно же порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
- Правотворческая инициатива граждан.
Под правотворческой инициативой граждан понимается возможность населения муниципального образования, обладающего избирательным правом, вносить на рассмотрение органов или должностных лиц местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не может
превышать 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. В случае отсутствия нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с ФЗ от 6 октября 2003 г. В целях реализации правотворческой инициативы инициативная группа граждан вносит в соответствующие органы местного самоуправления,
в компетенцию которых входит принятие муниципального правового акта, как правило, следующие документы:
1) проект муниципального правового акта;
2) пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости принятия муниципального правового акта, его целей и основных положений;
3) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения проекта правового акта, реализация которого потребует дополнительных материальных или иных затрат);
4) список инициативной группы граждан с указанием фамилии, имени, отчества, паспортных данных, адреса места жительства и телефона членов группы;
5) протокол собрания (заседания), на котором было принято решение о создании инициативной группы граждан для реализации правотворческой инициативы.
В случае если проект муниципального правового акта предусматривает установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, то он вносится изначально главе местной администрации. Если же инициативная группа граждан вносит проект такого муниципального правового акта на рассмотрение представительного органа муниципального образования, то одновременно с проектом представляется заключение главы местной администрации (ч. 12 ст. 35 ФЗ от 6 октября 2003 г.). Соответствующие орган или должностное лицо местного самоуправления могут отказать в принятии представленных документов только в случае нарушения требований, предъявляемых к численности и порядку создания инициативной группы граждан, а также к перечню документов, прилагаемых к проекту муниципального правового акта, вносимого в порядке реализации правотворческой инициативы.
Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан с выполнением всех установленных требований, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена
возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта. В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.
- Исполнительно-распорядительные органы муниципального образования. Порядок формирования, компетенция и акты.
Часть 1 ст.34 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет структуру органов местного самоуправления. В нее входят: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В разных субъектах Федерации и муниципальных образованиях в зависимости от того, является ли оно городским или сельским поселением, с учетом его особенностей, экономического развития, численности жителей и других факторов система органов, осуществляющих исполнительскую деятельность, их наименование и само содержание деятельности сильно различаются.
Наличие в структуре органов местного самоуправления местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность, а также иные вопросы организации и деятельности местной администрации определяются уставом муниципального образования. Ее наименование устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций [2.- cт.34].
ст.37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закрепляет, что исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (местная администрация) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Им может быть глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования [2.- ч.2 ст.37].
Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.
Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования [2.- ч.6 ст.37] .
В соответствии с ч.7 ст.37 ФЗ № 131, местная администрация обладает правами юридического лица. Ее структура утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации [2.- ч.8 ст.37].
Полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае: 1) смерти; 2) отставки по собственному желанию; 3) расторжения контракта по соглашению сторон или в судебном порядке; 4) отрешения от должности; 5) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 6) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; 7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; 8) выезда за пределы РФ на постоянное место жительства; 9) прекращения гражданства России, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; 10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу [2.- ч.10 ст.37].
Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:
1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения;
2) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
3) главы местной администрации - в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъекта РФ.
Местная администрация является муниципальным учреждениям, образуемым для осуществления управленческих функций, и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица в соответствии с ФЗ. Основаниями для такой регистрации являются устав муниципального образования и решение о создании исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления с правами юридического лица.
Как юридическое лицо местная администрация действует на основании общих для организаций данного вида положений ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в соответствии с ФЗ от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" применительно к учреждениям.
В случае отсутствия устава муниципального образования основаниями для государственной регистрации местной администрации в качестве юридического лица является - решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования [2.- ч.3 ст.41].
В нормативных актах субъектов РФ они не только обозначаются, но и наделены значительными полномочиями по решению задач местного значения и осуществлению части государственных функций. Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления и как юридическое лицо от имени муниципального образования приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности. Выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.
В различных субъектах РФ при формировании местной администрации используются несколько механизмов. Местная администрация:
1) формируется представительным органом местного самоуправления;
2) создается главой местного самоуправления самостоятельно;
3) формируется главой местного самоуправления с согласия представительного органа местного самоуправления;
4) главные должностные лица назначаются с согласия представительного органа местного самоуправления, а остальные – главой местного самоуправления самостоятельно [6.- C.380].
Для организации работы исполнительных органов (администрации) необходимо создание структурных подразделений. Ими могут быть различные подразделения отраслевого и функционального назначения: комитеты, департаменты, управления, отделы (образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, экономического прогнозирования и т.д.) и другие структурные подразделения. Кроме того, имеется, как правило, и вспомогательный аппарат: управление делами (канцелярия), бухгалтерия, юридическая служба, отдел кадров и др. Перечень подразделений исполнительного органа (администрации) определяется либо главой администрации единолично, либо по согласованию с представительными органами местного самоуправления. Это делается в зависимости от того, какой порядок закреплен в законе о местном самоуправлении или в уставе муниципального образования. Структурные подразделения исполнительного органа находятся в подчинении его руководителя. Они создаются в соответствии со схемой управления данным муниципальным образованием, обладают полномочиями, предусмотренными законодательством о местном самоуправлении, уставом муниципального образования, и осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в определенной сфере местного самоуправления и состоят на местном бюджете (в соответствии со сметой расходов на управленческий аппарат), могут обладать правами юридического лица. Имущество этих органов входит в состав муниципальной собственности и закрепляется за ними на правах оперативного управления. Управления и отделы самостоятельно решают вопросы управления, отнесенные к их ведению, руководят подчиненными им предприятиями, организациями и учреждениями. Функции и полномочия структурных подразделений исполнительного органа местного самоуправления, а также организация и порядок их деятельности определяются специальными положениями об этих органах, утвержденными в порядке, предусмотренном в уставе муниципального образования (либо главой администрации, либо по его представлению представительным органом местного самоуправления).
Вся деятельность исполнительно-распорядительного органа строится на основе принципов законности (т.е. все принимаемые решения и осуществляемые действия должны соответствовать Конституции РФ, законам и другим нормативно-правовым актам РФ, субъектов РФ, уставу муниципального образования, решениям представительного органа местного самоуправления) и гласности, а также на принципах коллегиальности или единоначалия. В законах о местном самоуправлении многих субъектов РФ содержатся нормы о подотчетности исполнительных органов представительным органам местного самоуправления. Исполнительный орган является постоянно действующим органом местного самоуправления. В законах субъектов РФ, уставах муниципальных образований не предусмотрены нормы о возможности и порядке прекращения полномочий исполнительных органов местного самоуправления. Институт прекращения полномочия предусмотрен для должностных лиц местного самоуправления, в т.ч. и глав администраций.
- Правовая природа постоянных комитетов и комиссий представительного органа муниципального образования. Назначение, задачи и функции.
Комитеты (комиссии) представительного органа. Важное место в деятельности представительных органов местного самоуправления принадлежит их комитетам (комиссиям). Именно в комитетах и комиссиях осуществляется повседневная деятельность по подготовке решений представительного органа, выражаемых в конкретных нормативных правовых актах. Статус комитетов (комиссий) регулируется уставами муниципальных образований, положениями о них и регламентами, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
Комитеты и комиссии могут быть постоянными и временными. Постоянные комитеты, комиссии образуются, как правило, на период полномочий представительного органа.
Комитеты, комиссии - это совещательные, консультативные, контролирующие органы своих представительных органов. Они не осуществляют самостоятельного управления какими-либо отраслями местного хозяйства, действуя исключительно в составе своих представительных органов.
Образование комитетов и комиссий представительных органов и изменение их состава относятся к исключительной компетенции представительных органов. Их формирование происходит, как правило, на первых сессиях (заседаниях), когда определяется структура представительного органа, решаются иные организационные вопросы. В случае необходимости представительный орган может и в иное время образовывать новые комитеты, комиссии, реорганизовывать существующие, вносить изменения в их численный и персональный состав. При образовании комитетов, комиссий необходимо, в частности, учитывать такие факторы, как образование, специальность, место работы, место жительства кандидатов в состав комитета, комиссии, наличие у них навыков публично-властной, общественной деятельности, а также личное желание работать в том или ином комитете, комиссии. Привлечение депутатов, специалистов, а также простых граждан к деятельности комитетов, комиссий в решении местных проблем не только реально предоставляет возможность пройти школу управления, но и создает условия, при которых подготовкой, контролем и участием в реализации решений представительных органов занимаются не только депутаты и местная администрация, но и население.
Нормативные положения о комитетах, комиссиях детально регламентируют конкретное содержание их функций, полномочий. Определяющим моментом содержания их функций являются предметы ведения муниципального образования и компетенция соответствующего представительного органа.
Комитеты (комиссии) по вопросам их ведения:
осуществляют предварительное рассмотрение проектов решений, иных нормативных правовых актов и их подготовку к рассмотрению представительным органом;
организуют проводимые представительным органом депутатские слушания, совещания, "круглые столы", семинары;
дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта местного бюджета, прогноза социально-экономического развития муниципального образования;
утверждают планы работы комитетов; определяют стратегию и тактику своей деятельности; принимают решения о направлении проектов актов в государственные органы, другие организации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также для проведения научной экспертизы и независимой экспертизы проектов актов;
взаимодействуют с другими органами местного самоуправления, органами государственной власти, негосударственными организациями;
взаимодействуют со средствами массовой информации, обеспечивая их участие в текущей деятельности комитетов, комиссий;
осуществляют контроль за исполнением принятых представительным органом решений;
решают вопросы организации своей деятельности.