И перейдем к рассмотрению последнего шестого вопроса : роль представлений в управлении движениями

Особая роль принадлежит представлениям о двигательных действиях.

Обучение технике физических упражнений в физическом воспитании и спорте всегда начинается с создания представления об изучаемом действии. Это необходимо для того, чтобы сформировать в сознании ученика образ реального действия, который должен служить эталоном при практическом исполнении движений, с помощью которого спортсмен осуществляет контроль и управление в своей деятельности. Любое двигательное действие или физическое упражнение каждый человек выполняет только так, как он его себе представляет.

Представление служит программой для реализации двигательных действий.

Имеющийся в памяти человека эталон (идеальный образ) действия является тем необходимым элементом деятельности, который в определенных условиях следует воспроизвести с максимальной точностью. В этом заключается программирующая функция представления.

Перед выполнением двигательного действия представление о движении с помощью механизмов идеомоторных реакций (регулировка функций) позволяет организму подготовиться к предстоящей деятельности. Так сочетаются программирующая и регулирующая функции.

В процессе выполнения действия по каналам обратной связи в кору больших полушарий головного мозга поступает информация о внешних условиях деятельности и о самом действии. Эта информация сравнивается с программой движений (представлением), и если она соответствует ему, — деятельность продолжается. Если возникают какие-либо рассогласования, то в деятельность вносятся необходимые коррективы. В данном случае ведущая роль принадлежит регулирующей функции представления.

Регулирующая функция проявляется и после окончания действия. Воспоминания об ощущениях, возникших в ходе выполнения движений, позволяют человеку, анализируя свою деятельность, понимать причины тех или иных ошибок. Такая мыслительная работа заключается в переработке имеющейся информации в представлениях об идеальном образе и реально исполненном действии.

Представления о двигательных действиях выполняют еще одну функцию, которая успешно используется в спортивной практике. Эта функция — тренирующая. Известно, что, представляя себе движения, можно упражняться, совершенствуя технику любых двигательных действий. На практике эта функция называется идеомоторной тренировкой. Она характеризуется тем, что спортсмен : оживляет систему механизмов произвольных движений, вследствие чего возникают микрореакции нервно-мышечной, вегетативной и других функциональных систем организма. Эти реакции идентичны реальным, которые возникают при практическом выполнении движений. В результате осуществления идеомоторной тренировки (многократного мысленного повторения) происходит закрепление структуры механизмов тренируемого произвольного действия.

Важно отметить, что идеомоторная тренировка имеет свои принципы, позволяющие повышать эффективность функции:

чем ярче и отчетливее представление, тем ярче выражен тренирующий эффект;

эффект возрастает, если представление сопровождается «мысленным проговариванием» процесса выполнения действия;

эффект станет особенно ярким, если спортсмен овладел пространственными признаками движений;

тренирующий эффект может быть негативным, если представление ошибочно.

IV. Подведение итогов

Итак, сегодня мы с вами говорили двигательных навыках, двигательных ощущениях. Разобрали основные понятия, а также рассмотрели процесс и стадии формирования двигательных навыков.

V. Домашнее задание

Ребята, к следующему уроку, повторите данную тему для закрепления материала, я раздам вам буклеты, в них собран весь материал по данной теме.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет имени Ф.Скорины»

Заочный факультет

Кафедра психологии

ПЛАН-КОНСПЕКТ

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«Нет алкоголю»

Место практики: УО «Гомельский государственный педагогический колледж имени Л.С. Выготского»
Сроки практики: 14.11.2016 – 03.12.2016

Выполнил:

студент группы ПЗ-62 Бобех В.И.

Руководитель практики Трифонов Ю.А.

Гомель 2016

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «Скажи алкоголю нет»

Цель: формирование здорового образа жизни; помочь учащимся сформировать такой образ жизни, который сможет обеспечить
им состояние оптимального здоровья в будущем.

Задачи:

1) Помочь подросткам учиться жизни;

2) Побудить подростков поделиться своим мнением;

3) Задать «открытые вопросы», допускающие несколько вариантов ответов;

4) Обобщать и комментировать высказывания подростков;
Пробовать вести групповую дискуссию;

Форма мероприятия: Реализуется в тренинговой форме.

Оборудование:карандаши, листы А3, фломастеры, интерактивная доска, карточки с заданиями, бейджи.

Литература:

1.Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/пер. с нем. – М., Генезис, 2004 г.

2. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: МПСИ, 1998 г.

3.Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб.: Питер, 2002 г.

4.Рахматуллина Р. Коррекционно-развивающие игры и психогимнастика // Школьный психолог, 1999, №26, с.10.

Структура мероприятия:

1) Орг. момент;

2) Подготовка к активному восприятию темы;

3) Основная часть;

4) Закрепление;

5) Заключение;

6) Итог урока.

Ход мероприятия:

I. Орг. момент

–Здравствуйте, садитесь.

II. Подготовка к активному восприятию темы

– «Каждый человек на земле имеет свое предназначение. И всю жизнь мы стремимся к нему ежедневно, ежеминутно, выбирая свою дорогу, по которой пойдем. Быть ли нам счастливыми, любимыми или всю жизнь потратить на перетряхивание мелких проблем зависит от нас. Но, иногда определяя дальнейший путь, жизнь очень жестко ставит условия «или - или»

и тогда все зависит только от силы твоего духа от твоей способности противостоять…».

III. Основная часть

Знакомство участников тренинга

Цель:

Развивать позитивное самовосприятие;

Содействовать сплочению группы.
Задание: Написать свое имя на бейдже и представиться всей командой.

Принятие групповых правил:
«Здесь и теперь». Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, чувства, мысли, появляющиеся в данный момент.

«Искренность и открытость». Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать.

«Я высказывание». Оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и мыслей. Все высказывания должны строиться с использованием местоимения «я», «мне»: «Я считаю», «мне кажется…».

«Активность». В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». Поскольку тренинг относится к активным методам обучения, развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем тренинге, является обязательной.

«Уважение мнения другого». «Помните, что не уважая другого, вы вызовете у него такое же отношение к вам. Поэтому постарай­тесь не перебивать, не оценивать критически то, что услышите. Будьте снисходительны к мыслям и чувствам окружающих. Если вы не можете удержаться от оценки слов другого, начните не с фразы "Ты не прав", а с фразы «Я не понимаю» или «Может, есть другой вариант...»

Наши рекомендации