Тема 2. Современные тенденции в педагогической науке

Литература

Бим-Бад Б.М. Егорова Л.И. Теория первоначального становления человека // Педагогика. – 2012. - № 1. – С. 30-38.

Бордовская Н. В., Реан А. Педагогика. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.

Джуринский, А. Н.Педагогика и образование в России и в мире на пороге двух тысячелетий: сравнительно-исторический контекст [Электронный ресурс] : монография / А. Н. Джуринский. - Москва : МГПУ, 2011. - 152 с. - Библиогр.: с. 148-151. - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=211742

Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка в ситуации его развития / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 2010. – № 3. – С. 47 – 56.

Тема 2. Современные тенденции в педагогической науке

1. Дифференциация и интеграция в развитии современной педагогики.

2. Связь педагогики и другими науками

3. Продуктивность педагогической науки.

Практические задачи, задания, упражнения

• Приведите примеры «заимствования» педагогической наукой идей и концепций из других гуманитарных наук (психологии, социологии и пр.)

• Составьте тезаурус основных терминов педагогики 1960-х, 1970-х, 1980-х, 1990-х, 2000-х гг. Как он изменился сегодня?

• Определить преимущественный характер следующих исследований:

«Динамика престижности образовательного учреждения»

«Влияние здоровья на успешность обучения школьников»

«Сравнительное изучение эффективности развития образовательных технологий»

«Выявление одаренности детей-дошкольников»

Характер исследований (социологический, психологический, педагогический, валеологический, комплексный) Приведите доказательства своего выбора.

• Проанализировав статью Кривова Ю.И. Education и воспитание (краткие заметки об их соотношении) / Ю.И. Кривов. - Вопросы воспитания. - 2009. — № 1. -С. 40 - 42, подобрать аргументы, подтверждающие или опровергающие позицию автора.

• Проанализировать содержание научно-практического журнала «Вопросы воспитания», либо научного периодического издания «Сибирский педагогический журнал» (любой номер на выбор 2010 – 2014 гг.), предложить одну статью для детального анализа и оценки ее актуальности.

Литература

Джуринский, А. Н. Педагогика и образование в России и в мире на пороге двух тысячелетий: сравнительно-исторический контекст [Электронный ресурс] : монография / А. Н. Джуринский. - Москва : МГПУ, 2011. - 152 с. - Библиогр.: с. 148-151. - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=211742

Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учебное пособие для пед. вузов по специальности "Педагогика и психология" : рек. УМО вузов РФ / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 7-е изд., стер. - Москва : Академия, 2012. - 208 с.

Загвязинский, В.И. Сборник заданий по практической методологии педагогического исследования : научно-методическое пособие : доп. УМО вузов РФ / В. И. Загвязинский ; Тюменский гос. ун-т. - Тюмень : Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2009. - 92 с.

Новиков, А. М. Методология научного исследования [Электронный ресурс] : рек. РАО / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. - Москва : Люброком, 2010. - 280 с. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/82773/.

Методологические последствия парадигмального сдвига в теории воспитания (ред. Н.Л. Селиванова, Е.И. Соколова. – М.:Тверь, 2011.

Фельдштейн Д.И. Взаимосвязь теории и практики в формировании психолого-педагогических оснований организации современного образования – Мир психологии. – 2010. - № 4.

Тема 3. Инновационная деятельность в школе

  1. Инноватика в образовании.
  2. Типы педагогических нововведений.
  3. Проектирование и реализация педагогических нововведений.
  4. Инновационная деятельность педагога.

Практические задачи, задания, упражнения

Обобщение опыта (регионального, международного, личного) инновационных проектов в современной практике образования: привести примеры успешных с Вашей точки зрения инноваций

Эссе о достоинствах и недостатках инновационного и традиционного в образовании.

Сравнить понятия: новшество, нововведение, инновация.

Литература

Богуславский, М.В. Методология и технологии образования : историко-педагогический контекст / М. В. Богуславский. - Москва : НП АПО, 2010. - 48 с. - (Приложение "Инновации в профессиональной школе". Журнал "Профессиональное образование. Столица" ; № 10' 2010)

Иванченко, В. Н. Инновации в образовании : общее и дополнительное образование детей : учебно-методическое пособие / В. Н. Иванченко. - Ростов-на-Дону : ФЕНИКС, 2011. - 341 с.

Как работает продуктивный педагог How Productive Educator Works / гл. ред. Н. Б. Крылова ; ред. Е. Александрова [и др.]. - Москва : НИИ школьных технологий, 2004. - 153 с. - (Новые ценности образования = New Educational Values ; № 4 (19), 2004)

Инновации в школе. Методы преодоления сопротивления [Электронный ресурс] : практикум эффективного управления. - CD с автозапуском. - Москва : Сентябрь, 2008. - (Практикум эффективного управления ; вып. 2) (Электронная библиотека журнала "Директор школы"). - Систем. требования: 100 МБ свободного места на диске, CD-ROM дисковод, графич. режим 800х600, 16 млн. цветов и выше, наличие MS Internet Explorer версии 5 и выше ; Windows 98, Me, 2000, XP

Инновационные ресурсы в педагогическом процессе / [сост.: Г. М. Галуза, Н. П. Лепленко, В. Г. Яценко]. - Минск : Красико-Принт, 2013. - 128 с.

Лизинский, В. М. Модернизация школы или новая школа / В. М. Лизинский. - Москва : Центр "Педагогический поиск", 2011. - 160 с.

Педагогические инновации на современном этапе развития образования : сборник статей представителей научно-педагогической школы академика РАО В. И. Загвязинского / [под ред. А. Ф. Закировой] ; Тюменский гос. ун-т, РАО, Уральское отд-ние, Тюменский науч. центр. - Тюмень : Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2010. - 212 с. - ISBN 978-5-400-00242-

Педагогическая инноватика [Электронный ресурс] : учебное пособие / сост. И. В. Храпченкова ; Новосиб. гос. пед ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования. - Новосибирск : НГПУ, 2013. - 167 Mb - (Конкурс "Образовательные ресурсы XXI века"). - Режим доступа: http://lib.nspu.ru/umk/09f3cd1a00c5261f/. .

Попов, А.М. Образование и наука: прошлое, настоящее и будущее (каким оно видится) [Текст] / А. М. Попов. – Омск : Изд-во ОмГУ, 2008. – 607 с.

Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика : учебное пособие для вузов по пед. специальностям / А. В. Хуторской. - Москва : Академия, 2008. - 256 с.

Литература

Бим-Бад Б.М. Егорова Л.И. Теория первоначального становления человека // Педагогика. – 2012. - № 1. – С. 30-38.

Бордовская Н. В., Реан А. Педагогика. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.

Джуринский, А. Н.Педагогика и образование в России и в мире на пороге двух тысячелетий: сравнительно-исторический контекст [Электронный ресурс] : монография / А. Н. Джуринский. - Москва : МГПУ, 2011. - 152 с. - Библиогр.: с. 148-151. - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=211742

Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка в ситуации его развития / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 2010. – № 3. – С. 47 – 56.

Тема 2. Современные тенденции в педагогической науке

1. Дифференциация и интеграция в развитии современной педагогики.

2. Связь педагогики и другими науками

3. Продуктивность педагогической науки.

Практические задачи, задания, упражнения

• Приведите примеры «заимствования» педагогической наукой идей и концепций из других гуманитарных наук (психологии, социологии и пр.)

• Составьте тезаурус основных терминов педагогики 1960-х, 1970-х, 1980-х, 1990-х, 2000-х гг. Как он изменился сегодня?

• Определить преимущественный характер следующих исследований:

«Динамика престижности образовательного учреждения»

«Влияние здоровья на успешность обучения школьников»

«Сравнительное изучение эффективности развития образовательных технологий»

«Выявление одаренности детей-дошкольников»

Характер исследований (социологический, психологический, педагогический, валеологический, комплексный) Приведите доказательства своего выбора.

• Проанализировав статью Кривова Ю.И. Education и воспитание (краткие заметки об их соотношении) / Ю.И. Кривов. - Вопросы воспитания. - 2009. — № 1. -С. 40 - 42, подобрать аргументы, подтверждающие или опровергающие позицию автора.

• Проанализировать содержание научно-практического журнала «Вопросы воспитания», либо научного периодического издания «Сибирский педагогический журнал» (любой номер на выбор 2010 – 2014 гг.), предложить одну статью для детального анализа и оценки ее актуальности.

Литература

Джуринский, А. Н. Педагогика и образование в России и в мире на пороге двух тысячелетий: сравнительно-исторический контекст [Электронный ресурс] : монография / А. Н. Джуринский. - Москва : МГПУ, 2011. - 152 с. - Библиогр.: с. 148-151. - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=211742

Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учебное пособие для пед. вузов по специальности "Педагогика и психология" : рек. УМО вузов РФ / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 7-е изд., стер. - Москва : Академия, 2012. - 208 с.

Загвязинский, В.И. Сборник заданий по практической методологии педагогического исследования : научно-методическое пособие : доп. УМО вузов РФ / В. И. Загвязинский ; Тюменский гос. ун-т. - Тюмень : Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2009. - 92 с.

Новиков, А. М. Методология научного исследования [Электронный ресурс] : рек. РАО / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. - Москва : Люброком, 2010. - 280 с. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/82773/.

Наши рекомендации