Ключевые компетенции, в которые входят умения и качества, необходимые каждому члену данного общества для его успешной социализации.

В частности, И.А. Зимняя выделяет группы ключевых компетентностей:

1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Они суть:

а) компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни,

б) компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка), науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;

в) компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний;

г) компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);

д) компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии: смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.

2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:

а) компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;

б) компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и принятие текста, знание и соблюдение традиций , ритуала, этикета; кросс-культурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.

3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека:

а) компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации - их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

б) компетенции деятельности:игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;

в) компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет-технологией.

Если представить эти компетенции как актуальные компетентности, то очевидно, что последние будут включать такие характеристики, как:

а) готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект);

б) владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект);

в) опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект);

г) отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект);

д) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.

В рамках Болонского соглашения, была сделана попытка определить наборы компетенций (как результатов обучения), которые были бы общими для обеих ступеней обучения (имеются в виду ступени бакалавра и магистра):

Инструментальные:

а) Способность к анализу и синтезу.

б) Способность к организации и планированию.

в) Базовые общие знания.

г) Базовые знания по профессии.

д) Коммуникативные навыки в родном языке.

е) Элементарные компьютерные навыки.

ж) Навыки управления информацией (способность извлекать и анализировать информацию из различных источников).

з) Способность решать проблемы.

и) Способность принимать решения.

Межличностные:

а) Способность к критике и самокритике.

б) Способность работать в команде.

в) Межличностные навыки.

г) Способность работать в междисциплинарной команде.

д) Способность взаимодействовать с экспертами в других предметных областях.

е) Способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия.

ж) Способность работать в международном контексте.

з) Приверженность этическим ценностям.

Системные:

а) Способность применять знания на практике.

б) Исследовательские способности.

в) Способность к обучению.

г) Способность к адаптации к новым ситуациям.

д) Способность к генерации новых идей (творчеству).

е) Способность к лидерству.

ж) Понимание культур и обычаев других стран.

з) Способность работать автономно.

и) Способность к разработке проектов и управлению.

к) Способность к инициативе и предпринимательству.

л) Ответственность за качество.

м) Воля к успеху.

Предложенное выше рассмотрение компетенции/компетентности в общем плане становления компетентностного подхода к образованию (СВЕ) свидетельствует, как это отмечается всеми исследователями, об очень большой сложности их измерения и оценивания.

В то же время существующие решения, сопоставления оценки компетентности с оценкой общей культуры человека, его воспитанности позволяют оптимистически решать эту проблему – проблему, связанную с повышением качества образования в общем контексте его гуманизации и определение новой парадигмы результата образования

Список литературы:

1. Байденко В.И., Джерри ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования. М., 2003.

2. Бордовская Н., Реан А. Педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2011.

3. Вульфов Б.З., Иванов В.Д., Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие под ред. П.И. Пидкасистого. – СПб.: Юрайт-Издат, 2011.

4. Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М., 2004.

6. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании: проблемы, понятия, инструментарий. – М., 2008.

7. Коджаспирова Г.М. Педагогика. – Москва, Кнорус, 2011.

8. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты / Науч.рук. А.Е. Карпухина. – М.: Макс-Пресс, 2006.

9. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

Наши рекомендации