Тема 9. Современные исследования в области воспитания и формирования личности с ОВЗ (1 ч)

Краткое содержание

Воспитание как составная часть специального образования и коррекционно-педагогического процесса. Взаимосвязь процессов формирования, развития, социализации и воспитания личности. Значение и роль формирования жизненно-важных компетенций у лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Основные направления и содержание воспитания детей с ОВЗ на современном этапе развития общества. Общие и специальные принципы воспитания детей с ОВЗ. Современные методы, приемы, средства воспитательной работы в системе специального образования.

Цели и задачи воспитания лиц с ОВЗ в условиях интеграционных процессов. Особенности взаимодействия семьи и специальной школы в вопросах воспитания ребенка с ОВЗ. Система профессионально-трудовой подготовки школьников с ОВЗ.

Характеристика воспитательных программ в области специального образования и воспитания. Современные подходы к реализации целей, задач, программ воспитания школьников с ОВЗ. Современные исследования в области воспитания и формирования личности с ОВЗ.

Тема 10. Современные подходы к образованию лиц с интеллектуальными, сенсорными и речевыми нарушениями (1 ч)

Краткое содержание

Понятие педагогическая система специального образования. Особые образовательные потребности лиц с нарушениями интеллектуального развития, лиц с нарушениями речи, слуха, зрения. Классификации и психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушениями развития интеллекта, слуха, зрения и речи, специфика психолого-педагогической работы с ними. Система коррекционно-педагогической работы с детьми данных категорий, основные задачи и направления деятельности.

Специфика образовательного процесса: особые образовательные потребности, задачи и содержание специального образования, ведущие принципы, методы, формы и средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса. Характеристика специальных (коррекционных) образовательных учреждений для лиц с нарушениями развития интеллекта, слуха, зрения и речи. Гуманистические образовательные системы в специальном образовании: педагогические системы Марии Монтессори и Рудольфа Штайнера.

Проблема поиска путей и средств оптимизации коррекционно-педагогического процесса в системе специального образования лиц с нарушениями развития интеллекта, слуха, зрения и речи. Современные исследования в области образования лиц с интеллектуальными, сенсорными и речевыми нарушениями.

Тема 11. Современные подходы к образованию лиц с синдромом раннего детского аутизма, нарушениями опорно-двигательного аппарата и сложными дефектами (1 ч)

Краткое содержание

Особые образовательные потребности лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, лиц с аутизмом и сложными нарушениями развития. Классификации и психолого-педагогическая характеристика лиц с синдромом раннего детского аутизма, нарушениями опорно-двигательного аппарата и сложными дефектами, специфика психолого-педагогической работы с ними. Система коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими синдром раннего детского аутизма, нарушения опорно-двигательного аппарата и сложные дефекты, основные задачи и направления деятельности.

Специфика образовательного процесса: особые образовательные потребности, задачи и содержание специального образования, ведущие принципы, методы, формы и средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса. Характеристика специальных (коррекционных) образовательных учреждений для лиц с синдромом раннего детского аутизма, нарушениями опорно-двигательного аппарата и сложными дефектами.

Проблема поиска путей и средств оптимизации коррекционно-педагогического процесса в системе специального образования лиц с синдромом раннего детского аутизма, нарушениями опорно-двигательного аппарата и сложными дефектами. Современные исследования в данной области.

Тема 12. Актуальные проблемы специальной педагогики и образования лиц с ОВЗ (1 ч)

Краткое содержание

Специальная педагогика как развивающаяся наука. Основные направления научного поиска специальной педагогики: вскрытие закономерностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья; поиск оптимальных способов преодоления последствий дефекта; определение сущности специального воспитания и обучения; совершенствование содержания, средств, методов и форм психолого-педагогического воздействия, воспитания и обучения лиц разных категорий; разработка принципов и методов социальной адаптации и интеграции в общество лиц с выраженными ОВЗ.

Проблемы гуманизации специальной педагогики и специального образования, изменения понятийно-терминологического аппарата, создания педагогических классификаций нарушений в развитии, приводящих к возникновению особых образовательных потребностей.

Проблемы совершенствования нормативно-правовой базы и информационного банка данных специального образования, создания государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с ОВЗ, реформирования системы специального образования, внедрения идей и моделей интегрированного обучения лиц с ОВЗ.

Проблема научного обоснования коррекционно-педагогического процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Специфика процессов стандартизации содержания специального образования, создания единого специального образовательного пространства в России, совершенствования содержания и технологий специального образования.

5.7. Тематика семинарских занятий

Модуль 1. Нормативно-правовые и научно-организационные основы образования лиц с ОВЗ

1. Специальная педагогика: достижения и перспективы развития.

2. Современные подходы к развитию, социализации и воспитанию личности с ОВЗ.

3. История становления и перспективы развития национальных систем специального образования.

4. Современные тенденции развития отечественной системы образования лиц с ОВЗ.

5. Современная нормативно-правовая база образования лиц с ОВЗ.

6. Современные исследования в области интегрированного и инклюзивного образования лиц с ОВЗ.

Модуль 2. Современные проблемы образования лиц с ОВЗ

1. Современные исследования в области дидактики специальной педагогики.

2. Совершенствование коррекционно-педагогического процесса в системе образования лиц с ОВЗ.

3. Современные исследования в области воспитания и формирования личности с ОВЗ.

4. Современные подходы к образованию лиц с интеллектуальными, сенсорными и речевыми нарушениями.

5. Современные подходы к образованию лиц с синдромом раннего детского аутизма, нарушениями опорно-двигательного аппарата и сложными дефектами.

6. Актуальные проблемы специальной педагогики и образования лиц с ОВЗ.

6. Оценочные средства для текущего контроля и промежуточной аттестации

Вопросы и задания для самостоятельной работы

Модуль 1. Нормативно-правовые и научно-организационные основы образования лиц с ОВЗ

Факторы качества Максимальный балл
Посещаемость
Активная работа на занятии
Выполнение заданий для самостоятельной работы
Отработка пропущенных занятий
Контрольная аттестация

Наши рекомендации