Выполнение проверочной работы

(выполняется на отдельных листах)

Проверочная работа (анализ русизмов и старославянизмов)

Задание: переписать или скопировать 2 стихотворения русских поэтов XIX и XX вв. (каждое стихотворение не менее 12 строк) (можно выписать по 12 строк из любого стихотворения, которое изучается в школьной программе);

подчеркнуть в текстах примеры русизмов и старославянизмов (можно выделить разным цветом);

выписать эти примеры в 2 колонки (1-я – русизмы, 2-я – старославянизмы) и указать признак, по которому слово попало в ту или иную группу.

Вопросы для контроля освоения учебной дисциплины.

Вопросы к экзамену

1) Предмет исторической грамматики русского языка, задачи, связь с другими дисциплинами.

2) Источники изучения исторической грамматики русского языка.

3) Периодизация истории русского языка. Связь истории языка с историей народа.

4) Памятники письменности как один из источников изучения истории русского языка. Характеристика 5 памятников письменности.

5) Развитие кириллицы, типы письма (устав, полуустав, скоропись, гражданский шрифт).

6) Формирование фонетической системы русского языка (от протославянского периода до VI-XI вв.).

7) Фонетическая система русского языка X-XI вв. Структура слога. Система гласных.

8) Фонетическая система русского языка X-XI вв. Система согласных.

9) Утрата носовых гласных в русском языке. Следствия этого процесса.

10) Основные отличия древнерусских слов от старославянских.

11) Древнейшие диалектные особенности звуковой системы в русском языке.

12) Вторичное смягчение согласных и его последствия.

13) Процесс падения редуцированных и его следствия.

14) Судьба сочетаний плавных с редуцированными до и после процесса падения редуцированных. Второе полногласие.

15) Судьба редуцированных и и ы.

16) История губных согласных в и ф.

17) Изменение е в о в русском языке.

18) История звука, обозначаемого буквой «ять».

19) История гласного о.

20) История гласных и и ы.

21) Судьба сочетаний гы, кы, хы.

22) История шипящих и ц.

23) История аканья.

24) История категории твердости-мягкости согласных в русском языке.

25) Фонетическая система русского языка конца XVI-начала XVIIвв. Общий путь развития системы.

26) Чередования как следствия фонетических изменений.

27) Система именного склонения в русском языке. Принципы распределения слов по типам склонения. Причины разрушения старых типов склонения.

28) Формирование новых типов склонения. История форм единственного числа .

29) Формирование новых типов склонения. История форм множественного числа.

30) Влияние твердой и мягкой разновидностей склонения существительных с основами на *ā, *ǒ.

31) Развитие категории одушевленности/неодушевленности в русском языке.

32) Утрата звательной формы.

33) Утрата двойственного числа. Остатки двойственного числа в современном русском языке.

34) Местоимения в русском языке. Личные и неличные местоимения. Местоименное склонение.

35) История личных местоимений.

36) История указательных местоимений.

37) Имя прилагательное в русском языке. Происхождение именных и местоименных прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Склонение прилагательных.

38) История именных прилагательных в русском языке.

39) История местоименных прилагательных в русском языке.

40) История форм сравнительной степени прилагательных

41) История слов, обозначающих число. Разряды, особенности склонения.

42) Система форм русского глагола. Основы глагола, классы глагола. Тематические и нетематические глаголы.

43) История форм настоящего времени.

44) История форм будущего времени.

45) Система прошедших времен и причины ее преобразования в русском языке.

46) История форм прошедшего времени. Аорист, его виды, образование и спряжение. Судьба аориста в русском языке.

47) История форм прошедшего времени. Имперфект, образование и спряжение. Судьба имперфекта в русском языке.

48) История форм прошедшего времени. Перфект, образование и спряжение. Судьба перфекта в русском языке.

49) История форм прошедшего времени. Плюсквамперфект, образование и спряжение. Судьба плюсквамперфекта в русском языке.

50) История условного и повелительного наклонения.

51) История инфинитива и супина в русском языке.

52) История причастий и возникновение деепричастий в русском языке.

53) Становление и развитие категории вида в русском языке.

54) Наречия и история их образования.

55) Общая характеристика синтаксического строя русского языка. Согласование подлежащего и сказуемого.

56) Конструкции с двойными падежами в русском языке.

57) «Дательный самостоятельный» в русском языке.

58) Служебные слова в русском языке, их функции в предложении.

На экзамене студент вытягивает 2 билета.

Первый билет содержит 2 теоретических вопроса (см. вопросы к экзамену).

Второй билет содержит текст на древнерусском языке и практическое задание (чтение, перевод, транскрибирование, морфологический разбор слов).

Оценка «отлично» ставится, если студент выполнил все задания для самостоятельной работы, успешно прошел тестирование, имеет достаточно высокий результат в рейтинге, во время экзамена демонстрирует системные теоретические знания по дисциплине «Историческая грамматика», все рассуждения иллюстрирует примерами, умеет анализировать примеры, которые даются экзаменатором. При выполнении практического задания допускается небольшое количество ошибок, которые студент может исправить.

Оценка «хорошо» ставится, если студент выполнил все задания для самостоятельной работы, прошел тестирование, имеет достаточно высокий результат в рейтинге, во время экзамена демонстрирует хорошие теоретические знания по дисциплине «Историческая грамматика», все рассуждения иллюстрирует примерами, умеет анализировать примеры, которые даются экзаменатором, но при этом допускает отдельные ошибки, неточности формулировок и т.п. При выполнении практического задания допускается небольшое количество ошибок.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент выполнил задания для самостоятельной работы, имеет средний или низкий результаты в рейтинге, во время экзамена демонстрирует фрагментарность теоретических знаний по дисциплине «Историческая грамматика», необходимые для ответа примеры отсутствуют, допускаются ошибки, неточности формулировок и т.п. Практическое задание выполнено с большим количеством ошибок.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент не выполнил все задания для самостоятельной работы, имеет низкий результаты в рейтинге, во время экзамена демонстрирует отсутствие теоретических знаний по дисциплине «Историческая грамматика», не может привести примеры. Студент не знает буквы азбуки кириллицы, не умеет читать тексты на старославянском языке, не умеет транскрибировать и делать морфологический разбор.

8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины

8.1. Основная литература

8.1. Основная литература

1)Иванов, В.В. Историческая грамматика русского языка / В.В.Иванов. М.: Просвещение, 1983. (любое издание).

2) Иванова, М.В. Историческая грамматика русского языка: уч.пос.для студентов уч.высш.проф.образования / М.В. Иванова. М.: Академия, 2011.

3)Русинов, Н.Д. Древнерусский язык / Н.Д.Русинов. М.: Высшая школа, 1999.(любое издание).

8.2. Дополнительная литература

1) Балалыкина, Э.А. Метаморфозы русского слова / Э.А.Балалыкина. М.: Флинта, 2012. 264с. – ЭБС «Лань» - e.lanbook.com

2) Захарова, Л.А. История русского языка: Историческая грамматика: учеб.пособие / Л.А.Захарова, Г.Н.Старикова. М.: Флинта, Наука, 2012. 224 с. – ЭБС «Лань» - e.lanbook.com

3) Захарова, Ю.Г. История русского языка: учеб.пособие / Ю.Г.Захарова. М.: Флинта, Наука, 2012. 320 с. – ЭБС «Лань» - e.lanbook.com

4) Историческое формирование лексики современного русского языка // Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: в 3 ч.: Ч.1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология и фразеология. Морфемика и словообразование. Ростов-н/Д, 1997. С. 172-243. (любое издание)

5) Колесов, В.В. Мир человека в слове Древней Руси/ В.В.Колесов. Л., 1986.

6) Откупщиков, Ю.В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии / Ю.В.Откупщиков. М., 1986. (любое издание)

7) Полякова, Е.Н. Память языка: рассказы о лексике пермских памятников письменности и говоров / Е.Н.Полякова. Пермь, 1991.

8) Трофимович, Т.Г. Историческая грамматика русского языка: учеб.пособие. / Т.Г.Трофимович. Минск, 2011. 208 с. – www/biblioclub.ru

9) Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. / М.Фасмер. СПб., 1996. (любое издание)

10)Черных, П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. / П.Я.Черных. М., 1999. (любое издание)

11)Шанский, Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. / Н.М.Шанский, Т.А.Боброва. М., 2000.

12) Шапошников, А.К. Этимологический словарь современного русского языка: в 2-х т. / А.К.Шапошников. М.: Флинта. Т.1. 2010. 584 с. Т.2. 2010. 576 с. – ЭБС «Лань» - e.lanbook.com

13) Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В.Иванова. М., 1990. (любое издание)

8.3. Рекомендуемая литература

1) Павлович, А.И. Историческая грамматика русского языка./ А.И.Павлович. Ч. 1. Введение и фонетика. М., 1977; Ч.2. Морфология. М., 1979; Ч. 3. Синтаксис. М., 1981.

2) Хрестоматия по истории русского языка / авт.-сост. В.В.Иванов, Т.А.Сумникова и др. М.: Просвещение, 1990.

Наши рекомендации