Выпускник должен обладать следующими компетенциями

общекультурными (ОК):

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2),

способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3),

способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4),

готовностью использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5),

способен логически верно устную и письменную речь (ОК-6);

готовностью к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

готовностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

владением одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);

готовностью использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

готовностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

способностью использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

общепрофессиональными (ОПК):

осознанием социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

владением основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

владением одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);

способностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

профессиональными (ПК):

в области педагогической деятельности:

способностью реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

готовностью применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

способностью применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

способностью использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

готовностью включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

способностью организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

в области культурно-просветительской деятельности:

способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8);

способностью профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

способностью к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

способностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11).

Приложение 3.

Результаты освоение ООП

Выпускники первого уровня высшего профессионального образования (бакалавриат) в предметной области «Образование» должны:

Знать/понимать:

- историю и современные тенденции развития мировой педагогической науки;

- особенности человека как субъекта психической деятельности, источники его активности, закономерности освоения и переработки информации;

- закономерности психического развития ребенка и взрослого, основные возрастные новообразования, условия, обеспечивающие личностный рост;

- основные направления деятельности педагога и психолога в образовательных учреждениях и социальной сфере, учреждениях культуры, спорта, здравоохранения, фирмах и организациях;

- приемы и технику психолого-педагогического консультирования, сопровождения и поддержки ребенка;

- методы психолого-педагогического просвещения субъектов социального пространства;

- проблемы формирования и функционирования семьи;

- закономерности общения и пути социализации личности;

- структуру образовательных и социальных учреждений, психолого-педагогические основы управления ими, организацию и формы деятельности психолого-педагогической службы в системе данных учреждений;

- формы и методы научного познания и их эволюцию, владеть различными способами познания и освоения окружающего мира; понимать роль науки в развитии общества.

Уметь/быть в состоянии выполнить:

- осознавать личностную и социальную значимость своей профессии: обладать целостным представлением об образовании как особой сфере социокультурной практики;

- уметь проектировать педагогический процесс, программы развития субъектов образовательного процесса;

- способствовать социализации, формированию общей культуры личности;

- владеть способами профессиональной и личностной рефлексии, самоизменения и организации творческой деятельности человека;

- владеть методами и приемами активного социально-психологического обучения;

- осознавать здоровье как ценность; владеть умениями по охране здоровья и безопасности жизнедеятельности;

- систематически повышать свою профессиональную квалификацию, стремиться к постоянному профессиональному росту и развитию личностных качеств;

- участвовать в деятельности различных профессиональных объединений педагогов, осуществлять связь с родителями (лицами, их замещающими);

- использовать современные технологии сбора и обработки экспериментальных данных в соответствии с проблематикой исследования в области образования;

- владеть основными методами и приемами педагогической диагностики и педагогического консультирования;

- грамотно ставить и решать научные проблемы в соответствии с кодексом профессиональной этики педагога.

Tuning Educational Structures [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.unideusto.org/tuningeu.

Глоссарий

Анализ – 1) метод исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь; 2) всесторонний разбор, рассмотрение.

Анкета– 1) опросный лист для получения каких-нибудь сведений о том, кто его заполняет; 2) сбор сведений путем получения ответов на определенные вопросы; 3) методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования.

Беседа –метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.

Деловая игра– форма активного социально-психологического обучения, моделирования содержания профессиональной деятельности.

Дискуссия– публичный спор, целями которого являются выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

Задача –данная в определенных условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определенной процедуре. Задача включает в себя преобразования (цель), условия (известное) и искомое (неизвестное), формулирующееся в вопросе.

Знания– 1) результаты познания, научные сведения; 2) результат усвоения информации через обучение, который определяется набором фактов, принципов, теорий и практик, соответствующих области рабочей или учебной деятельности. Знания могут быть теоретическими и (или) фактическими.

Игра– форма организации поведения и деятельности человека в ус­ловных ситуациях, позволяющая воссоздавать и усваивать общественный опыт, фиксированный в социально закрепленных способах действий и поступков людей, в предметах культуры, науки и производства.

Инновация – 1) существенное изменение в различных областях общественного развития, направленное на достижение положительного эффекта и реализованное на практике создание, распространение и применение нового средства (новшества); деятельность по поиску и получению новых результатов и способов их получения; результат внедрения новшества в конкретной сфере деятельности; успешное введение нового. 2) Инновация педагогическая-целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду новые ста­бильные элементы (новшества) и улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы как целого.

Интерактивный – характеристика процесса обмена информацией, идеями, мнениями между субъектами образовательного процесса (тьютором и обучающимися, обучающимися между собой); может быть как непосредственным, вербальным диалогом, так и опосредованным диалогически организованным (интерактивным) письменным текстом, включая работу в реальном режиме времени в Интернете.

Информационная культура– это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную технологию, современные технические средства и методы.

Информационная система– это организационно упорядоченная совокупность (массивов документов) и информационных технологий, в том числе и с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Информационное общество – это социальная реальность, которая предполагает формирование и потребление информационных ресурсов во всех системах жизнедеятельности общества при помощи информационно-коммуникационных технологий, действующих в глобальных масштабах.

Информационное пространство – совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных сетей и систем, функционирующих на основе общих принципов и по правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.

Информационные и коммуникационные технологии – понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшими современными устройствами ИКТ являются компьютер и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Информационный ресурс– это совокупность всей получаемой и накапливаемой информации в процессе развития науки, культуры, образования, практической деятельности людей и функционирования специальных устройств, используемых в общественном производстве и управлении.

Информация – 1) сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.); 2) с середины 20 века - общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире, передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму; одно из основных понятий кибернетики.

Качество– категория, выражающая совокупность существенных признаков, особенностей и свойств, которые отличают один предмет или явление от других и придают ему определённость. Качество предмета или явления, как правило, не сводится к отдельным его свойствам; оно связано с предметом как целым.

Качество учебных достижений – соответствие достигнутого уровня учебных достижений обучающегося в той или иной предметной области. Под учебными достижениями принято понимать: комплекс знаний, умений и навыков, демонстрируемых студентом; мыслительные логические операции, проявляемые студентом в учебно-познавательной деятельности и называемые способами умственных действий; практический опыт личности, основанный на знаниях, умениях и навыках, приобретенных студентом в практической деятельности.

Квалификация – уровень подготовленности, степень годности к какому-либо виду труда; качество, уровень и вид профессиональной обученности, необходимые для выполнения трудовых функций по специальности на занимаемой должности. Квалификация указывается в дипломе, выдаваемом высшим или средним специальным учебным заведением, а также в удостоверениях различных курсов и трудовых книжках работающих.

Кейс – описание конкретной ситуации, использующийся в учебно-воспитательном процессе в рамках метода «кейс-стади». Кейс-стади (case study) – активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных ситуаций из практики будущей деятельности слушателей. «Кейс»-технология- одна из технологий, основанная на комплектовании наборов («кейсов») учебно-методических материалов для самостоятельного изучения и тестирования с получением консультаций у преподавателей-консультантов.

Клуб – 1) общественная организация, объединяющая людей на основе общности, близости интересов, сходства занятий; 2) культурно-просветительское учреждение, в котором собираются люди для отдыха, развлечений; 3) общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными, спортивными и другими интересами, а также для совместного отдыха и развлечений.

Компетентность– 1) уровень образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на базе теоретических знаний (на основе использования научных понятий, принципов, научных законов, теорий, метолов науки); 2) выраженная способность применять знания и опыт для решения профессиональных социальных и личностных проблем. Компетентность характеризует способность человека (специалиста) реализовывать свой человеческий потенциал для профессиональной деятельности; 3) владение определенными зна­ниями, навыками, жизненным опытом, позволяющими судить о чем-либо, делать или решать что-либо (В.Д. Шадриков); 3) компетентность специ­алиста с высшим образованием - это проявленные на практике его стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личные качества и др.) для успешной творческой (продуктив­ной) деятельно ста в профессиональной и социальной сфере, осознавая со­циальную значимость и личную ответственность за результаты этой дея­тельности, необходимость её постоянного совершенствования (Ю.Г. Татур); 4) компетентность профессиональная – интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей (В.А. Козырева, Н.Ф. Родионова, А.П. Тряпицына); 5) качество, свойство или состояние специалиста, обеспечивающее вместе или в отдельности его физическое, психическое и духовное соответствие необходимости, потребности, требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, занимаемой или исполняемой служебной должности.

Компетенция– 1) единство знаний и опыта, необходимых для решения теоретических и практических задач, способность и готовность выпускника решать профессиональные, социальные и личностные проблемы; 2) способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной профессиональной области; 3) интегральная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, способность человека на практике реализовывать свою компетентность (Э.Зеер, Э. Сыманюк).

Контекст— законченный отрывок письменной или устной речи (текста), общий смысл которого позволяет уточнить значение отдельных входящих в него слов, предложений, и т. п. Это условия конкретного употребления языковой единицы в речи (письменной или устной), её языковое окружение, ситуация речевого общения.

Контент-анализ –метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации, в котором в соответствии с целями исследования выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации.

Консультация –1)совещание специалистов по какому-нибудь делу, вопросу; 2) совет, даваемый специалистом; 3) дополнительные занятия.

Концепция – определённый способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения. Употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научной, художественной, технической, политической и других видах деятельности.

Конференция – расширенное собрание для обсуждения вопросов и принятия решений на основе подготовленных выступлений.

Конференция электронная(телеконференция) – разновидность электронной доски объявлений, на которой все заинтересовавшиеся определенной темой обсуждения могут читать сообщения, отправленные другими пользователям, или отвечать на них.

Круглый стол – модель обсуждения определенной проблемы, с целью обобщения идей и мнений участников обсуждения. В основе круглого стола лежит свободная дискуссия, т.е. обсуждение некоторого спорного вопроса, в котором каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию.

Метод научный –это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности.

Метод проектов – система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий- проектов.

Модель –это искусственно созданный образец в виде схемы, описания, физической конструкции, подобный исследуемому объекту (явлению) и отражающий или воспроизводящий в более простом виде структуру, свойства и отношения между элементами объекта (явления).

Моделирование – исследование объектов познания на их моделях, построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений (живых и неживых систем, инженерных конструкций, разнообразных процессов – физических, химических, биологических, социальных) и конструируемых объектов (для определения, уточнения их характеристик, рационализации способов их построения и т. п.).

Модуль – часть образовательной программы или учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания.

Мозговая атака – методика стимуляции творческой активности и продуктивности, исходящая из того, что при обычном обсуждении нова­торские идеи сдерживаются контрольными механизмами сознания под воздействием стереотипных форм принятия решений, что вызывает у человека боязнь неудачи. Во избежание воздействия этих факторов не­большой группе участников предлагается решить какую-либо сложную проблему в два этапа: на первом все высказывают максимум идей, вплоть до самых невероятных, без какой-либо их оценки, а на втором из них отбирают наиболее продуктивные.

Мониторинг –систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решения, а также, косвенно, для информирования общественности или прямо как инструмент обратной связи в целях осуществления проектов, оценки программ или выработки политики.

Мультимедиа – система современных технических средств, позволяющая работать с текстовой информацией, графическими изображениями, звуком (речь, музыка, эффекты), анимационной компьютерной графикой (рисованные фильмы, трехмерная графика) в едином комплексе.

Наблюдение –это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения.

Навык –автоматизированное выполнение простейших действий.

Направление подготовки – совокупность образовательной программ для профессиональной подготовки бакалавров, магистров и специалистов различных профилей, интегрируемых на основе общей фундаментальной подготовки.

Область профессиональной деятельности – совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении.

Образование -целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Образовательная среда – совокупность учреждений, служб системы образования, а также семей обучающихся.

Образовательная технология – организованная образовательная деятельность, основанная на использовании различных методов и форм обучения и воспитания, и направленная на достижение конкретной, реально выполняемой цели обучения – приобретение знаний, умений, профессиональных и универсальных (личностных) компетенций, соответствующих целям образовательной программы.

Обучение дистанционное (дистантное) – образовательная технология, при которой становится возможным для каждого человека в любом месте изучить программу любого колледжа или университета с использованием современных средств передачи учебно-методической информации на расстоянии.

Объект – 1) то, на что направлено индивидуальное или коллективное сознание; 2) часть бытия, противостоящая человеку в его познании или деятельности, обусловливающее эту деятельность обстоятельство, из которого человек вынужден исходить; 3) то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.

Организационная культура – система ценностей и норм, которые разделяются сотрудниками социальной организации и определяют их организационное поведение.

Основная образовательная программа– целостное описание содержания определенного уровня образования, совокупность учебно-методической документации, регламентирующая цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по данному направлению, уровню и профилю подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием.

Педагог-тьюторосуществляет педагогическое сопровождение обучающихся, разрабатывает групповые задания, организует групповые обсуждения какой-либо проблемы. Деятельность педагога-тьютора направлена на работу с субъектным опытом обучающегося. Педагог-тьютор анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого; разрабатывает специальные упражнения и задания, опирающиеся на современные коммуникационные методы, личную и групповую поддержку, продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений, определяет направления проектной деятельности. Общение с тьюторами может осуществляться через тьюториалы, дневные семинары, группы взаимопомощи, компьютерные конференции.

Педагогическая технология– 1) совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств (Лихачев Б.Т.); 2) описание процесса достижения планируемых результатов обучения (Волков И.П.); 3) системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО); 4) единство основных функций, последовательно и циклично сменяющихся при планировании организации и проведения процесса обучения (Якунин В.А.).

План – заранее намеченный порядок, последовательность осуществления какой-либо программы, выполнения работы, проведения мероприятий; замысел, проект, основные черты какой-либо работы, изложения (план доклада и т. п.); способ рассмотрения, построения, подхода к чему-либо (в теоретическом плане и т. п.).

Портфолио– 1) система оценивания знаний (организуется накопление, отбор и анализ образцов и продуктов учебно-познавательной, воспитательной деятельности, соответствующих информационных материалов из внешних источников; 2) способ профессионального развития (систематизация опыта и знаний, накапливаемых специалистом путем сбора самой разнообразной информации и материалов, отражающих его деятельность, позволяющая четче определить направления развития специалиста, облегчить консультирование со стороны более квалифицированных специалистов и администрации, дать объективную оценку его профессионального уровня); 3) совокупность многочисленных примеров работ, составляемая с течением времени и сгруппированная с использованием рубрик, раскрывающая успехи и достижения обучаемого на основе определенного критерия.

Практика –1)деятельность людей, в ходе которой они, воздействуя на материальный мир и общество, преобразуют их; деятельность по применению чего-либо в жизни, опыт; 2) приемы, навыки, обычные способы какой-нибудь работы; 3) одна из форм обучения.

Предмет –1)всякое материальное явление, вещь; 2) тот (то), на кого (что) направлена мысль, какое-нибудь действие, объект; 3) наука или раздел науки, круг каких-нибудь знаний как особая учебная дисциплина.

Презентация– публичное представление оригинального исследования по заданной теме, предусматривающее сопровождение выступления аудиовизуальными средствами.

Проблема –этосложная практическая или теоретическая задача, не решенная на настоящий период времени или в решении которой общепринятые методы доказали свою неэффективность.

Программа– план деятельности, работ; краткое изложение содержания предмета, программы; упорядоченная последовательность действий.

Прогнозирование – разработка прогноза; в узком значении – специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо процесса.

Профессиональная ориентация, профориентация – система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. Профессиональная ориентация включает в себя: профессиональное просвещение (обеспечение молодежи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры); профессиональное воспитание (формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей); профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки; профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку.

Профессиональное самоопределение – 1) определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма; 2) выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних резервов субъекта выбора профессии и соотнесения их с требованиями профессии.

Профиль– совокупность основных типичных черт профессии (направления подготовки), определяющих конкретную направленность образовательной программы и ее содержание; объем знаний и навыков, необходимых для какой-нибудь профессии. Профиль образовательной программы определяет ее конкретную направленность, состав ее содержания.

Проект – план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание; деятельность с определёнными целями, направленная на воплощение замысла идеи, образа в форму описания, обоснования, раскрывающую сущность замысла и возможность его практической реализации.

Проектирование – процесс создания проекта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния.

Развитие – процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некой степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.

Результаты образования– это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения выпускников, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей, компетенций, которые описывают, что должен будет сделать студент / выпускник по завершении всей или части образовательной программы.

Резюме– краткое заключительное изложение речи, статьи, доклада, сообщения; краткий вывод; составленный по определенным правилам перечень сведений о претенденте на работу; характеристика человека как профессионала, специалиста в своей области, его индивидуальное представление.

Респондент– лицо, отвечающее на вопросы анкеты или дающее интервью.

Ресурс – 1) запасы, источники чего-нибудь; 2) всё, что необходимо человеку (физическому лицу) и организации (в том числе юридическому лицу) для достижения цели, для удовлетворения собственных потребностей и потребностей субъектов или объектов внешней среды. Ресурсы могут быть трудовые, информационные, материальные, финансовые.

Реферат –доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных источников, мысли самого автора реферата, отражающие его отношение к идеям и выводам реферируемых работ.

Референтная группа –группа, с которой индивид себя соотносит, которая служит для него эталоном.

Рефлексия – 1) размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ; 2) родовая способность человека, проявляющаяся в обращении сознания на самое себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы познавательной и преобразующей деятельности.

Рецензия– 1) личностная оценка содержания статьи, сообщения, монографии, учебника, программы с достаточно доказательными аргументами позитивных или негативных высказываний по поводу прочитанного материала; 2) критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме, книге и т.д.

Решение– формирование мыслительных операций, снижающих исходную неопределенность проблемной ситуации. В процессе решения выделяют стадии поиска, принятия и реализации.

Ролевая игра– создание в игровой форме типичных ситуаций и нахождение в них практических решений поставленной задачи или обсуждаемой проблемы.

Сайт– набор Web-страниц, составляющих единое целое (посвященных какой-либо одной тематике, либо принадлежащих одному и тому же автору), как правило, размещенных на одном и том же сервере, имеющих одно и то же доменное имя и связанных между собой перекрестными ссылками.

Самовоспитание– сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.

Самоопределение –1) определить свое место в жизни, в обществе, осознать свои интересы; 2)это сложный, многоступенчатый процесс развития человека, его структурными элементами являются разные виды самоопределения (личностное, профессиональное и др.).

Самооценка –это оценка самого себя, своих достижений и недостатков.

Самоконтроль –осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний.

Самостоятельный – существующий отдельно от других, независимый; решительный, обладающий собственной инициативой.

Система— 1. Множество взаимосвязанных элементов, обособленное от среды и взаимодействующее с ней, как целое. 2. Множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. В современном научно-техническом знании разработка проблематики, связанной с исследованием и конструированием систем разного рода, проводится в рамках системного подхода, общей теории систем.

Системный подход– направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения. Методология, специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих её механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Социальная сетьнаправлена на построение сообществ в Интернете из людей со схожими интересами и/или деятельностью.

Социальный проект -совокупность ограниченных во времени действий для достижения установленных целей в пределах ресурсных и качественных ограничений, направленная на решение конкретных социальных проблем.

Социальное проектирование – форма социального управления; научно обоснованное конструирование системы параметров будущего социального объекта или качественно нового состояния существующего объекта; конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам.

Специалист– работник, выполнение обязанностей которого предусматривает наличие начального, среднего или высшего профессионального (специального) образования. Человек, обладающий специальными знаниями, навыками, опытом работы в определенной отрасли экономики или науки, получивший специальность по образованию или в практической деятельности.

Средства информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ)– программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче

Наши рекомендации