Учебный процесс в вузе – какой он?
Привычные школьные уроки остались позади… А как строится учебный процесс в вузе?
Университетское образование предполагает использование различных методов обучения (т.е. способов взаимодействия преподавателя и студента) и форм (т.е. специальных конструкций) организации образовательного процесса.
Мы уже выяснили, что компетентностный подход к высшему образованию предполагает, что выпускник будет не только обладать системой профессиональных знаний, но и освоит целый ряд необходимых умений и навыков, приобретет значимые личностные качества. Это существенно меняет позиции студента и преподавателя в процессе обучения. Научиться чему-то можно только в деятельности, занимая активную позицию в процессе познания и творчества, наделяя социальный опыт личностным смыслом.
Это требует широкого использования в современном вузе активных и интерактивных форм проведения занятий, а также придает особое значение самостоятельной работе студента.
ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование» предписывает, что удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 20 % всей аудиторной нагрузки; лекции не могут составлять более 40 % аудиторных занятий. Компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги должны сочетаться с внеаудиторной работой студентов. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
При организации учебного процесса будущих специалистов в области «Образование» учитываются сущностные характеристики педагогической профессии – в скором времени каждому выпускнику самому придется организовывать процесс обучения и воспитания, а значит, уже в вузе он должен видеть и понимать «кухню» профессии, включаться в виды деятельности, способствующие его становлению как педагога. Среди таких особенностей следует отметить:
· доминанта на личностно значимых целях образования;
· партнерские, диалогические отношения преподавателя и студента, эмоциональная открытость и искренность;
· активность в формировании ценностно-смысловой личностной и профессиональной позиции;
· учет индивидуально-творческих особенностей, жизненного, познавательного опыта каждого студента; признание и принятие его личности;
· использование диалоговых форм и методов преподавания;
· расширение социального и коммуникативного опыта студентов;
· максимальное использование самостоятельности студентов, их инициативы, развитие критического мышления;
· актуализация творческого потенциала, включение студентов в научный поиск;
· использование разных языков науки и искусства, обучение созданию и пониманию текстов и контекстов;
· постоянная рефлексия.
Что такое активные и интерактивные формы обучения?
Пассивная форма обучения предполагает, что преподаватель является основным действующим лицом, он управляет ходом занятия, а студенты выступают в роли слушателей. Активная форма – это занятие, где студент и преподаватель взаимодействуют друг с другом, и студенты здесь уже не пассивные слушатели, а активные участники процесса. Интерактивные формы ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения.
Рис. 1 Пассивная форма
Рис.2 Активная форма
Рис. 3 Интерактивная форма
Интерактивность («inter» - взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействие, режим беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, обучение, погруженное в общение. Оно видоизменяет формы учебной деятельности с транслирующих на диалоговые, то есть основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, активной позицией участников, накоплением совместного познавательного, организационного и коммуникативного опыта, возможностью взаимной оценки и контроля.
В середине XX в. знаменитый американский психолог Курт Левин выдвинул предположение, что легче изменить индивидов, собранных в группу, чем изменить любого из них по отдельности. В этом и заключается важнейшая особенность интерактивного обучения: процесс научения происходит в групповой совместной деятельности. Как считают психологи, по сравнению с индивидуальной работой по схеме «учитель-ученик», внутригрупповое сотрудничество в решении тех же задач повышает его эффективность не менее чем на 10%. Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданной среде опыт (знания, умения) человек смог перенести во внешний мир и успешно использовал его.
Интерактивные формы и методы позволяют формировать и развивать: познавательные интересы; умения самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности; организаторские и коммуникативные умения и навыки; профессиональные навыки; ценностные установки, позиции, мнения и отношения.
Назовем основные интерактивные формы проведения учебных занятий:
· дискуссия (круглый стол, дебаты, групповое обсуждение, фокус-группа),
· мозговой штурм,
· организационно-деятельностные игры (деловые, ролевые, ситуативные),
· сase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ),
· мастер класс,
· тренинг,
· интерактивная экскурсия,
· видеоконференция и др.
Реализация образовательной программы в университете предусматривает различные формы организации вашей познавательной деятельности: лекции (в том числе проблемные, диалоговые), семинарские и практические занятия; систему внеаудиторной работы.
В процессе лекций вы знакомитесь с основными идеями, понятиями, теориями и подходами. Лекции - это не предметный диктант, не монолог преподавателя, а информация об актуальных проблемах современной науки. Современная лекция имеет преимущественно проблемный характер, содержит элементы беседы. Ваша задача во время лекций - размышлять, фиксировать основные идеи, важнейшие характеристики понятий, теории и их авторов, наиболее значимые факты и др.
На семинарских занятиях отрабатывается понятийный аппарат курса (т. е. происходит усвоение содержания базовых понятий, связей и отношений между ними), а также формируются первоначальные навыки теоретического анализа и практических умений. Эта общая цель реализуется в отдельных частях материалов к семинарским занятиям. Здесь выделяются следующие компоненты:
а) тема и цель данного семинара;
б) план, т. е. перечень основных вопросов (подтемы), которые необходимо проанализировать. При этом важно отметить, что содержание анализа определяется перечнем понятий в разделе «Программа курса», а также целевой установкой конкретного семинара;
в) литература для чтения и реферирования;
г) вопросы и задания для обсуждения, в ходе которого уточняется содержание понятий и формируются способы теоретического осмысления проблем в сфере образования; поиск и представление найденной совместными усилиями позиции (ответа на вопрос) как системы суждений, связной, четко сформулированной аргументации, т. е. отработка навыков логически правильного мышления и реализации научного стиля речи;
д) задания для самостоятельной работы, которые могут выполняться как индивидуально, так и при работе в микрогруппе. Главная их задача – развитие опыта решения локальных практических задач, т. е. формирование умений и навыков;
е) тексты для дополнительного чтения, которые представляют собой выдержки из работ ведущих педагогов, и направлены на расширение ваших представлений о современных проблемах педагогической науки.
Подготовка к семинарскому занятию предполагает: 1) внимательное ознакомление с планом и методическими указаниями; 2) изучение конспекта лекции по данной теме; 3) самостоятельное изучение литературы к каждому из вопросов плана; 4) выполнение заданий для самостоятельной работы; 5) соотнесение изучаемой теории с собственным опытом учебной деятельности. При чтении литературы и выполнении самостоятельных заданий целесообразно делать краткие выписки, отражающие или основные идеи, или важнейшие факты, что поможет вам при ответах на вопрос выстроить логическую систему аргументов.
Семинарское занятие, в отличие от лекции, является диалоговой формой организации занятий. Беседа, учебная дискуссия, «мозговой штурм», мини-конференции, практикум, тренинг и др., - вот основные формы проведения семинаров. При подготовке к семинарским занятиям и в процессе участия в них вы: 1) овладеете основными понятиями; 2) научитесь на их основе осмыслять актуальные идеи и теории; опираться на теорию при описании и анализе фактов и явлений; проектировать и моделировать профессиональную педагогическую деятельность.
В ходе практических занятий осуществляется моделирование вашей собственной будущей профессиональной деятельности. Особую роль на занятиях играет использование различных видов работы с текстами. Анализируя их, вы получаете возможность развивать аналитические умения, видеть проблему в системе.
На семинарских и практических занятиях формируется культура и професиональная направленность мышления; развиваются и закрепляются мотивы учения и важнейшие исследовательские умения и навыки; закладываются основы профессиональной рефлексии.
Цель вашей самостоятельной работы – расширение информированности по основной проблематике курса, формирование (совершенствование) навыков работы с различными источниками информации, преобразования информации и представления ее в различных формах. Кроме того, задания самостоятельной работы ориентированы на продолжение в индивидуальном режиме той работы, что выполняется в ходе семинарских занятий фронтально или по группам. Вам предлагаются задания для внеаудиторной самостоятельной работы, которые вы будете выполнять, учитывая свой темп работы, загруженность аудиторными занятиями, личные интересы и склонности.
Проблема необходимости обучения на протяжении всей жизни, перенасыщенность информационного пространства особенно остро ставят вопрос обучения выпускника высшей школы приемам самостоятельной интеллектуальной работы.
В средневековом университете главным способом обучения было чтение лекций (от лат. lectio — чтение) по книге, которая имелась в единственном (рукописном!) экземпляре и находилась в руках профессора. Студенты внимательно слушали, записывали или заучивали наизусть.
Сегодня мы живем совсем в другом мире. Преподаватель давно перестал быть единственным источником знаний. Один «клик» позволяет любому из нас мгновенно получить доступ к информации неограниченного объема. И проблема современного учащегося не в том, чтобы добыть информацию, а в том, чтобы научиться ее эффективно перерабатывать.
И роль преподавателя существенно изменилась: от транслятора - к тьютору, консультанту, модератору образовательного процесса. Преподаватель помогает вам организовать самостоятельную работу над учебным курсом: дает задания по подготовке к аудиторным занятиям, предлагает обсудить учебные вопросы на консультациях и коллоквиумах, дает возможность участвовать в деловых играх и дискуссиях.
Примером заданий для самостоятельной работы студентов могут быть:
· работа с учебными текстами (конспектирование, составление схем, таблиц);
· аннотации и рецензии к научным статьям;
· работа с Интернет-источниками (подборка Интернет-ресурсов, разработка Web-страницы, поиск иллюстраций, участие в работе группы в социальной сети);
· подготовка творческих заданий (коллаж, синквейн, интеллект-карта, сценарий игровой программы, проект ролевой игры);
· составление глоссария по дисциплине;
· работа по наполнению портфолио;
· написание эссе, статей, сообщений и научных работ;
· разработка проектов;
· составление аннотированного каталога изданий по самообразованию и т.д.
Сегодня важнейшее условие успешной самостоятельной работы - активное использование студентом информационно-коммуникационных технологий. В нашем университете содержание каждой из учебных дисциплин, система заданий для самостоятельной работы, необходимые методические материалы размещены в среде электронного обучения Moodle. Каждый студент имеет логин и пароль, обеспечивающие доступ к этой системе и может осваивать учебный материал в любое удобное время и из любой точки, в которой есть доступ к сети Интернет.
По итогам изучения курса проводится зачет или экзамен, как в традиционной форме, так и в форме тестирования и защиты индивидуальных проектов деятельности в профессиональной сфере. Такая работа позволит проконтролировать сформированность у каждого из вас компетенций, связанных как с умением применять теоретические знания для решения профессиональных задач на основе современных методов и технологий.
Очень важным условием успешного обучения в университете является сочетание аудиторной и внеаудиторной работы. Образовательный процесс в вузе связывает воедино учебную и научно-исследовательскую деятельность. Каждый преподаватель высшей школы обязательно занимается научными исследованиями и использует полученные результаты в аудитории, что позволяет удерживать процесс обучения на «пике», «переднем крае» научного поиска. На протяжении обучения каждому студенту предоставляется возможность принимать участие в индивидуальных, групповых и коллективных формах научно-исследовательской работы университета и выпускающей кафедры:
- предметные кружки, проблемные группы;
- семинары, конференции, «круглые столы», чтения, фестивали, форумы и иные студенческие научные мероприятия;
- состязательные мероприятия студентов – предметные олимпиады, выставки, конкурсы проектов и прочее - проводимые как в нашем университете, так и в других вузах (российских и зарубежных);
- участие в научно-исследовательском, научно-методическом, творческом проекте;
- самостоятельный научный поиск в рамках подготовки выпускной квалификационной работы бакалавра.
Результаты исследовательской работы студентов могут быть представлены на конференциях и опубликованы в сборниках статей, а также в научном журнале студентов и аспирантов ТГПУ им. Л.Н. Толстого – «The Times of Sсience – Время науки».
Задания.
1.Подумайте, чем отличается организация учебного процесса в вузе от школы. Заполните таблицу:
Параметры сравнения | Средняя школа | Университет |
Основные формы организации учебного процесса | ||
Роль учителя/ преподавателя | ||
Особенности познавательной деятельности учащегося | ||
Особенности методов обучения |
Добавьте параметры сравнения, важные, по вашему мнению.
2.Познакомьтесь с деятельностью студенческого научного общества (СНО) университета и факультета, на котором вы учитесь. Какие направления деятельности показались вам особенно интересными? В каких формах работы вы бы хотели принять участие? Какие предложения внесли бы в работу СНО? За материалами для анализа обратитесь к официальному сайту ТГПУ им. Л.Н. Толстого
(http://www.tsput.ru/about_us/activities/scientific_activities/stud_naych_obschestvo.php), а также к рубрикам «Научно-исследовательская деятельность студентов» на страницах факультетов на сайте и в социальных сетях (например, http://vk.com/sno_pablik).
3. Познакомьтесь с выпусками студенческого научного журнала «The Times of Sсience – Время науки» (http://tsput.ru/journals/detail.php?ID=21960). Выясните, каковы правила подачи публикации в журнал.