Необходимые педагогические условия.

1. Регулярное и оперативное информационное обеспечение подготовки к ЕГЭ всех его участников через индивидуальные и групповые, реальные и виртуальные консультации, родительские собрания, классные часы, факультативные занятия, школьный сайт, «памятки» и рекомендации, использование доступных способов и средств организации обратной связи.

2. Психолого-педагогическое обеспечение процесса подготовки к ЕГЭ:

- оказание профессиональной психолого-педагогической помощи учащимся при выборе ими способов и стратегии подготовки к ЕГЭ;

- диагностика и учет субъективных факторов и уровня психологической готовности учащихся к ЕГЭ;

- методическое обеспечение подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ на учебных занятиях, учитывающее специфику процедуры ЕГЭ и тестирования.

3. Организационное обеспечение процесса подготовки к ЕГЭ:

- оперативное реагирование школьных служб на возникающие трудности и проблемы учащихся при подготовке к ЕГЭ;

- включение всего педагогического коллектива в решение задач подготовки учащихся к ЕГЭ;

- взаимодействие всех школьных служб и родителей для помощи учащимся по подготовке к ЕГЭ

4. Мониторинг качества подготовки учащихся к ЕГЭ и коррекция работы всех школьных служб с целью повышения ее эффективности.

Направления работы ОУ (помимо решения задач образования):

1) диагностика психологической готовности учащихся к ЕГЭ/ГИА (9–11 классы);

2) меры по снижению воздействий факторов стресса и тревожности учащихся (9, 11 классы);

3) формирование эффективных моделей поведения на экзамене (9, 11 классы);

4) информационная подготовка учащихся, учителей, родителей к экзаменационным процедурам (9, 11 класс);

5) профессиональная ориентация учащихся (9–11 классы)

6) психолого-педагогическое и методическое сопровождение подготовки к сдаче ЕГЭ/ГИА, включая совершенствование общеучебных навыков и познавательных способностей (9, 11 классы).

7) мониторинг качества психологической подготовки к ЕГЭ (9, 10, 11 классы)

Ответственные службы.

Администрация школы: нормативно-правовое обеспечение процесса, планирование системы работы по психологической подготовке к ЕГЭ, распределение текущих задач, регулярный контроль, организация обратной связи с учащимися и родителями по проблемам подготовки к ЕГЭ, осуществление мер по профилактике синдрома хронической усталости и профессионального выгорания у учителей.

Психологическая служба школы: разработка или подбор методики диагностики способностей и качеств учащихся, важных для успешной подготовки к ЕГЭ, подбор или разработка тренингов, упражнений, игр для их развития и для снижения тревожности; обеспечение оперативной помощи учащимся, родителям, учителям, испытывающим стресс и затруднения психологического плана.

Психологическая служба школы и классный руководитель: осуществление диагностики (особенностей психических процессов учащихся, профессионального выбора, психологической готовности учащихся к ЕГЭ); индивидуальные и групповые консультации, проведение тренингов самоэффективности и обучения уверенному поведению, способам самопознания, релаксации в стрессовых ситуациях, тайм-менеджмента, развитие рефлексивных способностей школьников; помощь учащимся в определении образовательной траектории и психолого-педагогическое сопровождение образовательной траектории учащихся; работа с родителями учащихся.

Классный руководитель: индивидуальная работа с учащимися, оказание помощи школьному психологу, координация связанной с индивидуальной психологической подготовкой выпускника к ЕГЭ работы всех служб и субъектов,

Методическая служба школы: организация и проведение конференций, проблемных семинаров, обучение учителей и помощь в решении сложных вопросов, разработка и осуществление мониторинга качества процесса психологической подготовки учащихся к ЕГЭ, организация и проведение репетиционных тестовых испытаний.

Учителя-предметники: индивидуальные и групповые консультации, направленные на помощь учащимся в определении образовательной траектории; психолого-педагогическое сопровождение образовательной траектории; педагогическое и методическое сопровождение подготовки к ЕГЭ (пропедевтическое приучение к тестовой форме контроля, выявление наиболее трудных заданий КИМов и обучение их решению, диагностика уровня обученности учащихся, сформированности у них общеучебных умений и навыков, обучение эффективным способам учебной работы), организация и проведение факультативных занятий.

Другие привлеченные к подготовке учащихся к ЕГЭ учителя: обеспечение информационной поддержки ЕГЭ, организация профессионально-педагогической помощи участникам ЕГЭ, помощь администрации в проектировании и создании образовательной среды, благоприятной для успешной организации подготовки к ЕГЭ

Планируемые общие результаты:

1) психологическая и информационная готовность учащихся, их родителей и учителей к ЕГЭ, снижение уровня тревожности;

2) оптимизация направленной на подготовку к ЕГЭ работы служб ОУ;

3) создание в ОУ психологически комфортной личностно-развивающей образовательной среды, благоприятно влияющей на подготовку выпускников к ЕГЭ.

Этапы реализации.

9 класс. Совершенствование учебных навыков школьников и подготовка к экзаменам (ГИА)

Работа включает:

1) профориентацию и помощь в определении индивидуальной образовательной траектории;

2) развитие общих умственных и творческих способностей, долговременной и оперативной памяти, внимания, мышления, волевого регулирования, учебной рефлексии; обучение приемам самоанализа, саморегуляции, мобилизации своих когнитивных ресурсов для достижения желаемого результата на экзамене;

3) формирование и систематизация базовых знаний и учебных умений;

4) обучение работе с тестами;

5) повышение учебной мотивации;

6) развитие адекватной самооценки, позитивного мышления;

7) психологическую поддержку в период подготовки к ГИА.

Планируемые результаты: психологическая готовность к сдаче ГИА, готовность к выбору профиля подготовки, развитие способностей, учебной рефлексии и умения учиться.

10 класс. Формирование системы основных базовых знаний и умений, навыков саморегуляции и самоуправления деятельностью

Работа включает:

1) помощь в профессиональном самоопределении и выборе будущей профессии, самопознании и выборе предметов для профильного изучения;

2) помощь в разработке индивидуальной образовательной траектории, планировании своего образовательного пути и поиске возможных способов его реализации;

3) формирование у учащихся базовых и специальных знаний, развитие общеучебных умений, освоение эффективных способов учебной деятельности (анализа, систематизации учебного материала, перекодирования его в разные формы, использование мнемонических приемов и т.д.);

4) развитие общих и индивидуальных способностей, внимания, мышления, памяти, самостоятельности, волевой саморегуляции;

5) включение в предметную подготовку «сложных случаев» и заданий КИМов, по изучаемым темам, формирование способов действий в подобных ситуациях, упражнения в решении заданий по изучаемым темам в форме тестов (по образцу заданий КИМов);

6) обучение приемам тайм-менеджмента, целеполагания и планирования;

7) развитие учебной рефлексии и навыков самообразования;

8) диагностику психологической готовности учащихся к ЕГЭ по существенным показателям.

Планируемые результаты:осознание учащимися себя активными субъектами учения и субъектами ориентирования в мире профессий и специальностей, готовыми к осуществлению профессионального выбора.

11 класс. Формирование психологической готовности к ЕГЭ

Работа включает:

1) текущую регулярную диагностику психологической готовности учащихся к ЕГЭ;

2) меры по снижению тревожности и воздействия факторов стресса у учащихся;

3) помощь в выработке эффективной стратегии поведения на экзамене;

4) формирование информационного компонента готовности учащихся, учителей, родителей к экзаменационным процедурам;

5) психолого-педагогическое и методическое сопровождение подготовки к сдаче ЕГЭ.

Планируемые результаты:

Психологическая готовность к ЕГЭ учащихся и других субъектов образовательного процесса

Рассмотрим особенности психологической подготовки к ЕГЭ по некоторым важнейшим направлениям.

Наши рекомендации