Деятельность как фактор развития психики человека

Понимание истоков, происхождения человеческой психики имеет исключительно большое значение. В академической науке утверждается, что психика человека, и, в первую очередь, его сознание - результат общественно-трудовой деятельности человека, его общения с другими людьми и включения в разнообразные виды деятельности (игра, учеба, научно-познавательная, производственная и другая деятельность). Сознание, психика человека формируется, развивается и проявляет себя в деятельности. Сознание объективно формируется через продукты человеческой деятельности. Через деятельность человек многочисленными связями включен в исторически сложившуюся культуру, в цивилизационный процесс. Социальную же направленность деятельности предопределяет среда, окружающая человека, ее интересы.

В чем же заключается сущность человеческой деятельности, каково ее строение и взаимосвязь с психикой? Прежде всего, следует заметить, что человек - это особое существо. С одной стороны, он обладает биологическим началом, относится к высшим млекопитающим. С другой - это существо социальное, поскольку общественные отношения изменили как его телесную организацию, так и сам характер существования. А многие психологи уточняют, что человек - это существо биопсихосоциальное. Диалектика взаимосвязей биологического и психического, психического и социального до сих пор представляет для науки серьезную проблему. Природные (биологические) особенности человека выступают только в качестве предпосылок, необходимых условий психического развития. Например, свойства нервной системы лежат в основе темперамента, а задатки - в основе способностей.

Установлено, что во многом именно генами определяется множество психологических характеристик человека (активность и пассивность, мнительность и тревожность, самостоятельность и зависимость, альтруизм и эгоизм, интеллект, агрессивность, сексуальность и т.д.). Однако биологические особенности сами по себе еще не определяют личностные качества человека (способности, характер, убеждения и т.п.). При формировании личности человека исключительно велика роль социальной среды, социального опыта, в том числе и воспитания в широком смысле этого слова.

С момента рождения и на протяжении всей жизни перед человеком в той или иной форме стоит несколько фундаментальных проблем.

Во-первых, как всякому живому существу, ему просто необходимо жить. Это, в общем-то, эволюционно (биологически) определенная задача - выжить самому и продолжить свой род. Люди, с одной стороны, искажают ее, уничтожая себе подобных и окружающую среду, насилуя свою биологическую природу, порой убивая себя. С другой стороны, эта потребность пробивает себе дорогу в культуре как гуманность: через признание человеческой жизни высшей ценностью, а человека - целью цивилизационного развития и усовершенствования.

Во-вторых, любое живое существо в дикой природе не может получить гарантию того, что в следующий момент оно не погибнет. У человека же, в силу указанной двойственности, само существование оказывается под сомнением, так что в каждый момент времени каждому приходится для себя подтверждать свое существование (перепроверять этот факт). Данная тенденция выражается в стремлении выделить себя из окружения, найти границу между "Я" и "не-Я".

И, в-третьих, перед каждым человеком стоит необходимость обнаружить ориентиры в окружающем мире (в природе и среди людей), научиться этими ориентирами пользоваться. Другими словами, научиться жить в тех условиях, которые он имеет.

Решить эти проблемы человек может только посредством собственной активности (как субъекта деятельности) - путем исследования и преобразования окружающего мира. Чтобы обозначить в терминах эту закономерность, в отечественной психологии используют понятия "потребность Деятельность как фактор развития психики человека - student2.ru Деятельность как фактор развития психики человека - student2.ru " и "деятельность Деятельность как фактор развития психики человека - student2.ru Деятельность как фактор развития психики человека - student2.ru ".

Указанные выше проблемы формируют соответствующие им потребности: жить, удостоверяться в существовании, ориентироваться в мире. На их основе формируется огромное разнообразие более частных потребностей. Кроме того, по ходу развития человечества у людей возникают все новые и новые потребности, прямо не связанные с биологическими, но которые обладают теми, же характеристиками, что и биологические. Во-первых, потребности властно "требуют" своего удовлетворения. Во-вторых, после удовлетворения они на какое-то время как бы исчезают, уходят на задний план, но актуализируются каждый раз, когда возникает соответствующий им недостаток. Такое требование субъективно ощущается как некоторое напряжение, стремление что-то сделать, произвести какие-то изменения - то есть, формируется потребностное состояние. Его характеризуют готовность к активности, направленной на разные предметы (явления, вещи, люди). Это состояние (требование) стремится проявиться в поведении человека, ищет свое внешнее выражение. Как только будет найден предмет, способный удовлетворить данную потребность, его образ встает пред нашим взором, направляет и организует активность к удовлетворению данной потребности.

В соответствии с базовыми и с некоторыми другими потребностями можно указать на ряд особенностей человеческой деятельности.

  1. Деятельность позволяет человеку жить, в ней сама жизнь находит свое выражение - деятельность составляет ее сущность. Удовлетворение всех потребностей возможно в первую очередь потому, что актуализированная (обостренная, требующая) потребность приводит человека в состояние активности, направленной на ее удовлетворение. Эта активность (по определению) и есть деятельность. То есть, деятельность - это такая активность, которая организуется образом желаемого будущего, достигнув которого, человек удовлетворит ту или иную свою потребность. Однако стоит разладить механизм перевода потребности в деятельность, или механизм поддержания деятельности, немедленно возникает угроза жизни человека (как организма, как члена общества или как личности).
  2. Деятельность обеспечивает человеку и возможность удостовериться в собственном существовании. Психика и человеческое сознание рождается и поддерживается на границе между "Я" и "не-Я" - там, где активность встречает сопротивление предметов или явлений окружающего мира. Именно на острие своей активности человек (бессознательно) удостоверяется в том, что он существует: как я действую на предметы, явления или людей, так и они действуют на меня, выделяя из окружения, обозначая границы возможностей моего "Я", следовательно, подтверждая тем и сам факт моего существования.
  3. В деятельности человек (ребенок) открывает для себя внешний мир, ориентируется в нем. В экспериментах показано, что достаточно обездвижить (зафиксировать в корзинке, не позволяя двигаться) котят на пару недель в момент, когда они начинают прозревать, чтобы сделать их на долгое время функционально слепыми. Несмотря на то, что орган зрения остался неповрежденным, слепота устраняется очень медленно, поскольку прошел момент, когда активные движения в наилучшей степени формируют способность глаз ориентироваться в пространстве. Если в подобное положение попадают младенцы (например, в доме малюток), они также сильно отстают в своем психическом и даже физическом развитии, что также можно рассматривать как доказательство жизнепорождающей силы активности, деятельности.
  4. Ориентировка в мире происходит в соответствии со связями, которые устанавливает ребенок с миром. А любая активность ведет к образованию связей человека с миром. Такие связи образуются там, где активность наталкивается на сопротивление, т.е. опять-таки на границе между "Я" и "не-Я". Поскольку всякое столкновение несет в себе как возможности, так и угрозы, такие связи небезразличны для человека. В этом свете ясно, что мир будет познан лишь в той степени, в которой это имеет для него смысл, приобретает жизненно большое значение. С другой стороны, познанию подлежит все, что небезразлично для человека.

Человек, как и всякое живое существо, живет благодаря таким связям, поскольку в них оказываются схвачены как особенности мира, так и интересы (потребности) самого человека. Всю совокупность таких связей человек постоянно "носит с собой" в виде субъективных структур, которые он использует в качестве объяснений, теорий, схем, моделей поведения и пр. В этих структурах находит отражение (фиксацию) опыт взаимодействия с миром: желания, впечатления, понимания, стратегии взаимодействия. В сумме они составляют смысловые структуры человека (часть из них осознается, часть же нет). В них содержится одновременно описание внешнего мира, в который погружен человек, и переживание самого себя в этом мире. Все это создается человеком в результате своей активности, все это и составляет суть его психики, его сознание. Так созидается уникальное психическое образование - Образ мира Деятельность как фактор развития психики человека - student2.ru Деятельность как фактор развития психики человека - student2.ru .

Результатами деятельности человека выступают предметы материальной и духовной культуры, собственные знания, навыки и умения, социально-экономические и политические преобразования, т.е. все то, что без его активности не существовало в природе. Важно отметить, что вследствие продуктивного характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и, в конечном счете, преобразовал самого себя. Отсюда правомерно утверждать, что исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно целенаправленной социальной деятельности человека, а не совершенствованию биологической природы людей. При этом, человеческая деятельность, как правило, носит творческий характер - то есть, направлена на создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.

Следует отметить, что деятельность отличается не только от активности, но и от поведения.

Поведение Деятельность как фактор развития психики человека - student2.ru Деятельность как фактор развития психики человека - student2.ru не всегда целенаправленно, не предполагает создания определенного продукта, зачастую, носит пассивный характер.

Деятельность Деятельность как фактор развития психики человека - student2.ru Деятельность как фактор развития психики человека - student2.ru всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта.

Поведение спонтанно ("куда поведет"), деятельность организована; поведение хаотично, деятельность систематична. Можно выделить ряд особенностей, отличающих деятельность (активность) человека от активности животных. Прежде всего, отметим роль сознания (его наличие или отсутствие) во взаимосвязи с деятельностью (активностью) человека и животных. Животные, в отличие от человека, лишены способности к абстрактному мышлению, которое позволяет установить скрытые от непосредственного наблюдения взаимные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира. У человека же, наличие развитого сознания позволяет ему абстрагироваться от наличного бытия, предвидеть и конструировать желаемые результаты собственной деятельности, осуществлять целеполагание и планирование этой деятельности.

Оказавшись связанными с предметами материальной и духовной культуры, потребности людей приобретают культурный характер.

Порождая и совершенствуя предметы потребления, человек помимо способностей развивает и свои потребности (вспомним бытующее выражение: "кому-то, бывает, есть нечего, а кому-то - "жемчуг мелковат"…").

Активность животных вызвана естественными потребностями, а деятельность человека, в основном, порождается и поддерживается искусственными потребностями, возникающими благодаря присвоению достижений культурно-исторического развития людей настоящего и предшествующих поколений. Это - потребности в познании, творчестве (научном и художественном), в нравственном самосовершенствовании и др. Формы и способы организации человеческой деятельности связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных - то есть, умениями и навыками, приобретенными в результате сознательного целенаправленного организованного обучения. Так, уже с раннего детства ребенка специально обучают "по-человечески" пользоваться предметами домашнего обихода (вилка, ложка, одежда, стул, стол, мыло, зубная щетка, карандаш, бумага и т.п.), различными инструментами, которые преобразуют заданные от природы движения конечностей. Они начинают подчиняться логике предметов, с которыми человек имеет дело - можно сказать, становятся социально обусловленными.

Система движений, совершаемых животными, обусловлена лишь анатомо-физиологическим устройством организма. Опыты показывали, что с предметами человеческой материальной культуры (книга, карандаш, ложка и т.п.) животные обращаются так, как если бы они были обычными природными предметами, без учета их культурного назначения и способа употребления людьми. Животные только потребляют то, что им дано природой. Человек, напротив, больше создает, чем потребляет. Это отличает деятельностный характер человеческой активности.

Многие думают, отмечает профессор Н.Н. Вересов Деятельность как фактор развития психики человека - student2.ru Деятельность как фактор развития психики человека - student2.ru , что деятельность - это система, набор или совокупность действий, осуществляемых в определенной последовательности. Это, конечно, верно, однако структура деятельности не исчерпывается конкретными действиями. В деятельности есть некоторые, скрытые от внешнего наблюдателя компоненты. Они являются настолько важными, что без них деятельность вообще невозможна. Понятно, что эти компоненты представляют интерес с психологической точки зрения, как целостное единство психических свойств субъекта деятельности и их всесторонних связей.

В целом, психологическая структура деятельности может быть представлена в виде схемы с составляющими ее основными элементами: потребность, мотив, цель, задача, действия, контроль, результат, рефлексия (рис. 8).

Рис. 8. Психологическая структура деятельности

Такова универсальная структура любой деятельности, включающая в себя как внешние (объективно-предметные), так и внутренние (субъективно-психологические) компоненты. Раскроем их более подробно.

  1. Потребность. Выше мы уже приводили определение понятия "потребность". Однако рассматривая эту категорию в психологической структуре деятельности, дополнительно отметим, что потребность - это состояние живого существа, происходящее от нужды в объектах, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности. По сути, потребность - это тот статический момент (относительное постоянство психического явления), который может позволить ответить на вопрос: почему возникает деятельность? Вместе с тем, отметим, что потребность не всегда четко осознаваема, скрыта от самого носителя.
  2. Мотив. В самом общем виде мотив - это внутренний побудитель человека к активной деятельности, связанный с удовлетворением его потребностей, осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков. Возникая на основе потребности, мотив представляет ее более или менее адекватное отражение. Мотив является определенным обоснованием и оправданием волевого действия, показывает отношение человека к требованиям общества (вспомним, все сыщики мира ищут мотив преступления - кому выгодно?). Мотивы играют важную роль в оценке действий и поступков, так как от них зависит, какой субъективный смысл имеет действие для данного человека. Мотив может быть внутренним (например, наше желание сделать что-либо) или внешним (когда обстоятельства или другие люди вынуждают нас делать что-то). Внешние мотивы называются стимулами. Деятельность без мотива невозможна.
  3. Цель. Цель - это образ предполагаемого результата. С другой стороны, это осознанная потребность. Результат, прежде чем стать реальностью, должен возникнуть в сознании человека как цель. И хотя цель прямо не входит в систему действий, оставаясь внутренним, субъективно-психологическим образованием, она имеет фундаментальное значение для этой системы. Цель придает деятельности направленность, упорядочивает действия. Деятельность без цели является бессмысленной, неорганизованной, хаотичной.
  4. Задача. Задача, а точнее система задач - это цель, рассматриваемая субъектом с точки зрения имеющихся конкретных условий ее достижения. Движение к крупным и сложным целям всегда может рассматриваться как система задач, этапов, шагов. Если цель - понятие стратегическое, то задача - тактическое. Задача всегда конкретна. Правильно поставленная задача дает возможность выбрать наиболее подходящий вариант (или порядок) действий. Цели и задачи - это не только регуляторы деятельности, но и компоненты, которые придают ей смысл и внутреннюю упорядоченность. Конечно, это происходит только тогда, когда цели и задачи ясно осознаются.
  5. Контроль. Контроль, в самом общем виде - это сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Получаемый результат (промежуточный или окончательный) сравнивается с идеальным (первоначальной целью или задачей). Контроль позволяет своевременно скорректировать деятельность и внести в нее некоторые изменения, исходя из условий, в которых она осуществляется.
  6. Рефлексия. Рефлексия в структуре деятельности - это анализ или самоанализ каждого действия. Если, к примеру, результат деятельности оказался не таким, каким он должен быть, человек начинает анализировать совершенные действия, пытаясь понять, в каком звене его действий была допущена ошибка. Деятельность не может считаться завершенной, если она не закончилась рефлексией. Конечно, прежде всего, это касается сложных видов деятельности и в меньшей степени - деятельности привычной, автоматической.

Таким образом, в деятельности всегда присутствуют субъективно-психологические компоненты, или то, что называется внутренним планом. Благодаря внутреннему плану деятельность является осмысленной, упорядоченной и, в конечном счете - эффективной.

Способность к сознательным действиям развилась и усовершенствовалась у людей в процессе их общественно-трудовой деятельности. Животные не трудятся; возникающие у них в определенных ситуациях несложные интеллектуальные операции не используются ими для труда. Животные только приспосабливаются к природе, человек же сам изменяет природу и приспосабливает ее для своих нужд, а это невозможно вне труда. В связи с этим, для человека наиболее характерна трудовая деятельность - фактор развития психики человека.

В заключение отметим, что в процессе исторического развития общества человек изменял способы и приемы своего поведения и деятельности, трансформировал природные задатки и функции в высшие психические функции - специфически человеческие, общественно и исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия, опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Наши рекомендации