Проверка общей осведомленности ребенка

Вопросы Варианты правильных ответов Балл
1. Назови свое имя, фамилию, отчество Имя, фамилия 1 б.
Фамилия, имя, отчество 2 б
2. Знаешь ли ты, когда у тебя день рождения? Назови дату своего рождения Вспомнил дату или месяц 1 б.
Число, месяц, год 2 б.
3. Как зовут твоих родителей? Имя, фамилия папы, мамы 1 б.
Фамилия, имя, отчество (без искажений) папы, мамы 2 б.
4. В каком городе мы живем? В Петербурге, в Санкт-Петербурге 1 б.
5. Кто основал Санкт-Петербург? Петр Первый 1 б.
6. Как называется страна, в которой мы живем? Россия 1 б.
7. Назови столицу (самый главный город) России Москва 1 б.
8. Какое сейчас время года? Правильный ответ 1 б.
9. Назови четыре времени года Зима, весна, лето, осень (в любом порядке) 1 б.
10. Назови зимние, весенние, летние и осенние месяцы Правильный ответ 1 б.
11. Что больше: месяц или неделя? Месяц (без объяснений) 1 б.
Месяц, т.к. …(кол-во дней, недель в месяце; кол-во дней в неделе) 2 б.
12. Назови дни недели, начиная с понедельника Правильный ответ 1 б.
13. Какие виды транспорта ты знаешь? Наземный, водный, воздушный 2 б.
Названы какие-либо из наземных, воздушных и т.д. (троллейбус, машина и т.д.) 1 б.
14. Груша, персик, яблока – это что? Фрукты, плоды 1 б.
15. Кошка, мышка, собака – это кто? Животные 1 б.
Млекопитающие, звери 2 б.
16. Пианино, скрипка, гитара – это…? Музыкальные инструменты; инструменты, на которых играют музыканты 2 б.  
На них играют… Музыкальные предметы 1 б.
17. Пион, роза, гвоздика – это…? Цветы 1 б.
Садовые цветы 2 б.
18. Назови домашних птиц Правильный ответ (2-3 варианта) 1 б.

Уровень А (высокий) – 22-26 баллов

Уровень В (выше среднего) – 18-22 баллов

Уровень С (средний) – 12-18 баллов

Уровень D (ниже среднего) – 6-12 баллов

Уровень Е (низкий) – 0-6 баллов

Родителям также можно порекомендвать ответить на вопросы анкеты, позволяющей определить, насколько хорошо ребенок осведомлен, сформирован ли у него навык чтения, и насколько хорошо развита мелкая моторика (готовность руки к письму).

Опросник для родителей (адаптированный авторами вариант опросника Дж. Чейпи)

Вопросы Баллы
  1. Владеет ли ребенок основными понятиями (например, правый-левый, большой-маленький, верх-низ)
Владеет полностью – 2 Частично владеет - 1
  1. Способен ли ребенок назвать одним словом предметы мебели, виды транспорта и т.д. (например: диван, кресло, стул … - это мебель)?
Всегда может подобрать обобщающее слово – 2 Не всегда может подобрать обобщающее слово – 1
  1. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
  1. Чтение:
  • Ребенок знает буквы
  • Ребенок понимает разницу между звуком и буквой,
может прочитать слово из 1-2 слогов (читает по слогам)
  • Ребенок бегло читает, может разделить слово на слоги, выделить первый, последний звук в слове, звук в середине слова
     
  1. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
  1. Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
  1. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи (пылесос, холодильник и т.д.)?
1 (дает элементарные объяснения)   2 (дает развернутые, грамотные ответы)
  1. Может ли ребенок рассказать историю, описать произошедший с ним случай?
  1. Четко ли ребенок выговаривает слова?
  1. Способен ли ребенок разыграть какую-либо ситуацию или играть в домашнем спектакле?
  1. Способен ли ребенок слушать, не перебивая?
  1. Легко ли ребенок запоминает стихи?
  1. Способен ли ребенок выразительно декламировать стихи?
  1. Умеет ли ребенок держать карандаш (ручку)?
  1. Может ли ребенок самостоятельно собрать разрезанную на несколько частей картинку?
  1. Раскрашивание и рисование:
    • Ребенок с удовольствие раскрашивает и рисует
    • Ребенок с удовольствием и аккуратно раскрашивает
   
  1. Может ли ребенок составить рассказ по картинке?
  1. Считаете ли Вы, что Ваш ребенок достаточно осведомлен?
Достаточно хорошо -1 Хорошо -2
  1. Считаете ли Вы Вашего ребенка любознательным?


Уровень А (высокий) – 22-26 баллов

Уровень В (выше среднего) – 18-22 баллов

Уровень С (средний) – 12-18 баллов

Уровень D (ниже среднего) – 6-12 баллов

Уровень Е (низкий) – 0-6 баллов

Проверив общую осведомленность ребенка, составив общее представление об уровне развития его речи, можно перейти к углубленному обследованию не только имеющихся у ребенка на сегодняшний день способностей, но и к выявлению резервов. Некоторые методики, составляющие методический комплекс для диагностики готовности ребенка к школе Л.А. Ясюковой* могут быть использованы для углубленного обследования.

Тест Тулуз – Пьерона

(исследование устойчивости внимания и скорости преработки информации)

Конечно, очень важно, чтобы ребенок, поступающий в школу, был хорошо осведомлен и обладал высоким интеллектуальным потенциалом. Но педагоги и психологи, к сожалению, часто сталкиваются с проблемами в учебной сфере и у таких способных, казалось бы, к обучению детей. С чем это связано? Среди ряда причин можно выделить две достаточно часто встречающиеся в настоящее время – это отсутствие устойчивости и произвольности внимания, а также быстрая истощаемость, утомляемость ребенка (то, что часто называют низкой работоспособностью). Кроме того, среди причин учебных затруднений у детей в школе встречается такая проблема, которую учителя часто называют «низкий темп обучения». В таких случаях, видимо, речь идет о низкой скорости переработки информации.

Для исследования особенностей внимания, работоспособности и скорости переработки информации можно использовать тест Тулуз-Пьерона. Эту методику мы рекомендуем использовать не только с целью диагностики. Это также неплохой инструмент для тренировки внимания.

Итак, что необходимо иметь под рукой для проведения этого теста?

Наши рекомендации