Руководитель учебной практики Зам. директора по учебной работе
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Руководитель учебной практики Зам. директора по учебной работе
___________ М.Ш. Шагеева ___________ А.М. Кумушкулов
«___» _________ 20___ г. « ___ »____________20___г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Направление подготовки
44.03.01 Педагогическое образование
Профиль подготовки
«Дошкольное образование»
1 курс
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Сибай -2015
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, Приказом № 1367 от 19 декабря 2013 г. Минобрнауки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»
Автор(ы) ________________________________________________________
Рецензент:________________________________________________________
Программа одобрена на заседании кафедры___________________________
от ___________2015 года, протокол № ________.
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Наименование | Стр. |
Цели учебной практики | ||
Задачи учебной практики | ||
Место учебной практики в структуре ООП ВПО | ||
Формы проведения учебной практики | ||
Место и время проведения практики | ||
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики | ||
Структура и содержание учебной практики | ||
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике | ||
Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики | ||
Формы промежуточной аттестации (по итогам практики) и формы отчетности | ||
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике. Критерии оценивания компетенций | ||
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике | ||
Материально-техническое обеспечение учебной практики | ||
Приложения |
ЦЕЛЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Целью учебной практики является закрепление, расширение и углубление освоенных психолого-педагогических знаний и умений в условиях образовательного учреждения; приобретение опыта профессиональной деятельности.
ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
1) Формировать представление о системе организации и планирования учебной и воспитательной работы с детьми дошкольного возраста.
2) Формировать умения анализировать, планировать и проводить воспитательные мероприятия с воспитанниками.
3) Формировать у студентов профессионально-педагогические умения и навыки работы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
4) Формировать умения устанавливать профессионально-этические отношения с детьми и коллегами, способствующие организации и сплочению классного коллектива.
5) Развивать критическое мышление, навыки анализа и самоанализа, творческий потенциал студентов в качестве активных участников образовательного процесса.
6) Воспитывать ценностное и ответственное отношение студентов к детям.
Формы проведения учебной практики
Форма проведения практики - учебно-ознакомительная.
Учебная практика осуществляется на 1 курсе (во втором полугодии). База практики – дошкольные образовательные учреждения.
В период данной практики студенты знакомятся с содержанием дошкольного учреждения (изучают план, содержание, формы работы, устав учреждения, Правила поведения обучающихся, настоящее Положение, права и обязанности учащихся, посещающих данное заведение). Изучают планы мероприятий, занятий в соответствии с соблюдением режима дня, правил безопасного поведения, правил пожарной безопасности. Организация походов и экскурсий производится на основании соответствующихинструкций директора образовательного учреждения.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ, НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО для осуществления видов учебной работы в ходе прохождения педагогической практики должны быть применены образовательные, научно-исследовательские, научно-производственные технологии через средства обучения.
Во время проведения педагогической практики в дошкольных образовательных организациях используются следующие технологии: традиционная (репродуктивная) технология (студенту отводится роль, для которой характерны исполнительские функции репродуктивного характера.Действия педагога связаны с объяснением, показом действий, оценкой их выполнения студента и корректировкой).
Студенты проводят научно-исследовательский поиск по темам курсовых или дипломных работ, учатся устанавливать межпредметные связи в решении педагогических проблем, находить нестандартные решения воспитательных задач на занятиях и в досуговой деятельности, наблюдать за воспитанниками и анализировать полученные результаты, проводить педагогический эксперимент, делать обобщения и выводы. Результаты исследований оформляют в виде научных докладов.
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии | Средства обучения |
Здоровьесберегающие технологии | Журнал по технике безопасности |
-Информационно-коммуникационные образовательные технологии | -договоры с базами прохождения практики, дополнительные соглашения, договоры возмездного оказания услуг; - правила внутреннего распорядка и распоряжения администрации образовательного учреждения, руководителей практикой, методистов и учителей; -система контрольных заданий разной степени сложности; тесты, бланки рейтинга индивидуальных достижений; - Мультимедийные средства |
- Технология критического мышления; - Технология групповой работы | -плана индивидуальной работы студента, представить руководителю практики; - сайт детского сада |
- Информационно-коммуникационные образовательные технологии - Технология проектной деятельности | - план тематического анализа занятия; - мультимедийные средства |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ учебной практики
Основная:
1. Кабанина, Л. А. Педагогическая практика : учеб.-методич. пособие для студентов пед. вузов. — 2-е изд., испр. и доп. / Л. А. Кабанина, О. М. Никулина, Л. Н. Смотрова [и др.]. — Саратов : Научная книга, 2010. — 96 с.
2. Лутовина, Е. Е. Педагогическая практика: учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения ИФКиС / Л. А. Акимова, Е. Е. Лутовина .- Оренбург : ОГПУ, 2011 .- 70 с.
3. Орлов, А. В. Педагогическая практика магистров психологии: учеб.-методич. пособие. / А. В. Орлов, Е. Н. Васильева – Н.Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. – 33с.
Дополнительная:
1. Александровская Э.М., Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова, Психологическое сопровождение школьников: Учебное пособие. - М.: Академия, 2002. - 208 с.
2. Дети с отклонения в развитии: Метод, пособие для педагогов, воспитателей массовых и спец. учреждений и родителей. М., 1997.
3. Детская практическая психология: учебник /Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М., 2005. - 255 с.
4. Детский практический психолог: Программы и методические материалы: Учебное пособие /Сост. О.А. Шаграева, А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда и др. Под ред. О.А. Шаграевой и С.А. Козловой.-М.:Академия, 2001.-256 с.
5. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.
6. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.
7. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 1993.
8. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. М., 1997.
9. Леви В.Л. Нестандартный ребенок. М., 1983.
10. Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркотики. М., 1991.
11. Лиханов А.А. Дети без родителей: Кн. для учителя. М., 1987.
12. Новикова Л.И. Школа и среда. М., 1985.
13. Низовских Н.А. Психология развития и возрастная психология: Методическое пособие для самостоятельной работы студентов. - Киров, 2001.-99 с.
14. Основы социально-педагогической деятельности в условиях работы летних оздоровительных досуговых групп : учеб.пособие для социальных педагогов / авт.-сост. Л. Н. Смотрова, П. А. Шацков. — Балашов : Николаев, 2008. — 80 с.
15. Психолого-педагогическая практика. Учебно-методическое пособие //Автор-составитель: Родина И. Б., заведующая педагогической практикой ФГОУ СПО ОмКПТ-Омск: ФГОУ СПО «ОмКПТ», 2008. - с.104.
16. Прихожан A.M. Дети без семьи. М., 1990.
17. Помощь родителям в воспитании детей / Общ. ред, В.Я. Пилиповского. М., 1992.
18. Прокина Н.Ф. Практикум по детской психологии / Под ред. Л.А. Венгера. - М., 1985. - С, 59 -60.-
19. Психодиагностика: Учебно-методическое пособие / Сост. Е.П. Ивутина, С.Г. Касимова, -Киров, 2001.
20. Психологическое изучение детей в школе-интернате / Под ред. Л.И. Божович. - М, 1960. - С. 202 -204.
21. Раннее социальное сиротство: учеб.-метод. пособ. (медико-социально-психологические проблемы). М., 1994.
22. Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: Опыт и проблемы. М., 1997.
23. Социально-педагогическая реабилитация детей с ДЦП: Учебное пособие / Под общ. ред, Л. В. Мардахаева. - Курск, 2001. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика: Кн. для учителя и родителей. М., 1997.
24. Фридман Л. М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. — СПб, 1988. -С. 134-136.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
Учено-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов состоит из следующих видов работ:
1. Опишите известную вам педагогическую ситуацию, в которой воспитателем были использованы определенные методы воспитания (эффективно или неэффективно). Дайте оценку действиям педагога.
2. Выберите определенную тему и сделайте тематическую подборку (стихов, песен, игр, описание коллективных творческих дел, цитат, поговорок, фотографий, рисунков и т. д.).
3. Предложите план экскурсии в лес (парк, сквер).
4. Предоставьте развернутый конспект воспитательного мероприятия для любой возрастной группы
5. Разработайте план внеклассного мероприятия по «Ознакомлению с окружающим миром».
6. Приготовьте список художественной литературы по выразительному чтению
7. Подготовьте тематическую выставку методической литературы.
8. Подберите и проанализируйте народные пословицы, поговорки, сказки о нравственном воспитании
Приложение 1
Министерство образования и науки Российской Федерации
Сибайский институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Башкирский государственный университет»
педагогический факультет
кафедра педагогики и методики начального образования
направление подготовки 04.03.01.
Педагогическое образование
профиль Дошкольное образование
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КНИЖКА
__________________________
фамилия имя отчество
СТУДЕНТА
______ курса группы _____
по специальности (направлению подготовки)
__________________________________
ПО ____________________ ПРАКТИКЕ
(наименование вида практики)
Срок практики: с «___»________20__ г. по «___»________20___г.
Сибай – 20__ г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. База практики – место прохождения практики студентом.
2. Студент – физическое лицо, осваивающее образовательную программу по направлению подготовки бакалавриата, магистратуры и специальности.
3. Вид практики – устанавливается в зависимости от основной образовательной программы по направлению подготовки бакалавриата, магистратуры и специальности (учебная, производственная, научно-исследовательская, педагогическая, организационная и т.д.).
4. Каждый студент, находящийся на практике, обязан вести индивидуальную книжку.
5. Индивидуальная книжка служит основным и необходимым материалом для составления студентом отчета о своей работе на базе практики.
6. Заполнение индивидуальной книжки производится регулярно и аккуратно; является средством самоконтроля, помогает студентам правильно организовать свою работу.
7. Периодически, не реже 1 раза в неделю, студент обязан представить индивидуальную книжку на просмотр руководителю (от кафедры и (или) базы практики).
8. После окончания практики студент должен сдать свою индивидуальную книжку вместе с приложениями на кафедру в бумажном виде и электронной версии.
9. Записи в индивидуальной книжке должны производиться в соответствии с программой по конкретному виду практики.
10. Иллюстративный материл (чертежи, схемы, тексты и т.п.), а также выписки из инструкций, правил и других материалов могут быть выполнены на отдельных листах и приложены к отчету.
11. Перед окончанием практики студент обязан представить руководителю практики подписанный и скрепленный печатью от базы практики дневник, отчет и отзыв или характеристику о своей работе.
12. Соответствующая кафедра в зависимости от требований ООП по направлению подготовки (специальности) может корректировать содержание индивидуальной книжки.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Сибайский институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Башкирский государственный университет»
Адрес учебного заведения:_______________________________________
Факультет / Институт____________________________________________
Кафедра _______________________________________________________
Специальность (направление подготовки)___________________________
Профиль (магистерская программа)________________________________
Руководитель практики от Университета ___________________________
Руководитель практики от факультета / института____________________
Руководитель практики от кафедры________________________________
Руководитель практики от базы практики___________________________
Телефон руководителя практики от базы практики:___________________
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
по __________________ практике студента _____________ курса
(наименование вида практики) (ФИО)
________ группы ________ по специальности (направлению подготовки) ______________________________________________________________,
профилю (магистерской программы)___________________________________
База практики ______________________________________________________
Срок практики: с «___»________20__ г. по «___»________20___г.
Вид практики: _____________________________________________________
План выполнения индивидуального задания (основные этапы и разделы практики)_________________________________________________________
__________________________________________________________________
Источники и литература, подлежащая проработке в период практики__________________________________________________________
Иные виды работ по практике_________________________________________
Заведующий кафедрой ____________/ И.О. Фамилия
Руководители практики:
от кафедры ____________/ И.О. Фамилия
от базы практики ____________/ И.О. Фамилия
ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
Студент_____________________________________________________
Дата | Характер работы, название инструкции по технике безопасности | Должность, Фамилия И.О. |
Студент ____________/ И.О. Фамилия
Руководитель практики
от базы практики, должность ____________/ И.О. Фамилия
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА
№ п/п | Наименование работ | Календарные сроки | Руководитель практики от базы практики | |
начало | окончание | |||
Студент ____________/ И.О. Фамилия
Руководитель практики
от базы практики, должность ____________/ И.О. Фамилия
ДНЕВНИК РАБОТЫ СТУДЕНТА
Дата | Информация о проделанной работе, использованные источники и литература | подпись руководителя практики от базы практики |
ЛЕКЦИИ, ДОКЛАДЫ И БЕСЕДЫ, ПРОСЛУШАННЫЕ СТУДЕНТОМ ВО ВРЕМЯ ПРАКТИКИ
Дата | Фамилия, имя, отчество, научная квалификация (должность) лектора Тема лекции, доклада и беседы |
Студент ____________/ И.О. Фамилия
Табель оценок
дата | НОД, игра и т.д. | Анализ проведенной НОД, игры и т.д. | Оценка, подпись воспитателя |
ОТЧЕТ СТУДЕНТА О ПРАКТИКЕ
с «___» _________20___ г. по «__» ___________20__ г.
___________________________________
_________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Студент ____________/ И.О. Фамилия
7. ОТЗЫВ О _____________ ПРАКТИКЕ СТУДЕНТА
с «___» _________20___ г. по «__» ___________20__ г.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендуемая оценка:______________________
Руководитель практики
от базы практики, должность ____________/ И.О. Фамилия
м.п., подпись
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Руководитель учебной практики Зам. директора по учебной работе
___________ М.Ш. Шагеева ___________ А.М. Кумушкулов
«___» _________ 20___ г. « ___ »____________20___г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Направление подготовки
44.03.01 Педагогическое образование
Профиль подготовки
«Дошкольное образование»
1 курс
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Сибай -2015
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, Приказом № 1367 от 19 декабря 2013 г. Минобрнауки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»
Автор(ы) ________________________________________________________
Рецензент:________________________________________________________
Программа одобрена на заседании кафедры___________________________
от ___________2015 года, протокол № ________.
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Наименование | Стр. |
Цели учебной практики | ||
Задачи учебной практики | ||
Место учебной практики в структуре ООП ВПО | ||
Формы проведения учебной практики | ||
Место и время проведения практики | ||
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики | ||
Структура и содержание учебной практики | ||
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике | ||
Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики | ||
Формы промежуточной аттестации (по итогам практики) и формы отчетности | ||
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике. Критерии оценивания компетенций | ||
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике | ||
Материально-техническое обеспечение учебной практики | ||
Приложения |
ЦЕЛЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Целью учебной практики является закрепление, расширение и углубление освоенных психолого-педагогических знаний и умений в условиях образовательного учреждения; приобретение опыта профессиональной деятельности.
ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
1) Формировать представление о системе организации и планирования учебной и воспитательной работы с детьми дошкольного возраста.
2) Формировать умения анализировать, планировать и проводить воспитательные мероприятия с воспитанниками.
3) Формировать у студентов профессионально-педагогические умения и навыки работы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
4) Формировать умения устанавливать профессионально-этические отношения с детьми и коллегами, способствующие организации и сплочению классного коллектива.
5) Развивать критическое мышление, навыки анализа и самоанализа, творческий потенциал студентов в качестве активных участников образовательного процесса.
6) Воспитывать ценностное и ответственное отношение студентов к детям.