Руководитель учебной практики Зам. директора по учебной работе

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Руководитель учебной практики Зам. директора по учебной работе

___________ М.Ш. Шагеева ___________ А.М. Кумушкулов

«___» _________ 20___ г. « ___ »____________20___г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Направление подготовки

44.03.01 Педагогическое образование

Профиль подготовки

«Дошкольное образование»

1 курс

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Сибай -2015

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, Приказом № 1367 от 19 декабря 2013 г. Минобрнауки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»

Автор(ы) ________________________________________________________

Рецензент:________________________________________________________

Программа одобрена на заседании кафедры___________________________

от ___________2015 года, протокол № ________.

СОДЕРЖАНИЕ

Наименование Стр.
Цели учебной практики
Задачи учебной практики
Место учебной практики в структуре ООП ВПО
Формы проведения учебной практики
Место и время проведения практики
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики
Структура и содержание учебной практики
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике
Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики
Формы промежуточной аттестации (по итогам практики) и формы отчетности
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике. Критерии оценивания компетенций
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике
Материально-техническое обеспечение учебной практики
Приложения

ЦЕЛЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Целью учебной практики является закрепление, расширение и углубление освоенных психолого-педагогических знаний и умений в условиях образовательного учреждения; приобретение опыта профессиональной деятельности.

ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

1) Формировать представление о системе организации и планирования учебной и воспитательной работы с детьми дошкольного возраста.

2) Формировать умения анализировать, планировать и проводить воспитательные мероприятия с воспитанниками.

3) Формировать у студентов профессионально-педагогические умения и навыки работы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

4) Формировать умения устанавливать профессионально-этические отношения с детьми и коллегами, способствующие организации и сплочению классного коллектива.

5) Развивать критическое мышление, навыки анализа и самоанализа, творческий потенциал студентов в качестве активных участников образовательного процесса.

6) Воспитывать ценностное и ответственное отношение студентов к детям.

Формы проведения учебной практики

Форма проведения практики - учебно-ознакомительная.

Учебная практика осуществляется на 1 курсе (во втором полугодии). База практики – дошкольные образовательные учреждения.

В период данной практики студенты знакомятся с содержанием дошкольного учреждения (изучают план, содержание, формы работы, устав учреждения, Правила поведения обучающихся, настоящее Положение, права и обязанности учащихся, посещающих данное заведение). Изучают планы мероприятий, занятий в соответствии с соблюдением режима дня, правил безопасного поведения, правил пожарной безопасности. Организация походов и экскурсий производится на основании соответствующихинструкций директора образовательного учреждения.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ, НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО для осуществления видов учебной работы в ходе прохождения педагогической практики должны быть применены образовательные, научно-исследовательские, научно-производственные технологии через средства обучения.

Во время проведения педагогической практики в дошкольных образовательных организациях используются следующие технологии: традиционная (репродуктивная) технология (студенту отводится роль, для которой характерны исполнительские функции репродуктивного характера.Действия педагога связаны с объяснением, показом действий, оценкой их выполнения студента и корректировкой).

Студенты проводят научно-исследовательский поиск по темам курсовых или дипломных работ, учатся устанавливать межпредметные связи в решении педагогических проблем, находить нестандартные решения воспитательных задач на занятиях и в досуговой деятельности, наблюдать за воспитанниками и анализировать полученные результаты, проводить педагогический эксперимент, делать обобщения и выводы. Результаты исследований оформляют в виде научных докладов.

Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии Средства обучения
Здоровьесберегающие технологии Журнал по технике безопасности
-Информационно-коммуникационные образовательные технологии   -договоры с базами прохождения практики, дополнительные соглашения, договоры возмездного оказания услуг; - правила внутреннего распорядка и распоряжения администрации образовательного учреждения, руководителей практикой, методистов и учителей; -система контрольных заданий разной степени сложности; тесты, бланки рейтинга индивидуальных достижений; - Мультимедийные средства
- Технология критического мышления; - Технология групповой работы -плана индивидуальной работы студента, представить руководителю практики; - сайт детского сада
- Информационно-коммуникационные образовательные технологии - Технология проектной деятельности - план тематического анализа занятия; - мультимедийные средства

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ учебной практики

Основная:

1. Кабанина, Л. А. Педагогическая практика : учеб.-методич. пособие для студентов пед. вузов. — 2-е изд., испр. и доп. / Л. А. Кабанина, О. М. Никулина, Л. Н. Смотрова [и др.]. — Саратов : Научная книга, 2010. — 96 с.

2. Лутовина, Е. Е. Педагогическая практика: учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения ИФКиС / Л. А. Акимова, Е. Е. Лутовина .- Оренбург : ОГПУ, 2011 .- 70 с.

3. Орлов, А. В. Педагогическая практика магистров психологии: учеб.-методич. пособие. / А. В. Орлов, Е. Н. Васильева – Н.Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. – 33с.

Дополнительная:

1. Александровская Э.М., Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова, Психологическое сопровождение школьников: Учебное пособие. - М.: Академия, 2002. - 208 с.

2. Дети с отклонения в развитии: Метод, пособие для педагогов, воспитателей массовых и спец. учреждений и родителей. М., 1997.

3. Детская практическая психология: учебник /Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М., 2005. - 255 с.

4. Детский практический психолог: Программы и методические материалы: Учебное пособие /Сост. О.А. Шаграева, А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда и др. Под ред. О.А. Шаграевой и С.А. Козловой.-М.:Академия, 2001.-256 с.

5. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.

6. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.

7. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 1993.

8. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. М., 1997.

9. Леви В.Л. Нестандартный ребенок. М., 1983.

10. Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркотики. М., 1991.

11. Лиханов А.А. Дети без родителей: Кн. для учителя. М., 1987.

12. Новикова Л.И. Школа и среда. М., 1985.

13. Низовских Н.А. Психология развития и возрастная психология: Методическое пособие для самостоятельной работы студентов. - Киров, 2001.-99 с.

14. Основы социально-педагогической деятельности в условиях работы летних оздоровительных досуговых групп : учеб.пособие для социальных педагогов / авт.-сост. Л. Н. Смотрова, П. А. Шацков. — Балашов : Николаев, 2008. — 80 с.

15. Психолого-педагогическая практика. Учебно-методическое пособие //Автор-составитель: Родина И. Б., заведующая педагогической практикой ФГОУ СПО ОмКПТ-Омск: ФГОУ СПО «ОмКПТ», 2008. - с.104.

16. Прихожан A.M. Дети без семьи. М., 1990.

17. Помощь родителям в воспитании детей / Общ. ред, В.Я. Пилиповского. М., 1992.

18. Прокина Н.Ф. Практикум по детской психологии / Под ред. Л.А. Венгера. - М., 1985. - С, 59 -60.-

19. Психодиагностика: Учебно-методическое пособие / Сост. Е.П. Ивутина, С.Г. Касимова, -Киров, 2001.

20. Психологическое изучение детей в школе-интернате / Под ред. Л.И. Божович. - М, 1960. - С. 202 -204.

21. Раннее социальное сиротство: учеб.-метод. пособ. (медико-социально-психологические проблемы). М., 1994.

22. Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: Опыт и проблемы. М., 1997.

23. Социально-педагогическая реабилитация детей с ДЦП: Учебное пособие / Под общ. ред, Л. В. Мардахаева. - Курск, 2001. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика: Кн. для учителя и родителей. М., 1997.

24. Фридман Л. М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. — СПб, 1988. -С. 134-136.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Учено-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов состоит из следующих видов работ:

1. Опишите известную вам педагогическую ситуацию, в которой воспитателем были использованы определенные методы воспитания (эффективно или неэффективно). Дайте оценку действиям педагога.

2. Выберите определенную тему и сделайте тематическую подборку (стихов, песен, игр, описание коллективных творческих дел, цитат, поговорок, фотографий, рисунков и т. д.).

3. Предложите план экскурсии в лес (парк, сквер).

4. Предоставьте развернутый конспект воспитательного мероприятия для любой возрастной группы

5. Разработайте план внеклассного мероприятия по «Ознакомлению с окружающим миром».

6. Приготовьте список художественной литературы по выразительному чтению

7. Подготовьте тематическую выставку методической литературы.

8. Подберите и проанализируйте народные пословицы, поговорки, сказки о нравственном воспитании

Приложение 1

Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибайский институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»

педагогический факультет

кафедра педагогики и методики начального образования

направление подготовки 04.03.01.

Педагогическое образование

профиль Дошкольное образование

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КНИЖКА

__________________________

фамилия имя отчество

СТУДЕНТА

______ курса группы _____

по специальности (направлению подготовки)

__________________________________

ПО ____________________ ПРАКТИКЕ

(наименование вида практики)

Срок практики: с «___»________20__ г. по «___»________20___г.

Сибай – 20__ г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1. База практики – место прохождения практики студентом.

2. Студент – физическое лицо, осваивающее образовательную программу по направлению подготовки бакалавриата, магистратуры и специальности.

3. Вид практики – устанавливается в зависимости от основной образовательной программы по направлению подготовки бакалавриата, магистратуры и специальности (учебная, производственная, научно-исследовательская, педагогическая, организационная и т.д.).

4. Каждый студент, находящийся на практике, обязан вести индивидуальную книжку.

5. Индивидуальная книжка служит основным и необходимым материалом для составления студентом отчета о своей работе на базе практики.

6. Заполнение индивидуальной книжки производится регулярно и аккуратно; является средством самоконтроля, помогает студентам правильно организовать свою работу.

7. Периодически, не реже 1 раза в неделю, студент обязан представить индивидуальную книжку на просмотр руководителю (от кафедры и (или) базы практики).

8. После окончания практики студент должен сдать свою индивидуальную книжку вместе с приложениями на кафедру в бумажном виде и электронной версии.

9. Записи в индивидуальной книжке должны производиться в соответствии с программой по конкретному виду практики.

10. Иллюстративный материл (чертежи, схемы, тексты и т.п.), а также выписки из инструкций, правил и других материалов могут быть выполнены на отдельных листах и приложены к отчету.

11. Перед окончанием практики студент обязан представить руководителю практики подписанный и скрепленный печатью от базы практики дневник, отчет и отзыв или характеристику о своей работе.

12. Соответствующая кафедра в зависимости от требований ООП по направлению подготовки (специальности) может корректировать содержание индивидуальной книжки.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибайский институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»

Адрес учебного заведения:_______________________________________

Факультет / Институт____________________________________________

Кафедра _______________________________________________________

Специальность (направление подготовки)___________________________

Профиль (магистерская программа)________________________________

Руководитель практики от Университета ___________________________

Руководитель практики от факультета / института____________________

Руководитель практики от кафедры________________________________

Руководитель практики от базы практики___________________________

Телефон руководителя практики от базы практики:___________________

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

по __________________ практике студента _____________ курса

(наименование вида практики) (ФИО)

________ группы ________ по специальности (направлению подготовки) ______________________________________________________________,

профилю (магистерской программы)___________________________________

База практики ______________________________________________________

Срок практики: с «___»________20__ г. по «___»________20___г.

Вид практики: _____________________________________________________

План выполнения индивидуального задания (основные этапы и разделы практики)_________________________________________________________

__________________________________________________________________

Источники и литература, подлежащая проработке в период практики__________________________________________________________

Иные виды работ по практике_________________________________________

Заведующий кафедрой ____________/ И.О. Фамилия

Руководители практики:

от кафедры ____________/ И.О. Фамилия

от базы практики ____________/ И.О. Фамилия

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Студент_____________________________________________________

Дата Характер работы, название инструкции по технике безопасности Должность, Фамилия И.О.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Студент ____________/ И.О. Фамилия

Руководитель практики

от базы практики, должность ____________/ И.О. Фамилия

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА

№ п/п Наименование работ Календарные сроки Руководитель практики от базы практики
начало окончание
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Студент ____________/ И.О. Фамилия

Руководитель практики

от базы практики, должность ____________/ И.О. Фамилия

ДНЕВНИК РАБОТЫ СТУДЕНТА

Дата Информация о проделанной работе, использованные источники и литература подпись руководителя практики от базы практики
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ЛЕКЦИИ, ДОКЛАДЫ И БЕСЕДЫ, ПРОСЛУШАННЫЕ СТУДЕНТОМ ВО ВРЕМЯ ПРАКТИКИ

Дата Фамилия, имя, отчество, научная квалификация (должность) лектора Тема лекции, доклада и беседы
   

Студент ____________/ И.О. Фамилия

Табель оценок

дата НОД, игра и т.д. Анализ проведенной НОД, игры и т.д. Оценка, подпись воспитателя
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

ОТЧЕТ СТУДЕНТА О ПРАКТИКЕ

с «___» _________20___ г. по «__» ___________20__ г.

___________________________________

_________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Студент ____________/ И.О. Фамилия

7. ОТЗЫВ О _____________ ПРАКТИКЕ СТУДЕНТА

с «___» _________20___ г. по «__» ___________20__ г.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендуемая оценка:______________________

Руководитель практики

от базы практики, должность ____________/ И.О. Фамилия

м.п., подпись

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Руководитель учебной практики Зам. директора по учебной работе

___________ М.Ш. Шагеева ___________ А.М. Кумушкулов

«___» _________ 20___ г. « ___ »____________20___г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Направление подготовки

44.03.01 Педагогическое образование

Профиль подготовки

«Дошкольное образование»

1 курс

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Сибай -2015

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, Приказом № 1367 от 19 декабря 2013 г. Минобрнауки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»

Автор(ы) ________________________________________________________

Рецензент:________________________________________________________

Программа одобрена на заседании кафедры___________________________

от ___________2015 года, протокол № ________.

СОДЕРЖАНИЕ

Наименование Стр.
Цели учебной практики
Задачи учебной практики
Место учебной практики в структуре ООП ВПО
Формы проведения учебной практики
Место и время проведения практики
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики
Структура и содержание учебной практики
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике
Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики
Формы промежуточной аттестации (по итогам практики) и формы отчетности
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике. Критерии оценивания компетенций
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике
Материально-техническое обеспечение учебной практики
Приложения

ЦЕЛЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Целью учебной практики является закрепление, расширение и углубление освоенных психолого-педагогических знаний и умений в условиях образовательного учреждения; приобретение опыта профессиональной деятельности.

ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

1) Формировать представление о системе организации и планирования учебной и воспитательной работы с детьми дошкольного возраста.

2) Формировать умения анализировать, планировать и проводить воспитательные мероприятия с воспитанниками.

3) Формировать у студентов профессионально-педагогические умения и навыки работы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

4) Формировать умения устанавливать профессионально-этические отношения с детьми и коллегами, способствующие организации и сплочению классного коллектива.

5) Развивать критическое мышление, навыки анализа и самоанализа, творческий потенциал студентов в качестве активных участников образовательного процесса.

6) Воспитывать ценностное и ответственное отношение студентов к детям.

Наши рекомендации