Педагогической диагностики, ее значение и виды

Чем более размышляете, читая, тем яснее

видите, что знаете еще очень мало.

Ф. Вольтер

Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является диагностика, с помощью которой определяется результат достижения поставленных целей. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом.

Педагогическая диагностика – это особый вид деятельности, представляющий собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, и позволяющий на этой основе прогнозировать возможные отклонения, определять пути их предупреждения, а также корректировать процесс обучения в целях повышения качества подготовки специалистов.

В понятие «диагностика» вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в понятие «проверка знаний, умений и навыков» обучаемых. Последнее только констатирует результаты, не объясняя их происхождения. В то время как диагностирование включает контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, рассматривает результаты с учетом способов их достижения, выявляет тенденции, динамику дидактического процесса.

Педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Наука выделяет следующие ее функции: контрольно-корректировочную, прогностическую и воспитывающую. Первая состоит в получении данных и корректировке процесса воспитания; вторая означает предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем; третья состоит в том, что в процессе диагностирования и связи с ним педагог имеет возможность оказывать воспитательные воздействия на учащихся.

В качестве предмета педагогической диагностики выступают три области: результаты обучения в виде оценки знаний (академические достижения учащихся); результаты обучения и воспитания в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся; результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности. Иными словами, диагностированию, т.е. периодическому изучению, подлежат уровень знаний учащихся, степень социального и психического развития, что соответствует трем функциям учебно-воспитательного процесса: обучающей, воспитывающей и развивающей.

К диагностике обучающихся можно свести сбор демографических данных об учащемся и его семье, о здоровье и физическом развитии ребенка, познавательных способностях (особенностях внимания, памяти, воображения, мышления), эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сферах, направленности личности, а также поведении, поступках учащегося. Кроме того, изучаются межличностные отношения в группе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и др.

Наука предлагает большой арсенал методов диагностики, среди которых можно выделить наблюдение, анкетирование, беседы, анализ документов и творческих работ учащихся.

Важным компонентом диагностирования является контроль. Контроль – это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков. Составной частью контроля является проверка – система действий и операций для оценки усвоения знаний, умений и навыков. Контроль обеспечивает установление обратной связи, т.е. получение сведений о результате учебной деятельности обучаемых. Обучающий выясняет, какие и в каком объеме знания усвоил обучаемый, готов ли он к восприятию новой информации. Кроме того, контроль позволяет получить сведения о характере самостоятельной учебной деятельности обучаемого и показывает обучающему, насколько его собственная работа была эффективной, удачно ли он использовал возможности педагогического процесса в учебных целях.

Контроль бывает разных видов, форм и может осуществляться с помощью разнообразных методов. В педагогической практике применяется несколько видов контроля: предварительный, текущий, периодический, тематический, итоговый и отсроченный.

Предварительный контроль, как правило, имеет диагностические задачи. Он проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Применяется обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы. Предварительный контроль позволяет обучающемуся выбрать наиболее эффективные методы и формы работы.

Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и дает возможность определить степень сформированности знаний, умений и навыков, а также их глубину и прочность. Он проводится с помощью систематического наблюдения педагога за работой учащихся на всех этапах обучения.

Периодический контроль подводит итоги работы за определенный период времени, осуществляется в конце четверти (семестра).

Тематический контроль проводится после изучения темы, раздела для определения степени усвоенности данного материала.

Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения. Он охватывает всю систему знаний, умений, навыков по предмету.

Во время контроля получает информацию о своей учебной деятельности и сам обучаемый, что помогает ему оценить уровень своих достижений и увидеть пробелы в знаниях.

Отсроченный контроль – определение остаточных знаний, умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от трех месяцев до полугода и более). Отсроченный контроль позволяет судить об эффективности процесса по конечному результату.

Контроль осуществляется в различных формах. По форме контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.

При контроле используются различные методы. Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познава-тельной и других видов деятельности учащихся и педагогической деятельности преподавателя. В учебном процессе в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического, машинного контроля и самоконтроля.

Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса учащихся. Он позволяет выявить знания обучаемых, проследить логику изложения ими материала, умение использовать знания для описания или объяснения процессов и происходящих событий, для выражения и доказательства своей точки зрения, опровержения неверного мнения и т.д.

Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений, отчетов и т.п.) Такой метод контроля позволяет проверять знания всех обучаемых одновременно, но требует больших временных затрат на проверку письменных заданий.

Для выявления сформированности умений и навыков практической работы или двигательных навыков применяется практический контроль.

С развитием информационных технологий широкое распространение получил контроль с использованием компьютеров. Машинный контроль экономит время, с помощью контролирующих машин легко установить единые требования к измерению и оцениванию знаний. Результаты контроля легко поддаются статистической обработке. Устраняется субъективизм преподавателя при оценивании знаний. Применение данного вида контроля позволяет успешно осуществлять самоконтроль.

В последнее время все большее распространение получает тестовый контроль, основным инструментом которого является тест. Педагогическое тестирование обладает определенными преимуществами перед традиционными методами контроля: объективность, дифференцированность, эффективность.

Сочетание различных методов контроля называется комбинированным (уплотненным) контролем.

11.3. Мониторинг в образовании. Виды мониторинга

Если педагогика хочет воспитывать человека во

всех отношениях, то она должна прежде узнать

его тоже во всех отношениях.

К.Д. Ушинский

Контроль в процессе обучения как относительно самостоятельный этап выполняет взаимосвязанные образовательную, развивающую и воспитательную функции.

Управление педагогической системой и качеством образования требует определенной системы информации. Создать ее можно на основе мониторинга.

Понятие «мониторинг» происходит от лат. monitor – напоминающий, надзирающий. Первоначально данный термин активно использовался в экологии и обозначал наблюдение, оценку и прогнозирование состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека. В последнее время данный термин приобрел более широкий смысл. Этим термином обозначается постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

Сегодня мониторинг активно эксплуатируется в других науках, в том числе в педагогике и психологии.

А.С. Белкин определяет мониторинг как непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое отслеживание образовательного процесса.

Э.Ф. Зеер рассматривает мониторинг как процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей.

Мониторинг используется в тех случаях, когда в построении какого-либо процесса необходимо постоянно отслеживать происходящие в реальной предметной среде явления с тем, чтобы включать результаты текущих наблюдений в процесс управления.

Понятие «мониторинг» близко к таким общенаучным педагогическим и психологическим понятиям, как «обратная связь», «рефлексия», «контроль», «аттестация», однако, по мнению Э.Ф. Зеера, все эти понятия являются отдельными элементами мониторинга или его частными случаями.

В связи с этим мониторинг имеет ряд отличительных особенностей. Во-первых, он представляет собой целостную систему, реализующую множество функций. Во-вторых, в отличие от других близких или похожих педагогических и психологических понятий мониторинг обладает следующими особенностями:

1) непрерывностью (сбор данных происходит постоянно);

2) диагностичностью (подразумевается наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса);

3) информационной оперативностью или информативностью (критерии для отслеживания включают наиболее проблемные показатели, на основании которых можно делать вывод об искажениях в отслеживаемых процессах);

4) обратной связью, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс);

5) научностью (способствует применению обоснованных моделей и отслеживанию параметров).

В качестве объектов мониторинга могут выступать:

· профессионально-образовательный процесс;

· академическая успеваемость обучаемых;

· учебная и учебно-профессиональная деятельность обучаемых;

· развитие личности обучаемого;

· становление учебной группы;

· профессиональная деятельность преподавателя;

· профессионально развитие преподавателя;

· становление педагогического коллектива.

В зависимости от выбранного объекта мониторинга определяются специфические цели и задачи, связанные с реализацией мониторинга на практике, т.е. в каждом случае осуществляется определенный вид мониторинга.

В системе образовательного мониторинга можно выделить три уровня:

· 1-й уровень – персональный; мониторинг осуществляется педагогом ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого учащегося и коллектива в целом);

· 2-й уровень – внутришкольный; мониторинг осуществляется администрацией образовательного учреждения (отслеживание динамики развития коллективов, параллелей и школы в целом по определенным критериям или комплексно по нескольким направлениям и во времени);

· 3-й уровень – муниципальный; мониторинг осуществляется органами управления образования (отслеживание динамики развития образовательных учреждений).

Все применяемые способы осуществления мониторинга можно разделить на следующие группы:

1. Текущее наблюдение осуществляется с целью отслеживания изменений профессионального развития под влиянием образовательного процесса и определения смысла происходящих явлений. Эффективность педагогического наблюдения зависит от психологической компетентности педагога, его опыта, отношения к обучаемым, профессиональной позиции и т.д. Наблюдение всегда характеризуется субъективностью, что может отрицательно сказаться на качестве мониторинга.

2. Метод тестовых ситуаций заключается в том, что педагог создает специальные условия, в которых каждый из структурных компонентов учебно-профессиональной деятельности проявляется наиболее отчетливо. Для этого используются приемы прерывания учебных действий обучаемых, постановки уточняющих вопросов, стимулирования рефлексии своих познавательных действий, дозирования помощи в учении и др.

3. Экспликация (от лат. explicatio – развертывание, разъяснение) подразумевает развертывание содержания учебно-профессиональной деятельности. Этот метод позволяет не только диагностировать происходящие изменения в развитии обучаемого, но и оперативно вносить коррективы в процесс образования. Экспликация осуществляется путем постановки наводящих вопросов, оказания помощи в виде подсказок и совместных действий, поощрения педагогом обучаемых. Регистрация эксплицируемых характеристик осуществляется в простейшем случае посредством использования метода наблюдения, а фиксация данных – с помощью опросников, в которых отражаются эмпирически наблюдаемые учебно-профессиональные действия и качества обучаемых.

4. Опросный метод позволяют получить информацию о развитии субъектов образовательного процесса на основе анализа письменных или устных ответов на стандартные специально подобранные вопросы. Опросники дают возможность определить уровень выраженности или сформированности основных компонентов учебно-профессиональной деятельности, особенности направленности обучаемых и педагогов, а также отдельные учебно-познавательные свойства и качества.

5. Анализ результатов учебно-профессиональной деятельности, при котором по заранее намеченной схеме изучаются письменные тексты, графические материалы, технические изделия, творческие работы обучаемых.

6. Тестирование является одним из субъективных методов сбора данных об уровне развития педагогических процессов и степени выраженности психического развития субъектов образования. Важным достоинством тестирования является ориентация на норму, что позволяет сопоставлять, сравнивать оценки, полученные при помощи теста. Для мониторинга применяют интеллектуальные, личностные, межличностные тесты, практические тестовые задания, процессуальные тесты.

Выделяют три формы мониторинга.

1. Стартовая диагностика обучаемости и воспитуемости осуществляется сотрудниками психологической службы. Ее результаты в самом общем виде доводятся до сведения педагогического коллектива. Большое внимание уделяется рекомендациям по коррекции этих двух важных показателей продуктивности образовательного процесса.

2. Для осуществления мониторинга профессионального развития в течение всего времени обучения в учебном заведении применяется экспресс-диагностика социально и профессионально важных характеристик обучаемых. Экспресс-диагностику также проводит психолог, но ее результаты обсуждаются с педагогами, которые оперативно вносят коррективы в учебно-образовательную деятельность. Данные экспресс-диагностики становятся ориентировочной основой для построения программы педагогических наблюдений, анализа продуктов деятельности, проектирования учебных задач и ситуаций. В случае необходимости по результатам стартовой и текущей диагностики проводятся психолого-педагогические консилиумы.

3. Финишная диагностика профессиональной подготовленности выпускника помимо определения уровня сформированных социально-профессиональ-ных знаний, умений и навыков, включает диагностику степени развития качеств, необходимых будущему специалисту.

Заключение

Педагогическая наука и образование переживают эпоху обновления, активизацию усилий теоретиков и практиков по осмыслению накопленного знания и тех перемен, которые происходят в обществе в наступившем, ХХI веке.

Нет сомнения, что образование – явление сложное. Оно выступает одновременно в нескольких ипостасях: как система, результат, процесс, ценность.

Современный процесс модернизации российского образования индуцирован объективными факторами: преобразованиями в обществе и углубляющимся процессом интеграции научных знаний.

Изменившиеся социально-экономические условия на современном этапе развития общества привели к внедрению прогрессивных инноваций и в профессиональное образование. Наметившиеся в 1990-х гг. позитивные перемены (и, как их результат, многообразие учреждений общего и профессионального образования, вариативность и диверсификация образовательных программ) ускорили развитие инновационных процессов в системе профессионального образования.

Одной из особенностей современного этапа развития профессионального образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих иностранными языками, психологически готовых к профессиональной деятельности в новых условиях, способных принимать адекватные реальным ситуациям взвешенные самостоятельные решения, видеть перспективы и планировать стратегию и тактику развития современного производства и свою профессиональную деятельность.

Характерной особенностью современных образовательных программ становится их обращенность к личности каждого отдельно взятого человека, направленность на реализацию его образовательных запросов независимо от возраста и уровня образованности, что призвано способствовать тем самым выполнению социального заказа, предъявляемого обществом к образовательной системе.

В заключение хочется привести слова Л.Н. Толстого: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Список рекомендуемой литературы

Основной

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 304 с.

Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века: Учеб. пособие для самообразования. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Пед. о-во России, 2002. – 512 с.

Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: Учеб. пособие. – М.: Логос, 2001. – 224 с.

Джуринский А.Н. История педагогических идей: Учеб. пособие. – М.: Пед. о-во России, 2000. – 352 с.

Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1999. – 200 с.

История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений / Под ред. А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Сфера, 2001. – 400 с.

Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие. – М.: Пед. о-во России, 2002. – 360 с.

Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. пед. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 272 с.

Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2002. – 288 с.

Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. о-во России, 2001. – 640 с.

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студентов пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000. – Кн. 1: Процесс обучения. – 576 с.; Кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.

Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во «Владос», 2001. – 368 с.

Профессиональная педагогика / Под ред. С.Я. Батышева. – М.: Ассоц. «Проф. образование», 1997. – 512 с.

Регион: управление образованием по результатам: Теория и практика / П.И. Третьяков, Т.В. Сидорина, Н.А. Воронова и др. – М.: Новая шк., 2001. – 880 с.

Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 336 с.

Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 368 с.

Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 192 с.

Смирнов В.И. Общая педагогика: Учебник ХХI века. – 2-е изд., перераб., доп. и испр. – М.: Логос, 2002. – 304 с.

Третьяков П.И., Мартынов Е.Г. Профессиональное образовательное учреждение: управление образованием по результатам: Практика педагогического менеджмента / Под ред. П.И.Третьякова. – М.: Новая шк., 2001.– 368 с.

Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2001. – 320 с.

Хуторской А.В. Современная дидактика: Учеб. для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / Под. ред.С.Я. Батышева. – М.: РАО; Ассоц. «Проф. образование», 1999. – Т. 1. – 568 с.; Т. 2. 440 – с; Т. 3. – 488 с.

Дополнительной

Антология по истории педагогики в России (первая половина ХХ века): Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / Сост.: А.В.Овчинников, Л.Н.Беленчук, С.В.Лыков. – М.: Изд. дом «Академия», 2000. – 384 с.

Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютера (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Модэк, 2002. – 352 с.

Воспитательная работа в новых условиях: Опыт учреждений профессионального образования / Авт.-сост.: И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко. – М.: Изд. отдел НОУ ИСОМ, 2003. – 280 с.

Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 192 с.

Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 208 с.

Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. для студентов образовательных учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2003. – 352 с.

Колесникова И.А. Основы андрогогики: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 314 с.

Кукушин В.С. Общие основы педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – (Сер. «Пед. образование»). – Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2002. – 224 с.

Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – (Сер. «Пед. образование»). – Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2002. – 320 с.

Кукушин В.С. Педагогические технологии: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – (Сер. «Пед. образование»). – Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2002. – 320 с.

Латышина Д.И. История педагогики: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2002. – 603 с.

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1992. – 702 с.

Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. – 254 с.

Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Педагогика: экзаменационные ответы для студентов вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 352 с.

Третьяков П.И., Митин С.Н., Бояринцева Н.Н. Адаптивное управление педагогическими системами: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 368 с.

Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели, содержание, творчество: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 224 с.

Приложение 1

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

Абеляр Пьер (1079 – 1142),французский богослов, ученый и педагог. Отстаивал идею, что следует полагаться не только на авторитеты, но и наращивать свои знания своим разумом. Школа Абеляра сыграла важную роль в создании Парижского университета. Предложил оригинальный метод «да – нет», заключающийся в сопоставлении различных точек зрения в дискуссиях и комментариях.

Аквинский Фома (1225 – 1274), представитель схоластики. Он стремился в своем учении к синтезу веры и разума в форме гармонизации христианского откровения и греческой философии (аристотелизма). Согласно учению Ф. Аквинского, мы в состоянии с помощью мышления постичь бытие. Однако невозможно с помощью нашего мышления проникнуть за границы бытия, чтобы постичь Бога, т. е. смысл бытия.

Труды: «Сумма теологии», «Сумма истины католической веры против язычников» «Комментарии к Библии», «Спорные вопросы», «О правлении князей».

Амонашвили Шалва Александрович (род. 1931), грузинский педагог и психолог, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования. Основные исследования сосредоточены на поиске нового содержания, методов и форм обучения в начальной школе. Ш.А. Амонашвили считает, что вся учебно-воспитательная работа с детьми, ее методы, организационные формы, «пройдя сквозь душу педагога, согретую любовью к детям и наполненную чувством гуманности, становятся утонченными, гибкими, целенаправленными и потому – эффективными». Педагогическая система Амонашвили проникнута любовью к детям, гуманным отношением к ним.

Труды: «Обучение. Оценка. Отметка», «Созидание человека», «Здравствуйте, дети!», «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников», «Как живете, дети?», «В школу – с шести лет», «Единство цели», «Личностно-гуманная основа педагогического процесса», «Размышления о гуманной педагогике».

Аристотель (384 –322), древнегреческий философ, ученик Платона, ученый-энциклопедист, имеющий чрезвычайно широкий круг научных интересов: философия, логика, психология, естествознание, история, политика, этика, эстетика, педагогика. Он создал наиболее полную систему воспитания в античном мире. Известно его изречение «Платон мне друг, но истина дороже». По его мнению, воспитание должно быть гармоничным, включать умственную, нравственную и физическую стороны. Аристотель был одновременно сторонником семейного и государственного воспитания. Главная задача государства, по его мнению, – воспитание в народе добродетели. Он создал в Афинах учебное заведение – Ликей (позже его стали называть «лицей»), которым руководил в течение 12 лет. Основал при Ликее библиотеку и первый естественно-исторический музей, в котором были представлены животные со всей Греции. Это учебное заведение просуществовало 860 лет. Своим уважением и любовью к семейному воспитанию Аристотель обозначил одно из важнейших направлений в педагогике.

Труды: «Органон», «Метафизика», «Логика», «Этика», «Политика», «Афинская полития», собрание логических и эпистемологических (познавательных) работ, различные изложения этики, политической теории, работы о поэзии и риторике др.

БелинскийВиссарион Григорьевич (1811 – 1847), российский литературный критик, философ. Вслед за Радищевым развивал идеи революционного демократизма, в том числе в педагогике, получившие в середине XIX в. значительное распространение. Его называли «совестью русской интеллигенции» и одним из «властителей дум» нескольких поколений. Идеи В.Г.Белинского об общечеловеческом воспитании, формировании личности, воспитании в семье не потеряли своей актуальности и значимости в наше время. В.Г. Белинским положено начало теории и критики детской литературы как особого направления не только в литературоведении, но и в педагогике.

Труды: «Письмо к Гоголю», «Рассуждение. Доброе воспитание всего нужнее для молодых людей».

Беллерс Джон (1654 – 1725), английский мыслитель. Разработал проект изменения общества путем трудового воспитания всего народа, предложив с этой целью открывать колледжи для воспитания подростков и юношей в духе трудолюбия.

Труды: «Предложения об утверждении трудового колледжа».

БердяевНиколай Александрович (1874 – 1948), русский мыслитель. Воспитание рассматривал как самосозидание личностью своего внутреннего мира в ходе ее свободной творческой деятельности. Он отмечал, что задача жизни «не педагогическая, не усвоительная», а творческая, обращенная в будущее, устремленная к идеалу. Творческое становление личности является одновременно и ее духовным становлением, оно благотворно влияет на всего человека, формирование положительных душевных качеств и его физическое здоровье.

Труды: «О назначении человека», «Самопознание».

Бецкой Иван Иванович (1704 – 1795), российский общественный и государственный деятель. И.И.Бецкой относится к числу педагогов-просветителей, которым удавалось воплощать в жизнь свои идеи. Он стал одним из крупных организаторов ряда уникальных учебных заведений (Института благородных девиц в Петербурге и «мещанского отделения» при нем), доказал необходимость государственной системы школ. При всей прогрессивности педагогических взглядов был сторонником «просвещенного абсолютизма» и придерживался принципа сословности в образовании, что сказалось на его практической деятельности как организатора школьной системы.

Труды: «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества», «Генеральный план императорского воспитательного дома» и др.

Вентцель Константин Николаевич (1857 – 1947), русский педагог, представитель концепции «свободного воспитания». К.Н.Вентцель и С.Т.Шацкий сформулировали ряд принципов, одним из которых стал принцип самоценности детства. По мнению этих исследователей, при организации воспитательно-образовательного процесса нужно исходить из уважительного отношения к ребенку, его внутреннему миру. Основой учебно-воспитательного процесса должно быть создание условий для естественного развития природных сил и дарований ребенка, так как при отсутствии ограничений наиболее полно раскрывается и проявляется его индивидуальность.

Труд «Декларация прав ребенка».

Гельвеций Клод Адриан (1715 – 1771), французский философ, просветитель. Отрицал наличие природных различий между людьми в процессе формирования человека, сделал вывод о том, что человек формируется исключительно под влиянием среды и воспитания и по своей сути является продуктом общественных условий и отношений. Эти идеи К.А. Гельвеция, хотя и не во всем верные, сыграли важную роль в становлении теории личности. Его идеи, отрицающие деспотизм, реакционное духовенство, обосновывали новые цели воспитания, единство личных и общественных интересов, содержание светского образования и были с энтузиазмом восприняты сторонниками революции во Франции и многими педагогами-просветителями в других странах.

Труды: «Об уме», «О человеке, его умственных способностях и его воспитании».

ГербартИоганн Фридрих (1776 – 1841), немецкий философ, педагог, психолог. И.Ф. Гербарт, по сути, впервые рассмотрел педагогику как теоретическую дисциплину, связал ее с психологией и философией, упорядочил и обогатил систему педагогических понятий. Особенно значителен вклад И.Ф. Гербарта в теорию и методику обучения: он обозначил многосторонность интересов как цель обучения, исследовал ее логические формы и ступени, а также обратился к рассмотрению различных учебных предметов на разных ступенях обучения. В педагогических взглядах И.Ф. Гербарта прослеживается попытка доказательства того, что учителю и воспитателю мало обладать природным дарованием, педагогическим тактом, ему необходимо знание психологии, этики, теории воспитания.

Труды: «Общая педагогика», «Очерк лекций по педагогике», «Психология как наука», «Письма о применении психологии к педагогике», «Практическая философия».

Гердер Иоганн Готфрид (1744 – 1803), немецкий теоретик неогуманизма. Центром его педагогической теории является понятие гуманности, а важнейшим средством ее воспитания он считал античную греческую культуру: «греческое искусство есть школа гуманности».

Труды: «Идеи к философии истории человечества», «Письма для поощрения гуманности», «Начало языка. Исследования о происхождении языка».

Герцен Александр Иванович (1812 – 1870), российский философ, писатель. Педагогические идеи А.И. Герцена, во многом совпадая со взглядами В.Г. Белинского, оказали значительное влияние на общественно-педагоги-ческое движение в России. Особенно привлекательными для значительной части интеллигенции, в том числе молодежи, оказались мысли о воспитании человека – «реальной личности» – благородного, верного интересам народа, стремящегося к преобразованию общества. Ценными являются заметки А.Н. Герце на о взаимоотношениях педагога и воспитанника, внешней и внутренней дисциплине детей, авторитете воспитателя. Дальнейшее развитие эти идеи получили в трудах Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова.

Труды: «Кто виноват?» (о Руссо), «Былое и думы» (глава об Оуэне), «Опыт беседы с молодыми людьми», «Разговор с детьми».

ГессенСергей Иосифович (1887 – 1950), русский педагог и ученый. Доказывал, что в основу педагогических знаний должна быть положена философия, т. е. педагогика – теоретическое обоснование образовательной деятельности, основанной на философии. Образование, по его словам, есть не столько развитие индивидуальности человека, сколько его насыщение культурными ценностями – науками, искусством, нравственностью и др.

Труды: «Основы педагогики. Введение в прикладную философию».

Гумбольд Вильгельм (1767 – 1835), немецкий теоретик неогуманизма. Он считал, что задачу развития «свободного и самостоятельного человека» можно реализовать только в негосударственных учебных заведениях: «Если воспитание должно развить человека вообще независимо от определенных, окружающих его гражданских форм, то в таком случае оно не нуждается в помощи государства».

Труды: «Идеи к опыту установления границ государства», «О сравнительном изучении языков», «О различии строя человеческих языков».

Демокрит (460 – 370 до н.э.), древнегреческий философ, ученый-энциклопедист. В философских взглядах обращался к законам природы и мышления. Основной источник познания, по Демокриту, – чувственное восприятие, но более совершенное знание достигается разумом. Развитие человека зависит от природы и воспитания. Они должны быть соотнесены: воспитание следует строить так, чтобы оно соответствовало природе ребенка (принцип природосообразности). Воспитание он рассматривал как обладание мудростью, т.е. тремя дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Заниматься, по его словам, воспитанием надо «ночью и днем, на родине и на чужбине». Создал около 70 трудов, но в полном объеме не сохранилось ни одного.

Дидро Дени (1713 – 1784), французский философ, убежденный сторонник просвещения и научного прогресса, являющийся теоретиком реалистического направления в педагогике, теории воспитания и обучения. В обучении отделял гуманитарные науки от точных и естественных, что означало не пренебрежение ими, а стремление решительнее указать на тенденцию реального образования, которое в то время приобретало все большее значение для общества.

Труды: «План университета или школы публичного преподавания всех наук для Российского правительства», «Систематическое опровержение произведения Гельвеция “О человеке”».

ДистервегФридрих Адольф Вильгельм (1790 – 1966), немецкий педагог, реформатор школьной системы. Многое сделал для совершенствования учительского образования и организации общественно-педагогического движен

Наши рекомендации