Глава 9. начальное, среднее и высшее

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

9.1. Начальное профессиональное образование

как социально-педагогическая система

Сосредоточиться на учащемся, который не учится,

изменить учебную среду, задание и (или) предмет

обучения так, чтобы учащийся смог учиться.

Бетти Луи Ливер

В настоящее время в России сложилась определенная система учреждений профессионального образования разного уровня: начального (профессиональные училища и лицеи), среднего (техникумы и колледжи) и высшего (институты, академии и университеты). Несмотря на та­кое многообразие профессиональных учебных заведений, их нормальное развитие сдерживается дискретным характером и жестким иерархическим делением признанных государством уровней профессионального образования (образовательные цензы).

Начальное профессиональное образование (НПО) имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельным профессиям НПО может базироваться на среднем (полном) общем образовании.

Новое качество политехнической подготовки учащихся – форми­рование системы знаний, умений и навыков об общих научных основах производства на основе взаимосвязи общеобразовательных предметов с предметами профессионально-технического цикла. Разработка проблем соединения обучения с производительным трудом в условиях учреждений начального профессионального образования нашла отражение в работах П.Р. Атутова, Н.И. Бабкина, С.Я. Батышева, А.Т. Глазунова, В.Г. Разумовского, П.И. Ставского, С.Г. Шапова-ленко, Д.А. Эпштейна).

Общеобразовательные предметы не только являются базой для изучения специальных предметов, но и способствуют повышению качества профессиональной подготовки учащихся. С другой стороны, изучение специальных предметов помогает учащимся не только закрепить полученные знания по общеобразовательным предметам, но дополняет и углубляет их при рассмотрении научных основ техники, технологии, организации и экономики производства. Речь идет не о насыщении уроков общеобразовательных предметов материалом профессионального цикла или, наоборот, о том, чтобы наполнить уроки профессионально-технического цикла материалом общеобразова­тельных предметов, придавая им структуру других предметов, но лишь о синтезе знаний, навыков и умений по разным предметам, о совершенствовании структуры собственного предмета.

Изучение практики работы учреждений начального профессионального образования показывает, что взаимосвязь предметов можно осуществлять по следующим направлениям.

1. Профессиональная направленность общеобразовательных предметов и углубленное изучение такого предмета, который близок к определенной группе изучаемых профессий. Такая направленность общеобразовательных предметов имеет несколько аспектов:

– познавательный аспект, связанный с формированием профессионального мастерства, один и тот же общеобразовательный предмет может иметь несколько вариантов профессиональной направленности; выбирается такая схема и такая совокупность основополагающих понятий, которые чаще всего применяются на практике и удовлетворяют требованиям развития как в системе общеобразовательных, так и профессионально-технических предметов. (Для этих целей по каждому общеобразовательному предмету вычленяются основные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть будущие рабочие; отобранный для учебных целей материал должен быть профессионально значимым и постоянно использоваться в каждой теме, на каждом уроке. Его необходимо строго дозировать);

– мировоззренческий аспект, позволяющий формировать у учащихся систему взглядов на природу, общество, человеческие отношения, а также определять ведущие идеи, влияющие на формирование личности;

– нравственно-этический аспект, связанный с формированием личности будущего рабочего, воспитанием коллективистских черт, верности гражданскому долгу и др.

2. Более углубленное изучение профессионально значимых теорий, законов и закономерностей, а также категорий, понятий и зависимостей в общеобразовательных предметах. Из всей системы знаний следует выделять и интенсивно формировать те из них, которые наиболее близки к профессиональной подготовке.

3. Углубленное изучение профилирующих тем общеобразовательных предметов.

4. Разработка системы лабораторных работ, позволяющей создавать реальную производственную деятельность в учебных условиях и формировать не только общетрудовые, но и профессиональные умения и навыки.

5. Составление и решение задач с производственным содержанием и преподавание предметов естественно-математического цикла как органической части общей системы обучения.

6. Конкретизация общих математических законов и зависимо­стей на учебном материале предметов профтехучилища. Например, в обучении математике решение задач с применением материала других предметов; решение задач с применением математики в условиях производственного обучения.

7. Отбор узловых (опорных), характерных для данной группы профессий вопросов, позволяющих генерализовать основные идеи и выделить знания, близкие к изучаемой профессии.

8. Использование тренажеров для повышения научного уровня преподавания.

9. Осуществление взаимосвязи общего и профессионального обучения через разработку системы комплексных домашних заданий.

10. Опора содержания профессионально-технического обучения на систему знаний по основам наук.

11. Разработка комплексных межпредметных заданий с производственным содержанием, синтезирующих знания, навыки и умения из разных предметов, требующих от мастера и преподавателя мер посте­пенного обобщения связей путем разработки совокупных заданий.

Обеспечение взаимосвязи общеобразовательной и профессионально-технической подготовки потребует существенной перестройки методов и средств обучения, организации учебно-воспитательного процесса на новых началах.

Модель рабочего широкого профиля. В настоящее время основой разработки учебно-программной документации является профессионально-квалификационная характеристика, которая в свою очередь разрабатывается на базе тарифно-квалификационных справочников. Но эти справочники служат в первую очередь целям тарификации и нормирования работ, а разрабатываемые на их основе характеристики отражают лишь знания, умения и навыки, необходимые рабочему в данное время, они не учитывают перспективы развития предприятий. Основой для их разработки может стать прогностическая модель рабочего широкого профиля, своеобразный эталон. Основой такой модели являются: изучение труда передовых рабочих и новаторов производства; выяснение структуры их познавательной и профессиональной деятельности; определение объема знаний, навыков и умений, которые они применяют в своей работе; установление усло­вий, в которых всесторонне развивалась данная личность, проявлялись ее способности, воспитывались профессионально важные личностные качества; определение степени выраженности профессионально важных качеств личности на основании данных педагогических наблюдений, педагогического эксперимента.

Сопоставляя идеальную модель с фактически сложившейся, можно определить масштабы и содержание профессионального обучения и воспитания молодежи. Иными словами, разработка такой модели позволит пересмотреть всю систему подготовки и повышения квалификации рабочих. На достижение ее должен быть направлен комплекс учебно-воспитательных мероприятий на всех этапах формирования рабочего широкого профиля.

Для получения опережающей информации о содержании и средствах обучения необходимо прогнозирование. Оно позволит лучше увидеть завтрашний день, разработать модель рабочего широкого профиля, ее параметры, определить те качества, которыми должен обладать рабочий, чтобы не просто зафиксировать отдаленность или приближенность уровня профессиональной подготовки и воспитанности к идеалу, но и иметь возможность предметно судить о том, насколько он далек от эталона. Подобная модель необходима руково­дящим органам, чтобы контролировать ход учебно-воспитательного процесса; педагогу, чтобы изучать свой «материал» и целенаправленно работать с ним по специальным планам.

Подобная модель позволит выявить структуру личностных ка­честв, способностей, черт характера и особенностей развития форм мышления, объема знаний, навыков и умений, необходимых в процессе трудовой деятельности; представить цели и определить пути, а также основные виды, формы, средства и методы обучения и воспитания рабочих.

Разработчикам учебных программ нужно знать, какими будут предприятия различных отраслей народного хозяйства через 5 – 15 лет, какие профессии потребуются для обслуживания произ­водства, каким уровнем знаний, навыков и умений рабочие должны будут обладать, чтобы квалифицированно выполнять свою работу. Необходимо предвидеть, как под влиянием технического прогресса изменятся условия труда рабочих, какие появятся новые машины, какие новые требования возникнут в связи с этим к подготовке рабочих и как эти задачи будут решаться в будущем.

Такая подготовка рабочих позволит не только обеспечивать эксплуа­тацию оборудования, находящегося в данное время на предприятии, но и учитывать тенденции его развития. Благодаря этому на предприятии будет со­здан резерв квалифицированных рабочих. При таком подходе к перспективному планированию подготовки и повышения квалификации обучение рабочих будет проводиться с большим опережением: оно как бы забегает вперед, ведет за собой процесс развития человека, быстро устраняя разрыв между стремительно умножающимся объемом знаний и способностью ее усвоения каждой отдельно взятой личностью.

Решение практически любой фундаментальной проблемы современности находится в непосредственной связи с разработкой путей решения проблем профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров. Растущая потребность в рабочих высокой квалификации, умеющих адекватно реагировать на постоянную смену приоритетов на рынке труда, производить конкурентоспособную продукцию, принимать адекватные реальным ситуациям взвешенные самостоятельные решения, видеть перспективы и планировать стратегию и тактику развития производства, позволила обществу осознать тот факт, что базовое образование является лишь первым этапом непрерывного совершенствования ключевых профессиональных компетенций рабочего.

Профессиональная характеристика квалифицированного рабочего или служащего является одним из основных элементов государственного стандарта профессионального образования. Это многофункциональный документ, ориентированный на работодателей – предприятия и организации, граждан (в целях профконсультации и профориентации), учебные заведения и научно-методические организации системы образования (для разработки учебно-методических ма­териалов, подготовки преподавателей и учебно-материальной базы, на службу занятости (подбор рабочих мест, планирование и организация подготовки незанятого населения) и т. п.

Принципы создания и характеристика Перечня профессий. Систематизация Перечня проводилась в соответствии с крупными отраслевыми комплексами. Структура Перечня соответствует укрупненным направлениям и видам хозяйственной деятельности. Благогодаря этому новая номенклатура профессии содержит не 200 разделов Единой тарифной квалификационной сетки, как это было ранее, а 42 крупных отраслевых комплекса, что позволит значительно упростить процессы интеграции профессиональной подготовки, управления профессиональным обучением и распределения рабочих кадров.

Принята двухступенчатая иерархия профессионального разделения труда. Наряду с традиционным для системы профтехобразования терминоном «профессия» в Перечень введен термин «специальность». Специальность рассматривается в данном случае как конкретная область трудовой деятельности в рамках профессии. Основной единицей Перечня являются профессии, которые объединяют специальности, родственные по общности технико-технологических параметров, производства и/или трудовых функций. Целью такой интеграции является расширение профиля подготовки, унификация учебно-программной документации и повышение социальной защищенности работников в современном рынке труда.

В Перечень, наряду с традиционными, введены профессии, отражающие потребность в подготовке кадров, характерных для рыночных методов хозяйствования.

9.2. Требования к уровню квалификации преподавателей и

мастеров профессионального обучения

То, что мы знаем – ограничено,

а что не знаем – бесконечно.

Лаплас

Специфика профессионального образования (по сравнению с об­щим) состоит в большом разнообразии профессий и специальностей, форм подготовки работников, достаточно коротком сроке существования учебно-программной документации, так как содержание профессионального обучения непосредственно связано с быстро изменяющимся в результате научно-технического прогресса содержанием труда. Причем имеет место следующая закономерность: для низших ступеней профессионального образования эти изменения происходят чаще, чем для высших (например, для рабочих, имеющих дело непосредственно с техникой и технологией, содержание труда меняется быстрее, чем для инженера, имеющего дело с научно-техническими основами и методами проектирования техники и технологии).

Важным теоретическим положением концепции государственного стандарта профессионального образования является обоснование ве­дущей роли понятий «квалификация» и «уровень квалификации».

Ступень квалификации – это завершенный этап подготовки кадров в системе непрерывного профессионального образования, характеризуемый определенным объемом и соотношением общего и профессионального образования, требуемого для освоения профессии (специальности). Совокупность ступеней квалификации составляет квалификационную структуру профессионального образования, которая отражает традиции и тенденции развития профессиональной подготовки в России, определяет роль и место профессии или специальности в экономической системе и учитывает фактически сложившиеся требования стандарта профессионального образования развитых стран.

Уровень квалификации характеризует профессиональное мастерство конкретной личности в рамках определенной ступени. Уровень ква­лификации зависит от обученности индивидуума и в этом контексте характеризуется такими достаточно объективными и диагностично проверяемыми параметрами, как объем, диапазон и качество знаний и умений.

Следует отметить, что в силу двуединости категории «квалификация» ступень квалификации может применяться и для характеристики личности, освоившей ту или иную профессию, и статуса самой профессии. Чем сложнее профессия, тем больше времени требуется для ее освоения, тем дороже обходится госу­дарству подготовка рабочего по этой профессии и тем выше должен быть ее статус (ступень квалификации). Уровень квалификации является только личностной характеристикой и при стандартизации профессионального образования в расчет не принимается. Он может учитываться при решении вопросов дифференциации оплаты труда, присвоении работникам разрядов и категорий.

Профессии и специальности могут быть ранжированы по ступеням квалификации. В современной систе­ме непрерывного профессионального образования РФ целесообразно выделить пять основных ступеней квалификации.

Первая ступень квалификации предполагает основное общее образование в сочетании с ускоренной профессиональной подготовкой, получаемой в различных формах.

Вторая ступень подразумевает основное общее образование и профессиональ­ное образование по профессиям соответствующей группы в учреждениях начального профессионального образования, на одно-двухгодичных отделениях.

Третья ступень характеризуется сочетанием среднего общего и профессионального образования в учреждениях начального профессионального образования на двух-трехгодичных отделениях.

Четвертая ступень предполагает среднее общее образование и профессиональное образование в «продвинутых» учебных заведениях, таких, как профессиональные лицеи, техникумы, колледжи.

Пятая ступень соответствует различным уровням высшего образования.

Степень интеллектуальности труда отражает соотношение ум­ственной и мануальной деятельности. Наукоемкость характеризует специфику трудовой деятельности, обусловленную технико-технологическими особенностями производства, и отражает степень технического прогресса в отрасли. Многофункциональность характеризует сложность труда, свидетельствуя о множественности и разнообразии выполняемых функций.

9.3. Система среднего профессионального образования

Зачем приспосабливать ребенка к системе воспитания?

Не лучше ли приспособить эту систему к ребенку?

Ж.-Ж. Руссо

Среднее профессиональное образование в России имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углуб­лении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) и начального профессионального образования. Необходимость особой подготовки кадров средней квалификации выдвинута процессами специализации труда.

Профессиональные образовательные учреждения средней школы возникли еще в XVII в., однако как особая ступень в системе профессионального и общего образования они сформировались в конце XIX – начале XX в. под влиянием усложнения труда и его организации в условиях развитого крупного машиностроительного производства. Становление системы среднего профессионального образования связано с развитием и перестройкой содержания как профессионального, так и общего образования. Соотношение профессиональных и общеобразовательных аспектов подготовки обусловливалось в основном социально-экономическими и организационно-производственными факторами.

В конце XIX в. было известно 143 средних специальных учебных заве­дения, подведомственных различным министерствам, однако субсидии министерств были недостаточными. Открытие учебных заведений было делом частной инициативы.

После 1917 г. в России была осуществлена коренная перестройка среднего профессионального образования: оно стало частью народного образова­ния (Э.Н. Гусинский, Н.Н. Кузьмин, Ю.И. Турчанинова).

В начале 1920-х гг. еще не было достигнуто единства уровня подготовки специалистов средней квалификации. На Украине техникумы готовили инженеров узкой специализации, а в РСФСР – помощников инженеров. Сроки обучения и правила приема были различными, учебно-материальная база многих техникумов была неудовлетворительной. К началу 1929 г. Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров СССР приняли постановление «Об установлении единой системы индустриально-технического образования», в соответствии с которым среднее профессиональ­ное образование стали реализовывать в техникумах со сроком обучения 3–4 года на базе семилетней школы. Существенные изменения были внесены в организа­цию учебного процесса, увеличился объем практического обучения.

В 1930-е гг. шло тесное сближение теоретического обучения с производственной практикой, специализация техникумов по отраслевому принципу, многие учебные заведения реорганизовывались в отраслевые.

В годы Великой Отечественной войны работники и учащиеся средних специальных заведений вместе со всем народом всемерно помогали армии и тылу.

В 1944 г. состоялось первое Всесоюзное совещание работников средне­го специального образования. Были рассмотрены вопросы о первоочередном строительстве новых техникумов и о разработке мероприятий по восстановлению техникумов в освобожденных от врага районах.

Произошедшая в России в 1990-х гг. смена государственно-политического устройства создала принципиально новую ситуацию в сфере образования. Документами, определяющими деятельность средней профессиональной школы стали Закон Российской Федерации «Об об­разовании» и Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования. В настоящее время среднее профессиональное образование играет значительную роль при удовлетворении образовательных потребностей личности, общества и государства: на сегодня 22% населения России имеют среднее профессиональное образование.

В экономике и социальной сфере России занято около 21 млн специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет 34% от общей численности занятых или 62% от общей численности занятых специалистов со средним профессиональным и высшим профессиональным образованием.

Можно выделить следующие основные направления деятельности (функции) специалистов со средним профессиональным образованием в отраслях экономики, имеющие устойчивый характер:

1) подготовка и обработка технической, технологической и другой информации в целях обеспечения принятия инженерных решений;

2) обеспечение функционирования сложных технических и технологических систем и управление ими;

3) управление деятельностью первичных трудовых коллективов.

В отраслях социальной сферы специалисты со средним профессиональным образованием осуществляют деятельность в области образования, здравоохранения, права, физической культуры и спорта, культуры и искусства и др.

Специалисты со средним профессиональным образованием экономического профиля решают оперативные экономико-организационные задачи в экономических и финансовых службах предприятий и организаций, подразделениях, ответственных за статистическую отчетность и бухгалтерский учет.

В соответствии с особенностями современного исторического этапа и перспективами развития экономики и социальной сферы происходит увеличение потребности в специалистах среднего звена, изменение их роли, места и функций, повышение требований к компетентности, технологической культуре и качеству труда.

Возрастает востребованность специалистов среднего звена в сервисном обслуживании населения (техническом, технологическом, информационном, транспортно-коммуникационном, социально-культурном сервисе), где они являются наиболее массовой и мобильной частью рабочей силы.

Развитие малого предпринимательства не только расширяет сферу использования специалистов среднего звена, но и предоставляет им принципиально новые возможности по самостоятельному созданию рабочих мест для себя и других.

Современные требования к среднему профессиональному образованию определяют необходимость согласованного взаимодействия всех субъектов образовательного пространства. В качестве основы такого взаимодействия выступает «Программа развития среднего профессионального образования России на 2000–2005 годы», которая является основным концептуальным документом в области среднего профессионального образования и представляет собой конкретизацию и расширение Федеральной программы развития образования в целях создания правовых, экономических, организационных, методических, научных условий для развития среднего профессионального образования.

Расширяется многоуровневость, многопрофильность и многофункциональность образовательных учреждений среднего профессионального образования (В.И. Байденко, Л.И. Гурье, Г.И. Ибрагимов, М.М. Левина, Т.Ю. Ломакина, В.И. Мигаль, И.П. Смирнов).

Образовательные учреждения все в большей мере реализуют свои права в сфере академической и хозяйственной автономности, расширяют спектр не только образовательных, но и других услуг, предоставляемых населению, организациям и предприятиям различных организационно-правовых форм. Усиливается взаимодействие системы среднего профессионального образования с региональными социально-экономическими структурами.

Таким образом, среднее профессиональное образование обеспечивает условия не только для получения специальности, но и для дальнейшего продвижения личности в образовательной среде.

Относительно краткие сроки и низкая стоимость обучения по программам среднего профессионального образования делают его получение более экономичным как для отдельных граждан, так и в масштабах государства.

Среднее профессиональное образование отнюдь не является образовательным уровнем, имеющим место только в российской образовательной системе. Аналоги российскому среднему профессиональному образованию (как по содержанию, так и по типам образовательных учреждений) существуют в образовательных системах всех экономически развитых стран. Востребованность данного образовательного уровня подтверждается мировой практикой.

В соответствии с Международной стандартной классификацией образования (МСКО) ЮНЕСКО среднее профессиональное образование соответствует уровню 5В МСКО–1997 (первый этап третичного образования, более практико-ориентированные программы) и представляет собой практико-ориентированное высшее или доуниверситетское высшее образование.

Место российского среднего профессионального образования в контексте МСКО определяют следующие характеристики:

1) подготовка кадров для интеллектуальной деятельности;

2) практико-ориентированность образовательных программ;

3) более низкий уровень квалификации выпускников, чем в системе высшего профессионального образования;

4) относительно небольшой срок реализации образовательных программ;

5) преимущественная реализация образовательных программ в учебных заведениях довузовского уровня.

Образование этого уровня осуществляют такие образовательные учреждения, как двухгодичные колледжи (США), младшие и технические колледжи (Япония), колледжи системы дальнейшего образования и политехники (Великобритания), специальные училища, школы техников, профессиональные и специальные академии (Германия), секции старших техников (Франция).

Выпускники, завершившие обучение по таким программам, получают квалификации младшего специалиста (США) или техника (Великобритания, Германия, Франция).

Качество подготовки специалистов среднего звена, их конкурентоспособность и профессиональная мобильность в значительной степени определяются содержанием среднего профессионального образования, формируемым с учетом интересов личности, потребностей рынка труда, перспектив развития экономики и социальной сферы.

Основными тенденциями развития содержания среднего профессионального образования являются следующие:

1) расширение перечня направлений подготовки специалистов среднего звена;

2) дифференциация содержания среднего профессионального образования;

3) развитие его гибкости и вариативности;

4) гуманизация и гуманитаризация;

5) усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки;

6) информатизация содержания среднего профессионального образования;

7) его преемственность с другими уровнями образования.

Дифференциация содержания среднего профессионального образования проявляется через разнообразные профессиональные образовательные программы. В настоящее время среднее профессиональное образование реализуется по двум основным профессиональным образовательным программам базового уровня и повышенного уровня.

Развитие гибкости и вариативности содержания образования обеспечивается путем предоставления образовательным учреждениям академических свобод в его формировании с учетом интересов абитуриентов, студентов, работодателей, перспектив развития экономики и социальной сферы регионов.

Гуманизация и гуманитаризация содержания среднего профессионального образования обеспечивают формирование у специалистов целостного мировоззрения, миропонимания и развития подлинной духовности личности, интереса к решению социально-политических проблем.

Усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки обеспечивает целостность восприятия будущей профессиональной деятельности, понимание закономерностей, взаимосвязей фактов и явлений, характерных для общепрофессионального знания в рамках как направления подготовки (группы специальностей), так и конкретной специальности, развивает способность к формированию междисциплинарных знаний. Отличительной особенностью содержания среднего профессионального образования является его практикоориентированность. В структуре профессиональных образовательных программ практическое обучение составляет 40–60% от общего бюджета времени.

Перспективы развития содержания среднего профессионального образования связаны с его интеллектуализацией, суть которой заключается в развитии у студентов системного мышления, включающего в себя целеполагание, проектирование и планирование своей деятельности, контроль за ее выполнением и оценку собственных действий, критический разбор и выработку выводов;

в формировании у студентов научной картины мира, умений научно-исследовательской работы. Осуществляется поэтапное формирование комплексной системы оценки качества подготовки специалистов в средних специальных учебных заведениях.

Важным направлением совершенствования организации образова-тельного процесса является формирование системы дистанционного обра-зования, обеспечивающей повышение территориальной доступности обучения в средних специальных учебных заведениях путем использования средств и методов телекоммуникационного доступа к информационным ресурсам.

Важное место в деятельности учреждений системы среднего профессионального образования занимает воспитательная работа. Реализуется «Программа развития воспитания в системе среднего профессионального образования России на 2000–2005 годы».

Развитие экономики и социальной сферы формирует новые требования к специалисту среднего звена. На первый план выходят такие профессиональные и личностные качества, которые позволят ему адаптироваться, жить и работать в новых социально-экономических условиях. Среди этих качеств следует выделить системное мышление, экологическую, правовую, информационную, коммуникативную культуру, культуру предпринимательства; умение осознавать себя и демонстрировать другим свои качества; способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, приобретению новых знаний; творческую активность; ответственность за выполняемую работу. Это обусловливает необходимость перехода системы среднего профессионального образования к реализации модели опережающего образования, в основе которого лежит идея развития личности, самой системы профессионального образования и ее влияния на основные общественные процессы. Опережающее образование в отличие от традиционного ориентируется в подготовке специалистов не столько на конкретную профессиональную деятельность, сколько на формирование готовности к освоению новых знаний, приобретению многофункциональных умений и обеспечивает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускника, отвечающего запросам современного и перспективного рынков труда (А.М. Новиков).

Большую роль в обеспечении удовлетворения образовательных потребностей играет подготовка специалистов в колледжах. В настоящее время в системе среднего профессионального образования функционируют более 960 колледжей (37% от общего количества учебных заведений), представляющих собой общеобразовательные учреждения нового вида, имеющих более высокие качественные характеристики реализации образовательных программ. Колледжи реализуют программы не только среднего, но и начального, а также дополнительного профессионального образования (повышения квалификации, профессиональной переподготовки кадров, оказания содействия местным органам службы занятости и трудоустройства населения в виде организации курсов, семинаров, индивидуальной подготовки и др.).

Среднее профессиональное образование участвует в интеграционных процессах между учебными заведениями как внутри уровня («горизонтальная» интеграция средних специальных учебных заведений между собой), так и между уровнями («вертикальная» интеграция средних специальных учебных заведений с высшими учебными заведениями и учреждениями начального профессионального образования).

В условиях значительного снижения бюджетного финансирования образовательная политика отраслевых и региональных органов управления средним профессиональным образованием направлена на формирование системы многоканального и многоуровневого финансированияобразовательных учреждений за счет различных источников.

Основными задачами развития системы среднего профессионального образования в настоящее времяявляются следующие:

1) достижение заданного качества среднего профессионального образования;

2) повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда;

3) достижение соответствия между образовательными и профессиональными интересами личности, потребностями рынка труда и объемами подготовки специалистов различных профилей;

4) развитие воспитательного потенциала образовательных учреждений среднего профессионального образования.

9.4. Содержание профессионального образования

Наши рекомендации