У Беттельгейма в Школе каждый достоин уважения уже сейчас, каждого принимают таким какой он есть, а не каким станет в будущем.

Тут самое главное остановиться и объяснить, почему Школа Беттельгейма называется Школой. Ведь часто учреждения подобного рода любят называть себя «домом». Оно как бы говорит ребенку: «Это твой дом, твоя новая семья. А воспитательница будет твоей мамой». Беттельгейм считает, что достаточно той неразберихи, которая творится в душе ребенка, что бы не добавлять туда еще и эту. Мама – это значит, что она тебя любит просто потому, что ты есть, независимо от того, какой ты – хороший или плохой. Мамина любовь всегда с тобой. Папиной любви надо добиваться, стараясь быть таким, каким он хочет тебя видеть. Мама, папа и я – вот структура, каркас, на котором ребенок строит свою душу. А Школа – это не дом, там ничего такого нет. Ни мам, ни пап. Это школа где учатся жить. Она как бы говорит: «У тебя трудности – мы тебе поможем с ними справиться. Воспитатели, доктора, повара, горничные – твои помощники. Ты достоин уважения, как и всякая человеческая личность, но любовь, извини, тебе не гарантирована. Если у тебя с Патти или с Гейл возникнут близкие отношения – это ваше личное дело. Но ты должен сознавать, что это отношение двух независимых, свободных людей».

Но – поразительное дело! – такие отношения все-таки возникают и случиться это может где угодно. Например, в ванной комнате. Удивительно, как много значения придает наша цивилизация чистоте. Мать заставляла шестилетнюю Люсиль часами просиживать на горшке, мыться с мылом по десять раз в день… Она постоянно и скрупулезно проверяла у Люсиль чистоту.(Заключенные в концлагере также постоянно подвергались таким процедурам). И все же Люсиль любила это, потому что это были единственные моменты ее близости с матерью. И в Школе Люсиль много времени проводила с Гейл в ванной комнате и туалете, просиживая часами на горшке или моясь под душем.

- Посмотри, Гейл, я уже чистая? Надо, наверно, еще раз намылиться.

- По-моему, ты уже чистая, Люсиль.

Но если хочешь, мылься еще.

- Ну хорошо. Я сейчас еще раз, и все.

В зто время в душевую ворвалась стайка детей. Они прибежали с улицы, мокрые, грязные, и тут же заляпали грязью весь пол. Гейл, увидев странный блеск в глазах Люсиль, вдруг сказала:

- Послушай, Люсиль. Если ты так хочешь вымыться еще раз, так уж испачкайся сначала, чтобы тебе было, что мыть!

Она не успела договорить, как Люсиль была уже вся с ног до головы вымазана в грязи. И в новь между ними возник тот самый контакт, ради которого, собственно, и создана Школа.

Сон

Ложиться спать страшно. Этот переход от бодрствования ко сну очень похож на переход от жизни к смерти. Не зря этот мотив так часто встречается в сказках. Мы уходим из этого мира, а удастся ли вернуться, и когда? Отношение ребенка с временем очень сложное для него завтра – это все равно, что для нас наше следующее воплощение в другой жизни. Но, кроме глубоко запрятанного страха смерти, страха разлуки, есть еще и просто страх натворить что-нибудь нехорошее во сне. Дети, которые и днем-то не очень уверенно могут собой управлять, боятся ночи, потому что ночью сознательный контроль полностью отключается. Часто дети, которые боятся намочить постель, просят воспитателей будить их ночью. Здесь позиция Школы такова: нет будить мы тебя не будем. Если намочишь постель – ничего страшного, это бывает с каждым. Подрастешь – и это прекратится само собой.

При отходе ко сну в спальне можно наблюдать такую картину. Гейл, собрав вокруг себя группу любителей послушать сказку, читает им тихо что-нибудь спокойное. В другом углу Патти играет с ребятами в тихую игру. Кто-то начинает потихоньку раздеваться, и просит почесать спинку. Воспитательницы стараются уклониться. Выяснилось, что чесание спинки, поглаживание, массаж перед сном – сильное возбуждающее средство.

На каждой тумбочке – что-нибудь вкусное. Это не специальная еда, не ужин – ужин уже был. Это просто для успокоения души. Затем все утихомириваются, и гасится свет. Но не совсем – в спальне полутьма. Все коридоры и комнаты Школы тоже чуть-чуть освещены. И часто ночью можно видеть маленькое приведение, мучимое бессонницей, слоняющаяся по школе, заглядывающая в класс, на кухню или в комнату, где спит воспитательница.

***

Школа спит, а мы можем подвести итоги. Приблизились ли мы к пониманию того, как склеиваются здесь детские души, прожив в Школе один день вместе с ее воспитанниками? Есть ли здесь какой-то порядок, система? Система есть, и опирается она на два краеугольных камня – поступки ребенка и личность взрослого. Ребенок строит свою личность самостоятельно, используя в качестве каркаса личность близкого ему взрослого человека, а в качестве цемента – свои поступки. Роль Школы заключается в том, чтобы создать вокруг ребенка такую среду, в которой он может найти подходящий каркас и которая поощряет его к совершению поступков.

Начнем с поступков. Я перечислю снова список основных школьных «свобод»: ходить и смотреть куда угодно – в Школе нет запертых дверей, можно даже зайти в учительскую и посмотреть свое дело; уходить из школы – приходить в школу; учиться – не учиться; играть – не играть; мыться – не мыться; есть – не есть; тратить карманные деньги по собственному разумению.

Свобода в Школе – это не просто «сладкое слово». Это терапевтическое средство. Ведь если тебя не заставляют, то даже чистка зубов может стать поступком. И наоборот, если ты со всех сторон окружен принуждениями и понуканиями, то совершить самостоятельный поступок почти не возможно. Это проблема и для взрослого человека. Много ли мы совершили поступков за всю жизнь? Беттельгейм вспоминает один важный случай из его лагерной жизни, когда он, еще совсем новичок, сидя в столовой, брезгливо отодвинул от себя тарелку с баландой. Его сосед, рабочий – коммунист, просидевший уже несколько лет, сказал: «Если хочешь быстро сдохнуть, тогда можешь не есть. Но если ты решил выжить, то запомни: ешь всякий раз когда дают есть, спи или читай, как только предоставится свободная минута, и обязательно чисти зубы по утрам».

Не сразу Беттельгейм понял смысл этого правила. Старый рабочий перечислил ему все, что в лагере не заставляютделать. Не много, но и в лагере есть возможность для самостоятельного, автономного поведения. Поступки – это не только то, что мы делаем. Это еще и то, что делает нас.

А теперь – о каркасе. Я не случайно всюду старательно делал ударение на всех этих искрах, контактах – моментах сближения детей с воспитательницами. Ребенок может начать использовать взрослую личность для строительства своей, только если эта личность стала ему близкой. Но Школа – не семья, и чтобы сблизиться с кем-нибудь, надо хорошенько потрудиться. Надо полюбить человека и сделать так, чтобы он полюбил тебя. Как известно, это одна из самых высоких задач в жизни. Здесь она осложняется еще и тем, что тот взрослый, которого выбрал ребенок, должен быть еще и личностью.

Так все-таки есть система или нет? Системы нет в том смысле, что ее нельзя распространить, как «полезное начинание». Потому что система – это сам Беттельгейм, а личность нельзя скопировать, размножить. Воспитать воспитательниц (они все – его ученицы), поваров, горничных, весь персонал для создания в Школе живительной среды – это мог сделать только Беттельгейм. Животворная среда – а если она у нормальных, здоровых детей, которые не учатся в Школе у доктора Би? Ребенку необходима личность близкого ему взрослого человека в качестве каркаса. А что, если эта самая взрослая личность не очень хорошо выстроена? Каркас получится не важный. Но ребенок его передаст своим детям. И так далее.

…Я начал с твердым намерением говорить о детях. А получается – опять о взрослых. Нам, взрослым, может не все нравиться в нашем взрослом мире. Но это мы сами его для себяпостроили. И нам самим придется его перестраивать. А дети совершенно ни в чем не виноваты. О них надо думать в первую очередь – и до, и во время, и после любой перестройки, которая, в сущности, всегда делается ради них.

Семинар № 7 проводится в дополнительное время в рамках самостоятельной работы студентов для того, чтобы выполнение кейса носило разносторонний характер. Студент знакомится с различными типами учебных заведений, существовавшими в истории развития образования в России и отбирает материал помогающий ему выполнить сквозной кейс «Чему и как учить в школе?».

СЕМИНАР № 7

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ

XYIII - НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Задачи:

- изучить необходимость и целесообразность открытия различных типов образовательных учреждений России,

- проанализировать основные элементы их образовательных систем.

Задания:

Составьте таблицу, позволяющую сравнить содержание мужского и женского образования в России.

  Гимназии Лицеи Институт благородных девиц
Срок обучения      
Учебные предметы      
Организация внеурочного времени      
Традиции учебного заведения      

1. Какова взаимосвязь содержания образования в гимназиях с социально-экономическим развитием России 70-90-х годов XIX века?

2. Какие известные до настоящего времени учебные заведения были открыты в XVIII веке?

3. Составьте библиографию по теме «История образования женщин» в художественной литературе.

4. Составьте библиографию по проблеме развития мужского образования в России.

5. Покажите фрагмент урока в учебном заведении нового типа XIX века (по выбору).

6. Можно ли говорить о диалоге педагогических культур России и Запада в XVII веке? Ответ обоснуйте.

7. Выделите 3-4 наиболее значимых педагогических события XVII века в отечественной и европейской истории. Каким критерием Вы руководствовались?

8. Какие события в Европе и России XVII века представляются вам сходными по педагогическому смыслу?

Вопросы для обсуждения:

1. История развития гимназического образования в России.

2. Лицеи и их история.

3. Кадетские корпуса. История их возникновения и развития. Современные кадетские корпуса.

4. Развитие женского образования в России (институты благородных девиц и др.).

Литература:

1. Аверьянова, Г.Д., Поварова, Е.В. Роль университетских ученых в развитии общеобразовательной школы Г.Д. Аверьянова, Е.В. Поварова // Сов. педагогика, 1989. - №12. - С. 84-90.

2. Арефьев, И.П. Демидовский лицей / И.П.Арефьев. М., 1990.

3. Александров, Н. Старейшая гимназия Москвы / Н. Александров // Народное образование,. 1991. - № 2.

4. Богомолова, Л.И., Романова, Л.А. История педагогики и образования в датах, событиях, фактах и именах: Учебное пособие / Л.И. Богомолова, Л.А. Романова. – Владимир, 2010.

5. Джуринский, А.Н. История педагогики / А. Н. Джуринский. – М., 2000

6. История педагогики в России: Хрестоматия / сост. С.Ф. Егоров.- М., 2002.

7. Кошелева, О.Е. У истоков женского образования в России / О.Е. Кошелева // Педагогика, 1993. - № 2.

8. Кузьмин, В. Российские гимназии начала века /В. Кузьмин // Народное образование, 1992. - № 5,6.

9. Липкович, Я. Слово о Толстовском училище Я. Липкович // Звезда, 1992. - № 4. - С. 138 -142.

10. Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР XYII - первая половина XIX вв. / отв. ред. М.Ф. Шабаева. - М., 1973.

11. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. / отв. ред. А.И. Пискунов. М., 1976. Гл. 1, параграф 2, Гл. 4, параграф 2.

12. Вессель Н.Х Очерки об общем образовании и системе народного образования в России / Н.Х. Вессель. - М., 1959.

13. Павлова, А.Н. Вы помните, когда возник лицей? / А.Н. Павлова // Народное образование, 1991. - № 7.

14. Равкин, З.И. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры 1811-1817 годов / З.И. Равкин. - М., 1993.

15. Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993.

16. Сперанский, М.М. Об усовершенствовании общего народного образования М.М. Сперанский // Народное образование, 1991. - № 7.

Семинар может проходить с использованием защиты проектов и театрализации, когда студенты в микрогруппах наглядно иллюстрируют особенности образовательного процесса в разных типах школ. В качестве обсуждаемой проблемы служит «Идеальная школа. Какая она?»

СЕМИНАР № 8

Наши рекомендации