Программа формирования универсальных учебных действии у обучающихся с задержкой психического развития.
Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Задачи программы:
• установить ценностные ориентиры начального образования;
• определить состав и характеристику универсальных учебных действий;
• выявить в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определить условия формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.
Программа формирования универсальных учебных действий содержит:
• описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования;
• характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
• связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов в соответствии с УМК «Школа России»;
• типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с УМК «Школа России»;
• описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования в соответствии с УМК «Школа России».
• планируемые результаты сформированности УУД.
Программа формирования универсальных учебных действий является основой разработки рабочих программ отдельных учебных предметов.
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.
ФГОС начального общего образования определяет ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования следующим образом:
1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая:
• чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
• осознание ответственности человека за благосостояние общества;
• восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
• отказ от деления на «своих» и «чужих»;
• уважение истории и культуры каждого народа.
2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества:
• доброжелательность, доверие и внимание к людям,
• готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
• уважение к окружающим - умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.
3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:
• принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;
• ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
• формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
• развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
• формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).
5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
• формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
• готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
• критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
• готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
• целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
• готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
• умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни,
• здоровью и безопасности личности и общества в пределах своихвозможностей.
В концепции УМК «Школа России» ценностные ориентиры формирования УУД определяются вышеперечисленными требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы.
Выпускник начальной школы - это человек:
• любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
• владеющий основами умения учиться;
• любящий родной край и свою страну;
• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
• доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера;
• умеющий высказать свое мнение;
• выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
В ФГОС начального общего образования содержится характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий:
1. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностносмысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
• смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
• нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
2. Регулятивные универсальные учебные действияобеспечиваютобучающимся организацию своей учебной деятельности:
К ним относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
3. Познавательные универсальные учебные действиявключают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
• определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаковосимволические действия:
• моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно- графическая или знаково-символическая);
• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
4. Коммуникативные универсальные учебные действияобеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.
Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения по УМК «Школа России» в начальной школе
Класс | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
1 класс | 1. Ценить иприниматьследующие базовыеценности: «добро»,«терпение»,«родина»,«природа», «семья».2. Уважать своюсемью, своихродственников,любить родителей. 3. Освоить роли ученика;формированиеинтереса(мотивации) к учению. 4. Оцениватьжизненные ситуацийи поступки героевхудожественныхтекстов с точкизренияобщечеловеческих норм. | 1. Организовыватьсвое рабочее местопод руководствомучителя. 2. Определять цельвыполнения заданийна уроке, вовнеурочнойдеятельности, вжизненныхситуациях подруководствомучителя. 3. Определять планвыполнения заданийна уроках,внеурочнойдеятельности,жизненныхситуациях подруководствомучителя. 4. Использовать всвоей деятельностипростейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. | 1.Ориентироваться в учебнике:определять умения,которые будутсформированы наоснове изученияданного раздела. 2. Отвечать напростые вопросыучителя, находить Нужнуюинформацию вучебнике. 3. Сравниватьпредметы, объекты:находить общее и различие. 4. Группироватьпредметы, объекты на основесущественныхпризнаков. 5. Подробнопересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. | 1. Участвовать вдиалоге на уроке и вжизненныхситуациях. 2. Отвечать навопросы учителя,товарищей поклассу.3. Соблюдатьпростейшие нормыречевого этикета:здороваться,прощаться,благодарить. 4. Слушать ипонимать речьдругих.5. Участвовать в паре. |
2 класс | 1. Ценить иприниматьследующие базовыеценности: «добро»,«терпение»,«родина»,«природа», «семья»,«мир», «настоящийдруг». 2. Уважение ксвоему народу, ксвоей родине. 3. Освоениеличностного смыслаучения, желанияучиться. 4. Оценкажизненныхситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зренияобщечеловеческих норм. | 1. Самостоятельноорганизовывать своерабочее место. 2. Следовать режимуорганизацииучебной ивнеучебнойдеятельности. 3. Определять цельучебнойдеятельности спомощью учителя исамостоятельно. 4. Определять планвыполнения заданийна уроках,внеурочнойдеятельности,жизненныхситуациях под руководствомучителя. 5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. 6. Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль). 7. Корректировать выполнение задания в дальнейшем. 8. Ооценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. | 1. Ориентироватьсяв учебнике:определять умения,которые будутсформированы наоснове изученияданного раздела;определять кругсвоего незнания. 2. Отвечать напростые и сложныевопросы учителя,самим задаватьвопросы, находитьнужнуюинформацию вучебнике. 3. Сравнивать игруппироватьпредметы, объекты по несколькимоснованиям;находить закономерности;самостоятельнопродолжать их поустановленномправилу. 4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план. 5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. 6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике. 7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы | 1.Участвовать вдиалоге; слушать ипонимать других,высказывать своюточку зрения насобытия, поступки.2.Оформлять своимысли в устной иписьменной речи сучетом своихучебных ижизненных речевыхситуаций. 3.Читать вслух и просебя текстыучебников, другиххудожественных инаучно-популярныхкниг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
3 класс | 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина»,«природа», «семья», «мир», «настоящий друг»,«справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». 2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов. 3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зренияобщечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. | 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. 2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. 6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. 7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы. 8. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным. | 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники энциклопедий, справочников. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,иллюстрация и др.) 4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. 5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | 1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. 6. Критично относиться к своему мнению 7. Понимать точку зрения другого 8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. |
4 класс | 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д. 2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов. 3. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. | 1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. 2. Использовать привыполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. 3. Определять самостоятельно критерии оценивая, давать самооценку. | 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. 3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). 4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. 5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. 6. Составлять сложный план текста. 7.Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. | 1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. 6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 7. Понимать точку зрения другого 8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений. |
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов
(на основе образовательных ресурсов УМК «Школа России»)
Формирование универсальных учебных действий (УУД) в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», «Музыка» в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития обучающихся.
Каждый из предметов УМК «Школа России», помимо прямого эффекта обучения - приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений:
• коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимость от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей;
• умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними;
• умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.
Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
Смысловые акценты УУД | Русский язык | Литературное чтение | Математика | Окружающий мир |
личностные | хизненноесамоопределение | нравственноэтическая ориентация | смысло образование | нравственноэтическая ориентация |
регулятивные | целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий | |||
познавательные общеучебные | моделирование (перевод устной речи в письменную) | Смысловоечтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания | моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач | широкий спектристочников информации |
познавательные логические | формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера | анализ, синтез, сравнение, группировка, причинноследственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия | ||
коммуникативные | использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа. |
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов определяется следующими утверждениями:
1. УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий: коммуникативные - обеспечивающие социальную компетентность; познавательные - общеучебные, логические, связанные с решением проблемы; личностные - определяющие мотивационную ориентацию, регулятивные - обеспечивающие организацию собственной деятельности.
2. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
3. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастнопсихологических особенностей обучающихся.
4. Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании.
5. Способы учета уровня их сформированности - в требованиях к результатам освоения УП по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.
6. Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Универсального интегрированного Папки, который является процессуальным способом оценки достижений обучающихся в развитии универсальных учебных действий. Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.