Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с задержкой психического развития МОУ «СОШ № 50» г. Магнитогорска.

СОДЕРЖАНИЕ

I.Целевой раздел………………………………………………………………….…….3

1.1. Пояснительная записка………………………………………………………….….3

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития адаптированной основной образовательной программы начального общего образования……………………………………………………………………………………...9

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов адаптированной основной образовательной программы начального общего образования………………….27

II. Содержательный раздел………………………………………………………...33

2.1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся сзадержкой психического развития……………………………………………………………33

2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности…………………………………………………46

2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с задержкой психического развития……………………………………………………………81

2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни……………………………………………………………………………………91

2.5. Программа коррекционной работы…………………………………………….…112

2.6. Программа внеурочной деятельности………………………………………….…132

III. Организационный раздел………………………………………………….…138

3.1. Учебный план адаптированной основной образовательной программы начального общего образования …………………………………………………………….138

3.2. Система специальных условий реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования……………………………142

I. Целевой раздел

Пояснительная записка.

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (далее АООП НОО) МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 50» г. Магнитогорска (далее – МОУ «СОШ № 50») является документом, определяющим организационно-управленческие и содержательно-деятельностные составляющие образовательного процесса на начальном этапе общего образования. АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) (далее – ЗПР) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП НОО.

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР) МОУ «СОШ № 50» составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для детей с ЗПР (вариант 7.1).

Вариант 7.1 предназначен для образования обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить НОО.

Вариант 7.1 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1-4 классы). АООП НОО представляет собой адаптированный вариант основной образовательной программы НОО.

АООП НОО определяет содержание и организацию образовательного процесса при получении начального общего образования и направлена на:

· формирование общей культуры обучающихся с задержкой психического развития,

· их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие,

· на создание основы для самостоятельной реализации обучающегося с задержкой психического развития в учебной деятельности, обеспечивающей успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование,

· сохранение и укрепление здоровья обучающихся с задержкой психического развития.

АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития рассчитана на 4-летний срок (1-4 класс) освоения.

АООП НОО адресована:

· обучающимся с задержкой психического развития и родителям для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности педагогического коллектива по достижению каждым обучающимся с задержкой психического развития образовательных результатов; для определения ответственности за достижение результатов образовательной деятельности родителей и обучающихся с задержкой психического развития и возможностей для взаимодействия;

· учителям для определения целей, задач, содержания и планируемых результатов образовательной деятельности; для определения ответственности за качество образования;

· администрации для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам образовательной деятельности; в качестве ориентира для создания условий по освоению учащимися АООП; для контроля качества образования; для регулирования взаимоотношений субъектов образовательных отношений (учеников, родителей, администрации, педагогических работников и других участников);

· всем субъектам образовательных отношений для установления эффективного взаимодействия субъектов образовательных отношений;

· Учредителю и общественности с целью объективности оценивания образовательных результатов в целом; для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества условий и результатов образовательной деятельности.

Функции, права и обязанности участников образовательных отношений определяются нормативно-правовой документацией.

Данная образовательная программа разработана на основе:

· Конвенции о правах ребенка;

· Конституции Российской Федерации;

· Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3;

· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

· Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

· Нормативно-методической документации Министерства образования и науки РФ и других нормативно-правовых актов в области образования;

· Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС для детей с задержкой психического развития;

· Положения о порядке разработки программ учебных предметов, курсов МОУ «СОШ № 50» г. Магнитогорска;

· Устава МОУ «СОШ № 50» г. Магнитогорска.

АООП НОО разработана с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с задержкой психического развития, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений.

Предметные результаты

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Личностные результаты

1) чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

2) осознание роли своей страны в мировом развитии; уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

3) целостное восприятие окружающего мира.

4) развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; творческий подход к выполнению заданий.

5) рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

6) навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

7) установка наздоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты:

1) способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находитьсредства и способы её осуществления.

2) овладениеспособами выполнения заданий творческого и поискового характера.

3) умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4) способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

5) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

6) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео и графическим сопровождением.

7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесение к известным понятиям.

8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

9) определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

Предметные результаты

1) использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.

2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счета,измерений, прикидки результатаи его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы),записи и выполнения алгоритмов.

3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

4) умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

5) приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с «меню», находить информацию по заданной теме, распечатывать ее на принтере).

II. Содержательный раздел

Психокоррекционные занятия

В программе коррекционно-развивающих занятий разработанной для учащихся начальных классов с задержкой психического развития учтены особенности психического развития детей и результаты диагностики ПМПК.

Предлагаемая программа психологических занятий направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

Программа «Тропинка к своему Я» составлена на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников кандидата психологических наук О.В. Хухлаевой, Москва, 2012г.

В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.

Аксиологическийкомпонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

Инструментальныйкомпонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

Потребностно-мотивационныйкомпонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

Задачи развитияявляются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.

Основные положения программы

Цель: оказание психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся в сохранении их психического здоровья, создание условий для успешной адаптации детей в школе и социуме.

Задачи:

1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других детей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3.Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.

4.Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.

6.Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

7.Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

Социальные проекты

В Образовательном учреждении реализуются следующие социальные проекты: «Доступное образование» - проект предполагает создание условий для обеспечения доступности общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Средовое проектирование

Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности школы. Именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.

В Образовательном учреждении организованы подпространства, позволяющие обучающимся:

• изучать символы российской государственности и символы города Магнитогорска; историю, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы (стенды в вестибюле, кабинете истории, сменные выставки в школьной библиотеке, конкурсы рисунков).

• осваивать ценности здорового образа жизни (спортивный зал, бассейн, организация Дней здоровья, работа медицинского кабинета).

• демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности (внеклассные мероприятия, классные часы, участие в культурно­массовых мероприятиях).

Совместная деятельность Образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному воспитанию и развитию обучающихся

Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия Образовательного учреждения и семьи в целях духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся в следующих направлениях:

• Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся путем проведения родительских собраний, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов Образовательного учреждения по итогам работы за год и т.п.

• Совершенствование межличностных отношений педагогов, обучающихся и родителей (законных представителей) путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (например, концертные постановки ко дню учителя и дню мамы и т.п.).

• Расширение партнерских взаимоотношений с родителями (законными представителями) путем привлечения их к активной деятельности в составе Попечительского совета, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций и т.п.

Ожидаемые результаты духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся

По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

• ценностное отношение к России, своему народу, своему городу, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

• элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего города, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

• первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

• опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

• опыт социальной и межкультурной коммуникации;

• начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

• уважительное отношение к традиционным религиям;

• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

• уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

• знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

• ценностное и творческое отношение к учебному труду;

• элементарные представления о различных профессиях;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

• элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

• первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

• первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

• знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

• ценностное отношение к природе;

• первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

• элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

• первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

• личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

• первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

• элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

• первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

• первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

• первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

• мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Основные результаты духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров Образовательного учреждения); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения обучающихся.

Цели и задачи программы

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а также организация всей работы по её реализации строится на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

Основная цель настоящей программы — сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся младшего школьного возраста как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи программы:

• сформировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

• сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

• дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска для здоровья детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомление и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, об их пагубном влиянии на здоровье;

• сформировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;

• научить школьников выполнять правила личной гигиены и развить готовность на их основе самостоятельно поддерживать своё здоровье;

• сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

• сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

• обучить безопасному поведению в окружающей среде и элементарным навыкам поведения в экстремальных ситуациях;

• сформировать навыки позитивного общения;

• научить осознанному выбору поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

• сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Критерий 1.

Введение в учебный план школы обязательных занятий, элективных курсов, факультативов, занятий объединений дополнительного образования, направленных на воспитаниездорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся.

Показатели эффективности:

• количество объединений дополнительного образования, в том числе оздоровительно-физкультурной и физкультурно-спортивной направленности;

• количество педагогов, повысивших квалификацию, в том числе по современным образовательным технологиям;

• количество педагогов, использующих в образовательном процессе современные здоровьесберегающие технологии;

• количество сертифицированных программ, программных продуктов, электронных пособий, иной продукции, разработанных педагогами по данной направленности;

• количество публикаций педагогов и руководителей школы, презентующих их профессиональный опыт;

• количество проведённых массовых мероприятий, направленных на воспитание здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся.

Критерий 2.

Оценка уровня оздоровления образовательной среды школы

Показатели эффективности:

• уровень и динамика состояния здоровья обучающихся;

• доля обучающихся, прошедших массовые медицинские осмотры;

• охват вакцинопрофилактикой обучающихся и педагогов;

• уровень общей заболеваемости обучающихся;

• уровень простудных и острых инфекционных заболеваний в течение учебного года;

• количество случаев травматизма обучающихся по вине образовательного учреждения и производственного травматизма;

• доля обучающихся, охваченных оздоровительными мероприятиями в каникулярный период в школьных оздоровительных лагерях;

• доля обучающихся, охваченных горячим питанием;

• доля обучающихся, охваченных профилактической, коррекционно-реабилитационной работой;

• количество приобретённого и используемого спортивного оборудования и инвентаря (в том числе для работы специальной медицинской группы);

• доля помещений школы, имеющих «зелёные зоны» и «живые уголки»;

• доля специализированных кабинетов, соответствующих современным требованиям;

• количество приобретённого оборудования для информатизации учебного процесса;

• количество приобретённого и используемого оборудования для процесса;

• количество приобретённого и используемого оборудования для реализации программы ОБЖ;

Критерий 3.

Оценка уровня сформированности ценностного и на его основе ответственного отношения субъектов образовательного процесса к окружающему миру и себе, адаптация обучающихся к учебным нагрузкам.

Показатели эффективности:

• соблюдение обучающимися правил поведения в окружающей среде;

• способность обучающихся выбирать объекты своей деятельности;

• доля обучающихся, не посещающих занятия без уважительной причины;

• доля обучающихся, успешно осваивающих учебные программы в соответствии с образовательной программой гимназии;

• доля обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

• доля обучающихся, имеющих повышенные отметки по итогам учебного года и по результатам государственной итоговой аттестации;

• доля выпускников, награждённых медалью «За особые успехи в учении;

• доля обучающихся, реализовавших своё право на получение образования в различных формах;

• доля обучающихся, реализовавших свою потребность в обучении по индивидуальному учебному плану;

• доля обучающихся, занимающихся по образовательной программе предшкольной подготовки;

• доля выпускников, продолжающих образование;

• доля выпускников, не трудоустроившихся;

• доля обучающихся, являющихся участниками, победителями и призёрами предметных олимпиад, спортивных соревнований и творческих конкурсов различного уровня (муниципального, регионального, федерального).

• доля обучающихся, реализовавших свои образовательные потребности через систему дополнительного образования, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности;

• доля обучающихся, занятых в проектной деятельности по вопросам здоровьесбережения и экологической культуры.

Критерий 4.

Оценка уровня сформированности психоэмоционального и статического напряжения, зрительного и интеллектуального утомления.

Показатели эффективности:

• значительное снижение уровня школьной тревожности;

• отсутствие у обучающихся перегрузок;

• рациональная организация учебного процесса;

• рациональная организация режима дня для обучающихся;

• двигательная активность обучающихся;

• доля обучающихся, сохранивших зрение и не ухудшивших состояние опорно-двигательного аппарата за время обучения на той или иной ступени образования;

• сформированность у обучающихся личностных качеств: доброта, отзывчивость и внимание к окружающим.

Критерий 5.

Наличие необходимых условий и мероприятий, обеспечивающих безопасные условия пребывания обучающихся и сотрудников гимназии.

Показатели эффективности:

• выполнение предписаний территориальных органов Роспотребнадзора и Госпожнадзора;

• соблюдение норм и правил СанПиНа;

• обеспечение противопожарной и антитеррористической защищённости учреждения;

• воевременное выполнение текущих ремонтных работ;

• обеспечение реализации комплексных программ «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность» на уровне школы.

Методика и инструментарий мониторинга достижений планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся школы представлена следующим образом:

Формирование экологической культурыобучающихся:

• уровень воспитанности обучающихся (методика Н.П.Капустина);

• диагностика уровня экологической культуры личности (методики С.С.Кашлева, С.Н.Глазычева);

• личностный тест «Оценить свое отношение к природе».

Формированиекультуры здорового и безопасного образа жизниобучающихся:

• методика экспресс-диагностики психоэмоционального напряжения (О.С.Копина, Е.А.Суслова, Е.В.Заикин);

• измененная методика ценностных ориентаций М. Рокича;

• опросник «Отношение к здоровью» (Р. А. Березовская);

• тест «Индекс отношения к здоровью» (Дерябо С., Ясин В.);

• тест «Какое у тебя здоровье?»;

• мониторингсостоянияздоровьяобучающихся;

• диагностикафизическойподготовкиобучающихся.

Также в работе используется метод количественной оценки (квалиметрия) на основе методики психолого-педагогической квалиметрии здорового образа жизни школьников (авторы А. С. Галицкий, Е.Ю. Березняк).


Направление деятельности Мероприятие Сроки Ответственные
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения Составление акта о приемке образовательного учреждения   август   август   август   август Директор Зам. по АХЧ
Приобретение необходимого оборудования для оснащения медицинского кабинета В течение года В течение года В течение года В течение года Зам. по АХЧ
Приобретение нового оборудования для кабинетов, спортивных залов, спортплощадок В течение года В течение года В течение года В течение года Зам. по АХЧ
Организация горячего питания   В течение года В течение года В течение года В течение года Заведующая столовой, ЗДВР, ответственный за питание, фельдшер
Заявки на замещение вакантных должностей В течение года В течение года В течение года В течение года Директор
Повышение квалификации

Наши рекомендации