Технология выполнения и отчетность по контрольным работам

Содержание

Методические указания. 4

1. Общие положения. 4

2. Содержание контрольных работ. 5

3. Технология выполнения и отчетность по контрольным работам. 5

4. Оформление контрольной работы.. 7

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. 8

Приложение 1. 10

Приложение 2. 12

Приложение 3. 15

Приложение 4. 17

Приложение 5. 18

Приложение 6. 19

Приложение 7. 23

Приложение 8. 24

Приложение 9. 25

Приложение 10. 28

Методические указания

Общие положения

В рамках изучения дисциплины «Информатика» студентам заочной формы обучения необходимо выполнить в первом семестре первую контрольную работу, а во втором семестре ‑ вторую. Всего за весь курс изучения дисциплины «Информатика», рассчитанный на два семестра, необходимо выполнить две контрольные работы.

Темы контрольных работ:

1) «Базовые приемы работы с текстовым редактором и табличным процессором»;

2) «Дополнительные возможности табличного процессора».

Цель первой контрольной работы заключаются в освоении и практическом применении базовых приемов работы с текстовым редактором Microsoft Office Word (или альтернативного текстового редактора Writer Open Office) и табличным процессором Microsoft Office Excel (или альтернативного табличного процессора Calc Open Office).

Цель второй контрольной работы заключаются в освоении и практическом применении расширенных возможностей табличного процессора Microsoft Office Excel (или альтернативного табличного процессора Calc Open Office).

Контрольные работы могут выполняться как в компьютерном классе, так и на домашнем компьютере.

Минимальные требования к программному обеспечению:

1. Windows XP.

2. MS Office 2003 (Open Office 3.0).

3. Учебные файлы с заданиями.

Содержание контрольных работ

В соответствии с рабочей программой, выполнив все контрольные работы, студенты должны получить теоретические знания и практические навыки в области работы с прикладным программным обеспечением (текстовый редактор, табличный процессор).

Первая контрольная работа включает в себя два задания:

· оформление текста реферата (приложение 2);

· решение задачи в табличном процессоре (приложение 3).

Вторая контрольная работа включает в себя три задания:

· использование элементов управления в электронных таблицах (приложение 4);

· создание сводных таблиц и диаграмм (приложение 5);

· решение системы уравнений графическим способом (приложение 6).

Исходя из этого, все контрольные работы носят практический характер и выполняются на компьютере.

Технология выполнения и отчетность по контрольным работам

Каждая контрольная работа выполняется в соответствии с графиком прохождения учебного процесса, в сроки, предусмотренные учебным планом.

Порядок выполнения первой контрольной работы

1. Определить номер варианта по двум последним цифрам номера зачетной книжки (приложение 1).

2. Ознакомиться с заданием – см. приложение 2.

3. Создать многостраничный текстовый документ и оформить его в виде реферата – см. приложение 2.

4. Ознакомиться с заданием – см. приложение 3.

5. С помощью табличного процессора создать таблицу с данными, отформатировать ее и произвести необходимые вычисления – см. приложение 3.

6. Оформить отчет по контрольной работе в соответствии с рекомендациями.

Порядок выполнения второй контрольной работы

1. Определить номер варианта по двум последним цифрам номера зачетной книжки – см. приложение 1.

2. Ознакомиться с заданиями – см. приложения 4, 5, 6.

3. Скачать набор файлов, необходимых для выполнения работы[1].

4. С помощью табличного процессора создать таблицу с данными и добавить в документ элементы управления – см. приложение 4.

5. С помощью табличного процессора создать сводную таблицу и диаграмму – см. приложение 5.

6. С помощью табличного процессора решить систему уравнений графическим методом – см. приложение 6.

7. Оформить отчет по контрольной работе в соответствии с рекомендациями.

Критерии оценивания

Оценка качества выполнения каждой контрольной работы осуществляется следующим образом:

Работа зачтена, если студент полностью или не менее чем на 70% выполнил все задания своего варианта и защитил свою работу преподавателю, ответив на его вопросы и продемонстрировав свои умения работать в изучаемых прикладных программах (текстовый редактор, табличный процессор).

Работа не зачтена, если студент полностью или частично выполнил задания своего варианта, но не ответил на вопросы преподавателя и не продемонстрировал умения работать в изучаемых прикладных программах. Если объем выполненных заданий контрольной работы составляет менее 70%.

4. Оформление контрольной работы

Каждая контрольная работа сдается в электронном и печатном виде. Электронный вариант контрольной должен быть записан на CD-диск или flash-карту.

На диск/ flash записываются папки:

Название папки Содержание
Первая контрольная работа
ФИО_текст 1. Все промежуточные версии создания и форматирования реферата: · проверена орфография.doc; · выполнено стилевое оформление.doc; · вставлены и настроены рисунки.doc; · вставлены сноски.doc; · добавлены формулы.doc; · добавлена и оформлена таблица.doc; · добавлены перекрестные ссылки.doc. 2. Окончательный вариант реферата Итог.doc.
ФИО_таблицы_1 Файл (файлы) электронных таблиц с выполненными расчетами.
Вторая контрольная работа
ФИО_таблицы_2 Файл (файлы) электронных таблиц с выполненными расчетами и элементами формы.

Для того, чтобы избежать недоразумений (невозможность считать файл, отсутствие требуемых файлов и т.п.), на диске/flash должны располагаться не только папка с файлами, но и архив, включающий все файлы контрольной работы.

Печатная версия первой контрольной содержит:

1) титульный лист, оформленный стандартным образом (приложение 7);

2) текст варианта задания по текстовому редактору – см. приложение 2;

3) созданный Вами реферат с титульным листом, который был оформлен согласно требованиям, приведенным в приложении 2;

4) текст варианта задания по табличному процессору – см. приложение 3;

5) созданная Вами таблица (таблицы) с данными и итоговыми значениями. Диаграмма (приложение 8);

6) созданная Вами таблица (таблицы) в режиме отображения формул (приложение 9).

Печатная версия второй контрольной содержит:

1) титульный лист, оформленный стандартным образом – см. приложение 7;

2) текст варианта заданий по табличному процессору – см. приложения 4, 5, 6;

3) созданная Вами таблица (таблицы) с данными и итоговыми значениями. Диаграмма – см. приложение 8;

4) созданная Вами таблица (таблицы) в режиме отображения формул – см. приложение 9.

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Библиографический список

Основная литература

1. Баула В.Г. Архитектура ЭВМ и операционные среды [Текст]: Учебник для вузов [Гриф УМО] / В.Г. Баула, А.Н. Томилин, Д.Ю. Волканов. ‑ М.: Академия, 2012. – 335 с.

2. Гаврилов, М.В. Информатика и информационные технологии [Текст]: Учебник для вузов [Гриф УМО] / М.В. Гаврилов, В.Г. Климов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 350 с.

3. Жданов С.А. Информатика [Текст]: Учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / С.А. Жданов [и др.]; под ред. В.Л. Матросова. ‑ М.: Академия, 2012. – 327 с.

4. Информатика. Базовый курс [Текст]: Учебник для вузов [Гриф Минобразования РФ] / под ред. С. В. Симоновича. – 3-е изд. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2012. – 637 с.

5. Макарова, Н.В. Информатика [Текст]: учебник для бакалавров [Гриф УМО] / Н.В. Макарова, В.Б. Волков. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2013. – 573 с.

Дополнительная литература

1. Долинер Л.И. Информатика. Вводный курс. [Текст] / Л.И. Долинер, Д.А. Емельянов. ‑ Екатеринбург: РГППУ, 2006. – 220с.

2. Кудинов Ю.И. Практикум по основам современной информатики [Электронный ресурс]: Учеб. пособие для вузов / Ю.И. Кудинов, Ф.Ф. Пащенко, А.Ю. Келина. ‑ СПб.: Лань, 2011. ‑ 352 с.

3. Михеева Е.В. Информатика [Текст]: Учебник [Гриф Минобразования РФ] / Е.В. Михеева, О.И. Титова. ‑ 5-е изд., стер. ‑ М.: Академия, 2010. ‑ 346 с.

4. Соболь Б.В. Информатика [Текст]: Учебник для вузов / Б.В. Соболь [и др.] ‑ 5-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 446 с.

5. Степанов А.Н. Информатика. Базовый курс [Текст]: Учеб. пособие для вузов [Гриф Минобразования РФ] / А.Н. Степанов. – 6-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 719 с.

6. Хубаев Г.Н. Информатика [Текст]: Учеб. пособие для вузов [Гриф Минобразования РФ] / Г.Н. Хубаев [и др.]; под ред. Г.Н. Хубаева. ‑ 3-е изд., перераб. и доп. ‑ Ростов н/Д: Феникс, 2010. ‑ 286 с.

Средства обеспечения освоения дисциплины

Учебные файлы, содержащие необходимый теоретический материал и иллюстрирующие примеры, а так же файлы с вариантами заданий[2].

Приложение 1

Определение номера варианта

Вариант для каждой контрольной работы определяется по двум последним цифрам зачетной книжки (студенческого билета)[3]. Если две последние цифры зачетной книжки равны или больше 50, то из них необходимо вычесть 50. Результат вычитания будет номером Вашего варианта. По номеру варианта определяется номер конкретного задания.

Например, две последние цифры зачетной книжки 25, следовательно, номер варианта 25. Две последние цифры зачетной книжки 49, следовательно, номер варианта 49. Если две последние цифры зачетной книжки 50, то необходимо выполнить следующее вычисление: 50-50=0, следовательно, номер варианта 0 (такой вариант, в таблице вариантов, присутствует). Если две последние цифры зачетной книжки 85, то необходимо выполнить следующее вычисление: 85-50=35, следовательно номер варианта 35.

Вариант Номера контрольных работ
Прил. 2 Прил. 3 Прил.4 Прил. 5 Прил. 6
Номера заданий для выполнения по варианту

Приложение 2

Текстовый редактор

Текст задания, в соответствии с номером Вашего варианта, расположен в документе Задания к контрольной работе по информатике \ Задания_текстовый редактор.doc. Материал, для создания таблицы в текстовом документе находится в папке Текстовые файлы.

В задании необходимо подготовить реферат объемом не менее 10 страниц на заданную тему и оформить его как многостраничный документ.

Общие указания по подготовке текста реферата

Работу по подготовке многостраничного документа рекомендуется выполнять в следующей последовательности:

1) в Интернете или других источниках найти материал соответствующий своему варианту;

2) скопировать найденный материал в текстовый документ и исправить орфографические ошибки, занести в словарь отсутствующие слова. Установить автоперенос слов;

3) в процессе выполнения работы сохранить не менее восьми версий документа, зафиксировав тем самым определенные этапы работы. Версии должны иметь комментарии, например: «проверена орфография», «выполнено стилевое оформление», «вставлены и настроены рисунки», «вставлены сноски», «добавлены формулы», «добавлена и оформлена таблица», «добавлены перекрестные ссылки», «Итог»;

4) текст документа должен быть набран шрифтом Times New Roman, размер 12 пт. Стиль – основной текст. Левый и правый отступ абзацев равен 0. Для всех абзацев выполняется запрет висячих строк. Красная строка задана отступом в 1,25пт. Межстрочный интервал равен 1,5 строки. Выравнивание текста – по ширине;

5) выполнить стилевое оформление документа. Основные заголовки документа оформляются стилем Заголовок 1. Заголовки разделов и подразделов являются заголовками, соответственно, 2-го и 3-го уровня (Заголовок 2 и Заголовок 3). Стиль Заголовок 1 должен иметь следующие параметры: тип шрифта – Times New Roman; все буквы прописные; размер шрифта – 16 пт.; начертание – полужирный; отступ после абзаца ‑ 42 пт.; отступ красной строки – 1,25 пт.; выравнивание – по ширине; свойства абзаца «запрет висячих строк», «не отрывать от следующего», «с новой страницы», «запретить автоматический перенос слов». Стили Заголовок 2 и Заголовок 3 должны иметь следующие параметры: тип шрифта – Times New Roman; размер шрифта – 14 пт.; начертание – полужирный; отступ перед абзацем ‑ 22 пт.; отступ после абзаца – 22 пт.; отступ красной строки – 1,25 пт.; выравнивание – по ширине; свойства абзаца «запрет висячих строк», «не отрывать от следующего», «не разрывать абзац», «запретить автоматический перенос слов».

6) вставить не менее 6 картинок, соответствующих общей теме документа. Иллюстрации должны быть подписаны и иметь автоматическую нумерацию. Размещение иллюстраций в текстовом документе выбрать произвольно;

7) вставить не менее 5-ти обычных сносок;

8) на следующей странице после основного текста документа создать заголовок первого уровня «Редактора формул». Воспользовавшись редактором формул создать в документе формулы, которые приведены в задании;

9) на следующей странице документа создать заголовок «Таблица в текстовом редакторе» и на основе материалов документа, название которого приведено в задании, составить таблицу. Оформление таблицы: выравнивание – по центру, внешняя граница – двойная линия, внутренняя граница – пунктирная, толщина внешней границы ‑ 3 пт, цвет границ таблицы – темно-синий, заливка ячеек шапки таблицы – бледно-голубой, выравнивание текста внутри ячеек таблицы – посередине по центру, выполнить автоподбор ширины ячеек по содержимому;

10) на последней странице документа создать автоматически пронумерованный список использованных источников, для этого оформить соответствующий заголовок. В тексте документа разместить перекрестные ссылки на использованные источники и выделить их красным цветом (см. в приложении 8, что такое перекрестная ссылка и как она создается);

11) форматирование документа в целом. Поля: верхнее 2 см, нижнее 2,5 см, левое 3 см, правое 1 см. Колонтитулы раздельно для четных и нечетных страниц. Колонтитул четных страниц «Название документа», колонтитул для нечетных страниц «Фамилия студента, номер группы». На первой странице колонтитул не ставить. Номера страниц снизу, положение справа. На первой странице номер не ставить;

12) создать автооглавление на второй странице документа. Отформатировать: выравнивание по ширине, 1,5 межстрочный интервал;

13) первая страница документа оформлена как стандартный титульный лист с использованием объекта WordArt, в качестве названия реферата;

14) сохраните окончательный вариант вашего реферата в файл с именем Итоговый результат_текстовый редактор.

Приложение 3

Табличный процессор

Текст задания, в соответствии с номером Вашего варианта, расположен в документе Задания к контрольной работе по информатике \ Задания_табличный процессор.doc.

В этом задании необходимо в табличном процессоре подготовить таблицу, произвести требуемые в ней вычисления, построить диаграмму, вычислить несколько математических формул. Для этого необходимо ознакомится с общими указаниями по подготовке таблицы, а потом выполнить задание под тем номером, который соответствует Вашему варианту.

Общие указания по подготовке таблицы

Работу по подготовке таблицы рекомендуется выполнять в следующей последовательности:

1) в табличном процессоре MS Excel самостоятельно построить таблицу и занести в нее исходные данные в соответствии с вариантом;

2) оформить таблицу в соответствии со своим вкусом, но обязательно должны быть границы и заливка ячеек;

3) текст таблицы должен быть набран шрифтом Times New Ronan, размер 12 пт. Выравнивание текста в ячейках таблицы должно быть по центру, как по горизонтали, так и по вертикали;

4) с помощью справки выяснить назначение и правила создания относительных и абсолютных ссылок на ячейки таблицы (раздел «Ссылки на ячейки и диапазоны ячеек») и при дальнейших вычислениях использовать их в формулах;

5) все расчеты в основной и вспомогательных таблицах автоматизированы и осуществляются с помощью формул и функций, например, СУММ(), СУММЕСЛИ(), СУММПРОИЗВ(), СЧЕТЕСЛИ(), СРЗНАЧ(), МАХ(), МИН(), ЕСЛИ(), И(), ИЛИ() и т.п.;

6) все ячейки, в которых производятся вычисления по формулам необходимо выделить желтым цветом (не должно совпадать с общим цветом ячеек таблицы);

7) выделить ячейки, в которых производятся вычисления, и задать имя диапазона – «вычисления»;

8) на втором листе рабочей книги создать вспомогательную таблицу и диаграмму. Данные, которые требуется отобразить во вспомогательной таблице, кроме дополнительных вычислений, должны представлять собой ссылки на ячейки с данными, которые расположены на первом листе рабочей книги. У диаграммы должны присутствовать: название, подписи осей X и Y, легенда;

9) оформить диаграмму следующим образом: цвет области диаграммы отличный от белого, цвет области построения – контрастен цвету области диаграммы, размещение легенды – внизу, способ заливки рядов данных – узор;

10) на третьем листе рабочей книги произвести вычисление формул (с использованием знаков математических операций, математических функций и скобок), которые приведены в третьем пункте задачи вашего варианта;

11) сохранить рабочую книгу в файл с именем Табличный процессор.

Приложение 4

Элементы управления в электронных таблицах

Текст задания, в соответствии с номером Вашего варианта, расположен в документе Задания к контрольной работе по информатике \ Задания_табличный процессор 2.doc.

В этом задании Вам необходимо из папки Задания к контрольной работе по информатике \ Таблицы \ Элементы управленияоткрыть готовую электронную таблицу, в соответствии с номером Вашего варианта и автоматизировать работу с данными таблицы с помощью элементов управления, выполнить в ней необходимые вычисления. Итоговый результат сохранить под именем Табличный процессор 2.

Дополнительную информацию по созданию элементов управления Вы можете посмотреть в документе Учебные файлы \ Элементы управления.doc.

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Оформление титульного листа

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №

по информатике

Вариант №

Работу выполнил: ФИО студента

группа: [буквы+номер]

Номер зачетной книжки

e-mail: [адрес Вашей почты]

Работу проверил: ФИО преподавателя

Екатеринбург

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Содержание

Методические указания. 4

1. Общие положения. 4

2. Содержание контрольных работ. 5

3. Технология выполнения и отчетность по контрольным работам. 5

4. Оформление контрольной работы.. 7

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. 8

Приложение 1. 10

Приложение 2. 12

Приложение 3. 15

Приложение 4. 17

Приложение 5. 18

Приложение 6. 19

Приложение 7. 23

Приложение 8. 24

Приложение 9. 25

Приложение 10. 28

Методические указания

Общие положения

В рамках изучения дисциплины «Информатика» студентам заочной формы обучения необходимо выполнить в первом семестре первую контрольную работу, а во втором семестре ‑ вторую. Всего за весь курс изучения дисциплины «Информатика», рассчитанный на два семестра, необходимо выполнить две контрольные работы.

Темы контрольных работ:

1) «Базовые приемы работы с текстовым редактором и табличным процессором»;

2) «Дополнительные возможности табличного процессора».

Цель первой контрольной работы заключаются в освоении и практическом применении базовых приемов работы с текстовым редактором Microsoft Office Word (или альтернативного текстового редактора Writer Open Office) и табличным процессором Microsoft Office Excel (или альтернативного табличного процессора Calc Open Office).

Цель второй контрольной работы заключаются в освоении и практическом применении расширенных возможностей табличного процессора Microsoft Office Excel (или альтернативного табличного процессора Calc Open Office).

Контрольные работы могут выполняться как в компьютерном классе, так и на домашнем компьютере.

Минимальные требования к программному обеспечению:

1. Windows XP.

2. MS Office 2003 (Open Office 3.0).

3. Учебные файлы с заданиями.

Содержание контрольных работ

В соответствии с рабочей программой, выполнив все контрольные работы, студенты должны получить теоретические знания и практические навыки в области работы с прикладным программным обеспечением (текстовый редактор, табличный процессор).

Первая контрольная работа включает в себя два задания:

· оформление текста реферата (приложение 2);

· решение задачи в табличном процессоре (приложение 3).

Вторая контрольная работа включает в себя три задания:

· использование элементов управления в электронных таблицах (приложение 4);

· создание сводных таблиц и диаграмм (приложение 5);

· решение системы уравнений графическим способом (приложение 6).

Исходя из этого, все контрольные работы носят практический характер и выполняются на компьютере.

Технология выполнения и отчетность по контрольным работам

Каждая контрольная работа выполняется в соответствии с графиком прохождения учебного процесса, в сроки, предусмотренные учебным планом.

Наши рекомендации