Стадия. сбор и анализ информации

Задача третьей стадии:

- собрать и проанализировать информацию по заинтересовавшей проблеме.

В рамках этой деятельности обучающимся предстоит собрать и проанализировать довольно пестрый и разнородный спектр информации по заинтересовавшей их проблеме.

В силу того, что она может быть разноуровневой, целесообразно разделить коллектив на исследовательский группы.

Каждая из них собирает информацию из одного источника.

Вот примерный перечень различных источников информации:

СМИ. Изучая подшивки газет, встречаясь с журналистами, специализирующихся на конкретных темах, можно сделать некоторую подборку материалов и документов по определенной проблематике.

Библиотеки. Здесь на большом информационном массиве (книги, статистические сборники, журналы, газеты) нетрудно собрать необходимую информацию, а при помощи имеющейся в библиотеках множительной техники сделать копии отдельных статей и материалов.

Научные работники, преподаватели вузов, учителя. Эта категория специалистов сможет дать компетентную информацию по заинтересовавшей обучающихся проблеме, стать для них экспертами.

Юристы. Контакты с этой категорией специалистов помогут школьникам соотнести видение своего проекта с нормативной, законодательной базой, проконсультироваться по вопросам конституционности и правомерности действий властных структур по реализации отдельных проблем.

Административные органы. Специалисты, работающие в административных органах на местном, районном, городском или областном уровнях, чаще всего, ответственны за решение проблемы, которую избрал коллектив, и могут дать учащимся объемную и объективную информацию.

Законодательные органы. Представители законодательной власти в областном центре, городе или районе, достаточно активно изучают насущные общественные проблемы и вырабатывают по ним решения. У депутатов разных ветвей законодательной власти есть телефоны, приемные дни в их представительствах, помощники, ответственные за взаимодействие с общественностью. Войдя с ними в контакт, можно получить разнообразную информацию по широкому спектру вопросов развития конкретной территории.

Работа с источником информации в результате переписки или по телефону требует особой подготовки и корректности.

Обращаясь с письмом в организацию, или к конкретным лицам с просьбой дать необходимую информацию, следует внятно истолковать интересующую учащихся проблему, написать на конверте точный обратный адрес, фамилии членов исследовательской группы.

Если же предполагается личная встреча с ответственным лицом или обращение к нему по телефону, то учащиеся могут использовать форму «Представление себя» (см. Приложение 2).

После письменного или телефонного обращения к конкретному лицу можно попросить его ответить на следующие вопросы:

- Насколько важна эта проблема в городе, поселке или селе?

- Насколько она значима в масштабе региона или страны?

- Почему эта проблема должна рассматриваться органами власти?

- Должен ли кто-либо еще нести ответственность за решение этой проблемы? Почему?

- Насколько разработано законодательство для решения данной проблемы?

- Если существующий закон позволяет решить проблему, то в полной ли мере реализуется? Если не в полной мере, то почему?

- Какие разногласия по этой проблеме или способами ее решения существуют в вашем городе, поселке, селе?

- Какие слои населения, группы или организации выражают интерес к данной проблеме?

- Как они пытаются повлиять на органы власти для реализации их подходов в решении проблемы?

В силу того, что сотрудники властных структур и различных организаций очень занятые люди, задание позвонить конкретному лицу по телефону должен получить только один ученик. Важно, чтобы он сумел грамотно и четко представиться, внимательно выслушать собеседника и затем подробно записать представленные сведения по проблеме (см. Приложение 3).

После проведения широкомасштабной работы по сбору информации целесообразно создать редакционную группу, которая бы осуществила первичную обработку и анализ всего массива данных по проблеме.

Итог работы на третьей стадии:проработанная учащимися информация по проблеме проекта.

4 стадия. Разработка собственного варианта решения проблемы

Задачи четвертой стадии:

- систематизировать полученный материал;

- выработать версии преодоления проблемы.

При участии педагога школьники компонуют материалы по соответствующим разделам проекта:

· актуальность и важность данной проблемы для села, района, города, области;

· информация о различных подходах к решению данной проблемы; юридическая база решения проблемы; анализ разнообразной информации;

· программа действий, разработанная данной командой;

· разработка варианта реализации своей программы (возможно с элементами моделирования принятия позитивного решения конкретной властной структурой).

Это трудоемкий этап работы, потому что учащиеся должны не только формализовать процесс разработки проекта, но и просчитать, каким образом можно сдвинуть с «мертвой точки» нерешенную пока проблему.

На данной стадии школьники дают представителям органов управления данной территории свою версию, свой проект преодоления сложного вопроса.

В качестве аргументов срочности её разрешения могут быть использованы петиции граждан, которые собирают учащиеся и впоследствии передают в соответствующие инстанции (см. Приложение 4).

Здесь могут быть и варианты технико-экономического обоснования того или иного решения проблемы, просчитанные на перспективу действий как управленческих структур, так и самих школьников.

При разработке собственного варианта реализации проблемы приемлема следующая методика обсуждения:

ПОДХОДЫ

стадия. сбор и анализ информации - student2.ru

Рассмотрим вариант разработки плана действий на примере структурной схемы акции «Дети против наркотиков».

  стадия. сбор и анализ информации - student2.ru Блиц-сценарии для выступления в клубах, дискотеках   Распростра-нение листовок среди молодежи   Гражданский форум: «Молодежь и наркотики»   Организация видеоклуба   Конкурс плакатов «Нет наркомании!»   Посещение наркологи-ческого диспансера   стадия. сбор и анализ информации - student2.ru Сбор средств для наркологической лечебницы   Дежурство на скорой помощи

стадия. сбор и анализ информации - student2.ru стадия. сбор и анализ информации - student2.ru стадия. сбор и анализ информации - student2.ru стадия. сбор и анализ информации - student2.ru стадия. сбор и анализ информации - student2.ru стадия. сбор и анализ информации - student2.ru

  Что делаем?  
Акция «Дети против наркотиков»
  стадия. сбор и анализ информации - student2.ru стадия. сбор и анализ информации - student2.ru Куда обращаемся с предложениями?  

стадия. сбор и анализ информации - student2.ru стадия. сбор и анализ информации - student2.ru стадия. сбор и анализ информации - student2.ru стадия. сбор и анализ информации - student2.ru

  В районный отдел милиции   В городскую Думу через депутата данной территории   В средства массовой информации   В отдел по делам молодежи   Городской отдел образования   В ассоциацию «Анти-Спид»

Итог работы на четвертой стадии: предоставление представителям органов управления данной территории своего варианта, своего проекта преодоления сложного вопроса.

5 стадия. Реализация плана действий команды учащихся

Задача пятой стадии:

- реализовать на практике полностью или частично свою версию решения проблемы.

В рамках этой деятельности возможны самые различные акции учащихся (письменные обращения в исполнительные и законодательные органы, передача своих предложений в СМИ, общественные организации, подключение к этой работе ресурсов коммерческих структур и различных фондов и т.д.).

Итог работы на пятой стадии:осуществленная реализация проекта школьниками непосредственно через свое практическое участие, путем проведения трудовых акций, сбора средств, организации фестивалей и др.

Стадия. Подготовка к защите проекта

Задачи шестой стадии:

- сгруппировать весь собранный материал в два блока (демонстрационный и документальный) по 4 разделам, которые отражают 2-5 этапы работы над проектом;

- организовать тренировочные упражнения по ораторскому мастерству.

Для того чтобы компетентно оценить качество подготовленных проектов, следует проработать документальную базу и оформить в соответствии с требованиями (см. Приложение 5).

Весь собранный материал надо сгруппировать в два блока: демонстрационный и документальный, каждый из которых является воплощением деятельности четырех творческих групп команды.

Демонстрационный раздел. Он состоит из четырех раздвижных стендов из ватмана или картона размером 80 см. X 100 см. в виде «раскладушки».

Стенды могут включать в себя фотографии, оригинальные рисунки, плакаты, схемы, диаграммы, которые могут образно и наглядно на расстоянии представить окружающим суть данного проекта.

Папка документов. В ней логика работы над проектом представлена более полно и доказательно, так как весь спектр материалов трудно разместить на выносных стендах.

Материалы распределяются по четырем разделам и отражают 2-5 этапы работы над проектом:

1 раздел содержит материалы, демонстрирующие аргументы учащихся в выборе проблемы проекта.

В папку документов включаются материалы с наиболее важной и значимой информацией, которую собрали и использовали учащиеся в ходе определения и обоснования проблемы. Здесь могут быть представлены:

- подборка газетных и журнальных статей;

- письменные обзоры интервью, проведенных школьниками среди населения;

- материалы, полученные в процессе общения с представителями общественности и группами по интересам;

- извлечения из официальных публикаций государственных органов.

Для представления документов и отчетов, которые содержат большое количество страниц, следует сделать копию титульной страницы, оглавления и дать резюме по этому документу на одной странице. Это резюме можно взять из самого документа или подготовить самостоятельно.

2 раздел демонстрирует наиболее выразительные данные из различных источников информации, имевшиеся попытки решения назревшей проблемы, а также варианты альтернативных программ, дает обзор информационных ресурсов исследуемой проблемы. Здесь:

- выдержка из юридических, нормативных документов (от Конституции страны до распоряжения глав местных администраций и устава школы);

- данные социологических опросов граждан данной территории;

- резюме материалов различных средств массовой информации (центральных и местных) по исследуемой проблеме;

- результаты запросов в официальные органы, комментарии экспертов.

3 раздел поясняет специфику программы действий, разработанную школьниками.

Он состоит из материалов, дающих наглядное представление о путях решения назревшей проблемы, которые имеют определенную поддержку большинства команды, различных групп граждан, тех или иных ветвей власти или общественных формирований. Здесь:

- пакет предложений представителям власти по решению актуальной проблемы;

- проект законодательных решений, вариантов строительства или реконструкции важных для социума объектов;

- сметы и экономические расчеты реализации данного проекта в целом или частично;

- планы привлечения различных социальных слоев, бизнесструктур, групп поддержки конструктивной совместной общественно-значимой деятельности и др.

4 раздел представляет реализацию плана действий команды учащихся по решению избранной проблемы, примеры их влияния на властные структуры. Состоит из:

- документальных свидетельств о поддержке инициативы школьников различными уровнями власти, депутатами законодательных органов;

- составных элементов PR-компаний по продвижению проекта в обществе, расширению числа его сторонников;

- деловой переписки с различными лицами из сферы законодательной и исполнительной власти, бизнеса, общественных организаций;

- информации (текстовой и в фотографиях) о реальном вкладе участников школьной команды и реализацию своего проекта;

- мнений известных и авторитетных людей о важности данной инициативы школьников для их территории, определенных групп граждан и др.

Каждая группа, готовящая соответствующий раздел, демонстрирует всему коллективу свои аргументы по подбору материалов, логику предложений и выводов. Педагог по ходу обсуждения предлагает остальной аудитории активно включиться в обсуждение и делать предложения по улучшению разделов.

Параллельно ведется работа по подготовке устного выступления группы из 4-5 человек, которые, используя материалы стендов для показа, а также, возможно, и видеоматериалы, представят свой взгляд на злободневную проблему.

На этой стадии проводится отбор материала для прослушивания, организуются тренировочные упражнения по ораторскому мастерству, отрабатываются сценарии выступлений этой группы учащихся, проверяется их умение отвечать на самые каверзные вопросы оппонентов.

Итог работы на шестой стадии:готовые материалы для прослушивания; отработанные сценарии выступлений.

7 стадия. Презентация проекта

Задача седьмой стадии:

- представить аудитории информацию о важности проблемы, выявленной учащимися в школе, городе, селе…;

- объяснить и оценить альтернативные пути решения проблемы так, чтобы собравшиеся могли понять преимущественно и недостатки каждого из них;

- объяснить эффективность выбора командой пути решения проблемы и продемонстрировать имеющиеся для этого ресурсы;

- показать, как группа школьников может организовать поддержку предложенной программы действий со стороны своих сверстников, сообщества, органов управления разных уровней.

В рамках этого этапа проходит устная защита проекта, по форме напоминающая процедуру слушания в структурах власти, где учащиеся представляют и обосновывают логику и эффективность своего проекта.

Данная часть работы организуется в режиме конкурса команд и оценивается квалифицированным жюри. Сюда могут входить не только педагоги, но и юристы, журналисты, представители исполнительных, законодательных, правоохранительных органов, общественных организаций, СМИ.

На презентации жюри суммарно оценивает как папку документов, так и устное выступление команды. Для более объективной оценки результата работы над проектом важно выделить наиболее существенные критерии:

Аргументированность.

- Пакет документов действительно убеждает, что выбранная ребятами проблема актуальна?

- Напрямую ли предлагаемая программа связана с решением насущной проблемы?

- Объясняется ли в представленном портфолио почему общественность может поддержать этот проект?

Практичность.

- Насколько предлагаемая программа реалистична?

- Реальны ли мероприятия учащихся по выполнению программы?

Координация.

- Как четыре раздела портфолио сочетаются между собой, не дублируя информацию?

- Как содержимое папки с документами подтверждает логику материалов стендов для показа?

На презентации представители команды в течение 10 минут демонстрируют концентрированную информацию о специфике своего проекта. В ходе презентации стоит обратить внимание на ряд важных условий:

- выступление должно быть построено на основе материалов демонстрационного и документального разделов, но не должно читаться «слово в слово» с демонстрационного стенда;

- группа должна использовать графические материалы стенда для объяснения отдельных пунктов проекта;

- во время устной презентации можно использовать только те материалы, которые включены в портфолио.

Затем некоторое время отводится на вопросы членов жюри и представителей других школьных команд. Они могут попросить участников презентации:

- объяснить более подробно или прояснить некоторые пункты проекта;

- дать примеры по отдельным сюжетам данной презентации;

- защитить некоторые утверждения или позиции;

- дать ответы на вопросы о том, чему научились школьники, работая над проектом, какие сложности у них возникали.

При подготовке к выступлению на конкурсе проектов можно попросить родителей или педагогов, имеющих опыт в проведении презентаций, подготовить группу. Школьникам следует попрактиковаться в проведении устной презентации до выступления перед аудиторией. Ее можно вначале провести перед учащимися своего или другого класса.

В процессе презентации и ответов на вопросы не должен доминировать один или два учащихся. Презентация должна продемонстрировать, чему все научились в совместной работе при подготовке проекта. Следует выбирать самую важную информацию и доводы и представлять их своими словами. Ответы на вопросы не должны требовать обращения к заранее подготовленным записям или папке с документами. Для детальной оценки представленных на защиту проектов можно предложить для членов жюри матрицу критериев (см .Приложение 6).

Презентация проекта является универсальным средством проявления знаний учащихся, их коммуникативных свойств, способности аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически мыслить, делать обоснованные выводы, грамотно и корректно отвечать на вопросы оппонентов.

Итог работы на седьмой стадии: защита представленного проекта.

Стадия. Рефлексия

Задача восьмой стадии:

- самостоятельно проанализировать стадии подготовки и представления проекта.

При поддержке педагога проходит анализ проделанной работы, определяются встретившиеся трудности, происходит оценивание вклада микрогрупп и отдельных участников. По итогам возможен вариант проведения анкетирования участников по поводу их отношения к организации и презентации проекта.

Возможен такой перечень вопросов:

- Чему лично вы научились в процессе разработки проекта?

- Чему научился весь коллектив в процессе разработки проекта и составления портфолио?

- Какие умения вы приобрели или развили, работая по проекту?

- Каковы преимущества работы команды?

- Что вами сделано хорошо?

- В чём вы видите недоработки команды?

- Что бы вы сделали по-другому, если бы разрабатывали другой проект, по другой проблеме?

Обработанные материалы анкетирования, наверняка, дадут педагогу повод для совершенствования своей работы с учащимися по развитию у них социальных компетенций в ходе проектной деятельности.

Успешность и эффективность социального проектирования зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются:

- добровольное участие в проекте;

- оптимальное распределение времени в работе над его стадиями;

- чёткое распределение обязанностей между членами всей команды;

- присутствие в проекте педагога только в роли консультанта или координатора;

- поддержка проекта администрацией школы, руководством молодежной ассоциации;

- заинтересованность в результатах социальных проектов органов власти.

Как для педагогов, так и учеников участие в проекте должно осуществляться исключительно на добровольной основе. Любое принуждение является нарушением прав участников образовательного процесса.

Эффективная работа над проектом требует четкого распределения обязанностей между членами команды. Такое распределение может быть осуществлено уже на втором этапе, сразу после выбора проблемы и формулирования темы проекта. При распределении обязанностей должны учитываться личные качества, навыки и, разумеется, интересы и склонности членов команды.

Успешность работы над проектом во многом определяется характером отношений между юными и взрослыми участниками. Схема работы, предполагающая, что педагог является руководителем проекта, а школьники - его исполнителями, не ведет к успеху. Педагог должен осуществлять общую координацию деятельности школьников, выступая в роли помощника и консультанта, но главными действующими лицами в проекте являются учащиеся.

Итог работы на восьмой стадии:разработанные на основе анализа направления деятельности по повышению эффективности работы над проектом.

Заключение

Проектная деятельность – это инструмент развития индивидуальности обучающегося. Грамотное использование метода социального проектирования в деятельности общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей дает значимые результаты.

Наши рекомендации