Закономерности в развитии ребенка
· Рассматривал влияние коллектива
Пока не создан коллектив и орагны коллектива, нет традиций и не воспитаны первичные трудовые и бытовые навыки
· воспитатель имеет право и должен не отказываться от принуждения
· Нельзя основывать все воспит на интересе, воспитание чувства долга (работа в интересах коллектива)
Источник опыта педагогическая деят-ть
Стиль книги художеств
Что ценного
· Искал формы организации детских учреждений, которые соответствовали гуманным целям педагогики и способствовали формированию творческой целеустремленной личности
· Структура коллектива
· Обосновывал необходимость закономерного соответствия между целями и средствами и результатом воспитания
· Играют большую роль традиции
Взаимодействие педагога и ученика
· Активное. Учитель должен увлечь коллектив единой целью, сплотить детей установить правила взаимоотношений, создать радостную ,бодрую атмосферу.
«Флаги на башнях»
(Игорь Чернявин, Ваня Гальченко, Ванда Ставицкая, Рыжиков, Воленко, Оксана, Алексей степанович Захаров)
«Колония им. Первого мая». Задача «Воспитать нового человека»
Захаров сбрасывал отжившие предрассудки. Освободился от самого главного пед. порока : «дети есть только объект воспитания» Дети это живые жизни, и жизни прекрасные, и поэтому нужно относиться к ним, как к товарищам и гражданам, нужно видеть и уважать их права и обязанности, право на радость обязанность ответственности. «Испорченный ребенок – дети педагогов неудачников». В повести М. писал о коммуне им. Дзержинсокго, которой рук. 8 лет.
«образцовый воспитательный сов. Коллектив, давно сложившийся, растущий материально и духовно на основе больших концентрированных коллективных сил, обладающий традицией и совершенной формой, вооруженный тончайшей пед. техникой – социалист. Детский коллектив, в котором срывы и катастрофы невозможны» из отр. письма Ф.Левину.
Аэлита Капитоновна Маркова «Психология труда учителя»
Воздействие педагога и ученика
Учитель содействует психологическому (Х)-развитию учащегося, его «инструмент» психологические (Х)-ие взаимодействия с ребенком
Гуманизм
Индивидуальность манеры, почерка в работе учителя – ученик активный равноправный соучастник уч. восп. процесса, имеющий собственную логику поведения
Закономерности в развитии
Увеличивается творческая активность учителя с ростом и широким запасом профессион. ЗУН, с более высоким уровнем мастерства
Творчеству учителя способствует создание благоприятной обстановке в школе развитие у себя мотивации к творчеству и приемов технического
технического творчества
Что ценного
Подъем проф. компетентности, целостная модель труда учителя (процесс, результат, эфффективн. неэффективн., специфика труда в разных условиях, уровни профессионализма – эталоны при оценке учителем своего труда, Стили работы, развивающая задача ставится не из логики материала, а из анализа возможностей и
перспектив развития учащихся, в труде не столько важны методы, сколько внутренние ценности, смыслы, позиции, которые освящают труд учителя, делают общение с ним значимым и развивающим для ребенка
Что можно применить сегодня
Помогает учителю в самодиагностике уровня своего профессионализма; учитель может и должен выбрать то, что соответствует его личной концепции профессионализма, т.е построить свою индивидуальную программу саморазвития.
Василий Александрович Сухомлинский «Сердце отдаю детям»
Роль воспитания
Воспитание (в). –пост. духовное общение учителя и ребенка, в. – помогает учению; в. зне вложение знаний; научить ученика учиться с желанием; учение важная , но единств. сфера духовной жизни реб.; познание не сводиться к усвоению знаний; восп. задача –постепенно прививать детям
навыки творческого, умственного труда (только это делает умств. труд любимым делом)
Взаимодействие педагога и ученика
Самое тесное духовное взаимопонимание;
Учитель – друг , наставник, товарищ.
У. – чувствует сокровенные движения детских душ, переживать детские радости и горести,
мысленно ставить себя на место ребенка.
Гуманизм
Обучение ребенка начинал с изучения семьи ребенка. У. – человечный, любовь к детям.
Учить не зубрежкой, а с помощью в процессе познания окр. действительности – эмоциональный стимул мысли.
Культы: культ любви к Родине, к человеку, труду, к книге, к род.слову.
Оценка не цель, оценку заслужить, оценка вознаграждает трудолюбие
Новые понятия
1-м заговорил об обучении шестилеток
Учить читать до 7 лет (дух.-е силы освоб. Для мысли и творчества)
Млад. Нервн. Сист. (мыслят образами)