Януш Корчак Как любить ребенка. Воспитание в доме сирот.
Роль воспитания: воспитать индивидуальность самостоятельность в жизни.
Воспитание в соответствии с природой деятельности
«Пусть грешит» Взращивать добро. Воспитание в сегодняшнем дне. Воспитание в соотношении с природой.
Научи, объясни, помоги быть хорошим.
Не говорить: « в мое время, дай ему ремнем, погоди скажу отцу, отдам тебя, наказание мое, на съешь, перестань реветь».
Взаимоотношения педагога и ученика
Признание учителем в ребенке индивидуальности и непохожести. Учитель наблюдает мир ребенка не вмешиваясь столь часто. Учитель путеводитель. Ребенок равный нам –ценный человек (Ребенок в семье. Интернат. Летнии колонии. Дом сирот.)
Закономерности в развитии Изучение младенца. Упорно овладевает внешним миром своими малыми средствами, говорит языком мимики, зрительными образованиями, памяти чувсв мыслит. Чем не заметнее сломаешь сопротивление тем лучше, а чем своре и основательнее, тем безболезнее обеспечишь дисциплину и достигнешь необход миним порядок. Ребенок простит бестактность и несправедливость но не фальшь. Дети не должны не шуметь и не пачкать, а добросовестно учить. Духовный мир связан с физиологической основой (жар-каприз)
Дети разные (с разным соц. опытом, недоверчивые)
Ребенок меньше знает, ребенок меньше испытал следует более впечатлителен сильнее чувствует
Источник опыта
Врачебные наблюдения, практика, переживания, победы, триумфы, опыт и эмоции
ГуманизмУважайте детство. Ребенок –бессмертная цепь поколений «Пусть ищет лишь бы не плутал, пусть взбирается, лишь бы не сорвался, пусть искореняет лишь бы не разбил в кровь руки, пусть борется только осторожно (опека черезмерна)
· Свобода в системе ограничений (злись один раз в день, шали но не часто)
· «Каким ты можешь быть человеком еще вопрос (А не я из тебя сделаю человека)
· Учитель не машина
· Цель наказания не сбить спесь с ребенка. Наказание индивидуально.
· Деликатность
· Воспитатель всегда может ошибиться – нет фактов.
· Товарищеский суд
· Лучше вовремя убрать, чем сердиться что сломали
· Любой ребенок - в любом случае простить. Все понимать – все прощать.
· Наказание – не бей беззащитного
Новые понятия:
· Психологический облик зрелого ребенка складывается из памяти пережитого кроме наследственности. На развитие влияет воспитательная среда – дух семьи
· Догматическая среда ( воспитание пассивного ребенка)
· Идейная среда – активный ребенок (полет души)
· Среда безмятежного потребления ( сколько есть – то и я)
· Среда лоска и карьеры
· Социометрия – голосование, оценка ребенка
Стиль книги – тысячи вопросов к воспитателю
- раскрытие частых повседневных ошибок в воспитании ребенка.
Книга заставляет задуматься.
Что ценного
Большая роль игры, роль семьи, матери в воспитании ребенка.
Среда – воспитывающая
Выделял ошибки воспитателей
Самоуправление учащегося
Что перенести в сегоднялюбить ребенка
Антон Семенович Макаренко (1888-1939) Сов педагог и писатель. После окончания Полтавского учительского института ( воспитание несовершеннолетних ).заведовал начальным городским училищем. В сентябре 1920 г создал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей. С 1927 его деятельность в детс. Трудовой комунне им. Ф.Э. Дзержинсокго. С июля 1935 – помощник начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР. В 1937 переехал в Москву, там проходила его дальнейшая пед и лит деятельность.
Опыт
Трудных детей совершенно нет
Прием новых ребят в коммуну (метод взрыва)
· Подготовка помещения: спальни, раб места, классы, подготовка внешней обстановки, цветы, зеркала
· 7-8 коммунаров собирали ребят с поезда
· В комнате при вокзале происходил митинг
· Коммуна с оркестром, знаменем, в парадных костюмах выстраивались в шеренгу у вокзала
· Новеньких отправляли в баню, выдавали костюмы
· Старая одежда торжественно сжигалась.
Самое трудное в пед. Практике, чтобы коллектив не превращался в толпу.
Во главе первичного коллектива д.б. обязательно единоначальник, одно лицо, не являлся диктатором, был уполномоченным этого коллектива.
В отряде малыши и взрослые 17-18 лет.
Командиры, совет командиров, собирался по сигналу.
Педагогическая поэма
Роль воспитания
· Воспитание лучших качеств в ребенке, целеустремленность личности
· Воспитание активного участника соц. общества
· Воспит в коллективе
· Воспит в труде
Идея необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятедльного, который служит пит. Средой для развития личности и индивидуальности.