Инновационный процесс в обучении
Ключевое понятие в инноватике – инновационный процесс. Инновационный процесс в обучении представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых дидактическое открытие или методическая идея превращается в образовательное нововведение. Как было отмечено выше, инновационный процесс включает в себя три составных элемента: создание новшеств, его освоение и применение. Инновационные процессы в образовании рассматриваются, как правило, в трех основных аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационно-управленческом.
По отношению к причинам возникновения инноваций выделяют два типа инновационных процессов [188].
Первый тип – инновации, происходящие в значительной мере стихийно, без точной привязки к самой порождающей потребности либо без полноты осознания участниками инновации системы условий, средств и путей осуществления инновационного процесса. К инновациям этого типа можно отнести те или иные изменения в деятельности ряда руководителей, практических педагогов-новаторов, родителей.
Второй тип – инновации в системе образования, которые являются продуктом научно обоснованной, целенаправленной деятельности, имеющей междисциплинарный характер. Как правило, разработчиками и организаторами таких инноваций являются различные специалисты в области образования – ученые, эксперты, руководители учебных заведений и др.
По утверждению В.А. Сластенина и Л.С. Подымовой [158], интенсификация инновационных процессов в педагогике связана со значительными изменениями в сфере сознания педагогического сообщества: психологической готовностью к принятию системного нововведения.
Структура инновационного процесса состоит из четырех этапов, каждый из которых включает несколько задач [90]:
1. Создание новшеств: анализ образовательной деятельности и выявление потребности в изменениях; проектирование новшеств; экспериментальное апробирование новшеств; экспертиза новшеств.
2. Распространение новшеств: подготовка к распространению; информирование о новшествах; поддержка освоения новшеств; анализ распространения и освоения новшеств,
3. Освоение новшеств: анализ образовательной деятельности и выявление потребности в изменениях; поиск, оценка и выбор новшеств; проектирование желаемого будущего образовательной системы; внедрение новшеств; анализ и оценка результатов изменений; институализация нововведений.
4. Инновационная образовательная деятельность.
Есть и другие подходы к анализу инновационного процесса. Например, О.Г. Хомерики и другие [185] выделяют следующие структурные элементы инновационного процесса:
а) деятельностную, включающую совокупность таких компонентов, как мотив, цель, задачи, содержание, формы, методы и другие элементы обучения;
б) субъективную: инновационная деятельность всех субъектов развития образовательного учреждения: директора, его заместителей, преподавателей, учащихся, родителей, методистов, консультантов, экспертов, работников органов управления образованием;
в) уровневую: взаимосвязанная инновационная деятельность субъектов на школьном (или вузовском) уровне, районном или городском уровне, региональном или федеральном уровне;
г) содержательную: разработка и освоение новшеств в обучении, воспитательной работе, организации учебно-воспитательного процесса, в управлении образовательным учреждением;
д) управленческую: взаимодействие четырех типов управленческих функций – планирования, организации, руководства и контроля.
В такой структуре уже предусмотрено место субъектам образования и определена их роль в инновационной деятельности в пределах образовательного учреждения.
Инновационный процесс осуществляется через инновационную деятельность. Инновационная деятельность – это комплекс мер и технологий по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам этот процесс. К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей и содержания образования, средств, методов и форм обучения, системы управления и т.п.
В состав инновационной деятельности входят: научный поиск, создание новшества, реализация новшества, рефлексия нововведения. Основным результатом поискового этапа является сформулированная инновационная проблема, цели и задачи нововведения. Далее следует инновационный проект намеченных преобразований. На этапе реализации инновационная деятельность включает в себя следующие действия: программно-сценарное, организационно-управленческое, экспериментально-оценочное и оформительско-трансляционное. В процессе рефлексии происходит соотнесение полученных результатов с поставленными целями, полученный продукт сопоставляется с его изначальным образом (моделью). Рефлексивный этап инновационной деятельности выполняет функцию обратной связи.
Управленческий аспект инновационной деятельности включает такие функции, как целеполагание, планирование (проектирование), организацию, контроль и оценку результата, а также мотивацию труда инноваторов (ученых, методистов, администраторов, педагогов и учащихся).
Таким образом, деятельность, которая обеспечивает превращение идеи в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом, и есть инновационная деятельность.
Инновационный процесс, кроме инновационной деятельности, включает в себя множество необходимых условий ее осуществления, в том числе субъектов деятельности.
В инновационном процессе вычленяются этапы, различающиеся по видам деятельности, обеспечивающим создание и исполнение новшества. В.А. Сластенин и Л.С. Подымова [158] выделяют следующие этапы инновационного процесса.
1. Этап рождения новой идеи и возникновения концепции новшества; условно его называют этапом открытия, которое является результатом научного исследования.
2. Этап изобретения, т.е. создания новшества, воплощенного в какой-либо объект, материальный или духовный продукт – образец.
3. Этап нововведения, на котором находит практическое применение полученное новшество, его доработка; этот этап завершается получением устойчивого эффекта от новшества.
После этого начинается самостоятельное существование новшества. В фазе использования новшества выделяются дальнейшие этапы.
4. Этап распространения новшества, заключающийся в его широком внедрении и распространении.
5. Этап господства новшества в конкретной области, когда собственно новшество перестает быть таковым, теряя свою новизну. Этот этап завершается появлением эффективной альтернативы или замены данного новшества более эффективным.
6. Этап сокращения масштабов применения новшества, связанный с заменой его новым продуктом.
В инновационном процессе различают четыре взаимосвязанных вида деятельности: методологическая, исследовательская, педагогическая и учебная.
Методологическая деятельность направлена на разработку методологии инновационного процесса; она выполняется методологом.
Исследовательская деятельность, выполняемая ученым, направлена на изучение деятельности преподавателей и учащихся. Продуктом его деятельности является педагогическая инноватика (описание педагогической деятельности преподавателя в рамках инновации).
Педагогическая деятельность преподавателя – инноватора направлена на организацию учебной деятельности обучающихся. Продукт его деятельности – образовательный процесс, в который вводится новшество (инновационный образовательный процесс).
Учебная деятельность учащихся, направленная на овладение знаниями, умениями и навыками в условиях инновации.
А.В. Хуторской отмечает, что в инновационной деятельности присутствует несколько функций инноватора, которые могут быть закреплены за одним или несколькими субъектами инновационной деятельности. Сюда относятся: руководитель, исследователь, проектировщик, педагог-экспериментатор и оформитель.
Руководитель обеспечивает общее руководство деятельностью участников инновационного процесса. Его задача – организация перевода нововведения из проектного состояния в конкретные практические действия.
Исследователь (ученый) определяет цели и задачи инновационной деятельности, выдвигает и обосновывает основные идеи, разрабатывает структуру и содержание новшества; он выявляет и фиксирует возникающие противоречии, осуществляет перевод проблем в плоскость конструктивного представления и основания для коррекции нововведения.
Проектировщик проектирует планируемые процессы, создает проект инновационной образовательной деятельности, воплощая идеи ученого в модели образовательного процесса.
Педагог-экспериментатор осуществляет планируемые изменения в образовательном процессе, опираясь на проект инновационной деятельности.
Оформитель обозначает и фиксирует ход и результаты нововведения, создает описание педагогического произведения (отчета).
Е.П. Крупник и Н.А. Подымов выделяют психологическую устойчивость педагога как основное условие преодоления инновационных барьеров в профессиональной деятельности. Освоению новшеств в учебном заведении любого уровня препятствуют как социально-экономические факторы, так и психологические барьеры: личностная тревожность, ригидность мышления, страх обнаружения собственной некомпетентности, низкая самооценка, субъективное, предвзятое отношение к новшествам, неспособность к принятию самостоятельных решений, требующих риска.
Исходя из вышесказанного, как отмечают А.В. Морозов и Д.В. Чернилевский [112], инновационную деятельность педагога можно трактовать как личностную категорию, как созидательный процесс и результат его творческой деятельности. Творчески продуктивная личность преподавателя обладает креатвностью, широтой интересов и увлечений, богатым внутренним миром, чуткостью к проблемам, восприимчивостью к педагогическим новшествам, самостоятельностью и смелостью.
Обобщенные планируемые результаты инновационного обучения можно представить в виде образа учащегося. Такой учащийся характеризуется следующими параметрами [188]:
- знает свои индивидуально-психологические особенности,
- имеет опыт реализации своих творческих способностей в форме выполнения и защиты творческих работ, участия в конкурсах, праздниках, олимпиадах и т.д.;
- осознает и умеет пояснить цели занятий, отчетливо понимая, зачем он учится и в чем себя реализует;
- умеет поставить учебную цель в заданной области знаний или деятельности; составить план ее достижения; выполнить план, исходя из своих индивидуальных особенностей; получить и осознать свой результат; сравнить его с аналогичным результатом других обучающихся; произвести рефлексию и самооценку своей деятельности;
- владеет базовыми знаниями, умениями и навыками; ориентируется в основных учебных предметах, проблемах соответствующих наук;
- умеет понять и оценить иную точку зрения, вести диалог или дискуссию;
- является носителем культурных норм и традиций, прожитых и усвоенных им; умеет аргументировать свои взгляды и мнение;
- умеет определять свои действия в ситуациях выбора; обладает раскованностью мыслей, чувств и движений;
- имеет достойную цель в жизни, умеет выстроить свои дальнейшие планы обучения на перспективу.
Из приведенного выше образа учащегося следуют требования к профессиональным качествам преподавателя-инноватора личностно-ориентированной образовательной организации, который:
· Диагностирует индивидуальный личностный потенциал учащихся;
· Уточняет фундаментальные образовательные объекты, связанные с ними проблемы и другие элементы образовательной программы инновационного типа;
· Отбирает культурные аналоги предполагаемым и уже продемонстрированным продуктам учебной деятельности обучающихся;
· Обеспечивает реализацию творческого потенциала и личностных качеств каждого ученика в обучении;
· Организует и отслеживает технологию движения учащихся по их индивидуальным образовательным траекториям;
· Фиксирует изменения в личностных качествах обучающихся и степень реализации их личностного потенциала, а также внешнюю образовательную продукцию учащихся (портфолио).
Чтобы обладать необходимыми личностно-профессиональными качествами для инновационной деятельности, требуется специальная подготовка. По мнению В.А. Сластенина [156], формирование готовности преподавателя к инновационной деятельности предусматривает:
- самоанализ на основе мотивов и диспозиций педагогической деятельности;
- критическое отношение к педагогическим нормативам;
- рефлексию и построение системы смыслов (смыслотворчество);
- открытость среде и профессиональным новшествам;
- творчески преобразующее отношение к миру, выход за пределы нормативной заданности;
- стремление к самореализации, воплощению в профессиональной деятельности своих намерений и образа жизни;
- субъективирование элементов содержания образования в личностно-смысловое содержание, т.е. наделение личностным смыслом.
Таким образом, для участия в педагогических нововведениях преподаватель должен приобрести опыт выявления и формирования субъектного опыта организации инновационной педагогической деятельности.
Любой инновационный процесс неразрывно связан с его проектированием, т.е. созданием проекта предстоящей инновационной деятельности. Прежде чем рассматривать особенности проектирования инновационного обучения, раскроем сущность проектной деятельности и особенности проектирования в области образования.