Мотивация учебно-познавательной деятельности

Понятием «мотивация» в психологии определяется процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для человека личностный смысл, создает устойчивость его интересов к ней и превращает внешние данные цели его деятельности во внутренние потребности личности. Мотивация деятельности представляет собой сложную систему побудителей, включающую потребности, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в учебно-познавательную деятельность. В структуре учебной мотивации психологи выделяют интерес к учению и изучаемым наукам, познавательные потребности и потребности в достижениях, отношение учащегося к учению и к преподавателям, к цели учения. Установлено влияние на учебную мотивацию уровня умственного развития учащегося, нравственной, эмоциональной и волевой сфер личности, методов обучения, использования различных стимулов и личности преподавателя.

Мотивационный компонент процесса обучения непосредственно связан с личностью обучаемого. Он характеризуется его отношением к учению, интересом к изучаемой специальности, учебным предметам, стремлением овладеть знаниями и умениями. Следует отметить исключительную важность мотивационного компонента в учебном процессе. Причина заключается в том, что усвоение знаний и освоение способов деятельности носят сугубо личностный характер. Невозможно учить человека чему-либо, если он того не желает. И наоборот, если у человека есть желание, интерес к изучаемой науке, стремление овладеть знаниями и умениями (мотивы учения), то он даже преодолевая преграды, самостоятельно будет получать необходимое образование.

К сожалению, в настоящее время у многих студентов нет осознанного стремления к овладению знаниями и умениями. Ведущими мотивами их познавательной активности выступают: необходимость сдачи зачетов и экзаменов, страх быть отчисленным за неуспеваемость, желание получить документ об образовании. Такое отношение сформировалось, вероятно, из-за невысокого престижа образования в нашей стране, наличия формализма в учебном процессе, неудовлетворительных условий учебного труда, авторитарных методов руководства студенческим коллективом и других причин.

В психолого-педагогических исследованиях проблеме мотивации учебно-познавательной деятельности уделяется значительное внимание (Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова и др.). В результате этих исследований установлено, что развитию познавательного интереса у обучаемых способствуют следующие условия:

- высокий исходный уровень умственного развития учащегося;

- максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся; ситуация решения проблемных вопросов и задач, активного поиска и догадок, размышления, анализ различных суждений и т.д.;

- организация обучения на оптимальном уровне развития учащихся (правильно организованное обучение всегда должно опережать развитие обучаемых, служить источником нового в развитии);

- эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учащихся: (благоприятный психологический климат, созданный преподавателем на занятии, повышает настроение обучаемых, способствует развитию их познавательного интереса);

- благоприятное общение в учебном процессе (общение учащихся друг с другом и с преподавателями создает многообразную гамму отношений, опосредованное влияние которых на интерес очень велико).

Среди эффективных способов формирования интереса к учению следует отметить: понимание студентами личной и общественной значимости образования, значение знаний и профессии в условиях рыночной экономики, конкуренции и т.д.; раскрытие значения изучаемого предмета в развитии личности учащихся; подбор интересных примеров, заданий; создание проблемных ситуаций; систематическая организация самостоятельной работы обучаемых; организация коллективных форм учебной деятельности.

Учащийся будет стремиться к хорошей учебе, проявлять интерес к изучаемым предметам в том случае, если в учебном заведении:

· к нему будут относиться доброжелательно с уважением;

· учащийся понимает социальное значение образования в целом и в предметном значении в частности;

· созданы условия для проявления своих способностей, для успешной учебы;

· достигнутый успех будет замечен коллективом учащихся во главе с преподавателем;

· учащийся будет заниматься не только учебой, но и многими другими видами деятельности – игровой, спортивной, трудовой, художественной и т.д.

К сожалению, в настоящее время студенты заняты в основном учебой. Многочасовой учебный труд не оставляет времени и сил для других занятий, монотонный и сидячий образ жизни надоедает, что приводит к нарушению ими дисциплины, побуждают искать сомнительные удовольствия вне учебы.

Важным условием оптимизации потенциальных возможностей личности является ее активность, направленность на определенный вид деятельности. Именно то, что особенно значимо для человека, выступает в конечном счете в качестве мотивов и целей его деятельности.

Одной из важных потребностей является потребность в общении. В общении студенты познают не только других, но и себя, овладевают опытом социальной жизни. Потребность в общении способствует установлению многообразных связей, развитию товарищества, дружбы, стимулирует обмен знаниями и опытом, мнениями, настроениями и переживаниями. Такой же значимой потребностью личности является потребность в достижениях. Жизнь студентов специфична по возможностям удовлетворения ряда потребностей. Имеются известные ограничения в удовлетворении их духовных и материальных потребностей. Данные исследований показывают, что повышение эффективности деятельности студента связано прежде всего с развитием их духовных потребностей в соответствии с требованиями обучения в вузе и будущей профессии.

Учебная мотивация является важнейшим фактором успешного обучения в вузе. Некоторые авторы прямолинейно делят мотивацию учебной деятельности на недостаточную и положительную, относя к последней познавательные, профессиональные и даже моральные мотивы. В такой интерпретации получается прямолинейная и почти однозначная связь положительной мотивации с успешностью обучения. При более дифференцированном анализе мотивов учебной деятельности выделяют направленность на получение знаний, на получение профессии, на получение диплома. Существует прямая корреляционная связь между направленностью на приобретение знаний и успешностью обучения. Два других вида направленности не обнаружили такой связи. Студенты, нацеленные на получение знаний, характеризуются высокой регулярностью учебной деятельности, целеустремленностью, сильной волей и др. Те же, кто направлен на получение профессии часто проявляют избирательность, деля дисциплины на «нужные» и «не нужные» для их профессионального становления, что может сказываться на академической успеваемости. Установка на получение диплома делает студента еще менее разборчивым в выборе средств на пути к его получению - нерегулярные занятия, «штурмовщина», шпаргалки и т.п.

В последнее время были выявлены существенные различия в мотивации учебной деятельности студентов коммерческих отделений или вузов по сравнению с «бюджетниками». У студентов первой группы самооценка примерно на 10 процентов выше, чем у вторых; сильнее выражено стремление к достижениям в бизнесе (18,5% против 10%); выше оценивается значимость хорошего образования и профессиональной подготовки (40% против 30,5%); большее значение придается свободному владению иностранными языками (37%) против 22%). Различается и внутренняя структура мотивации получения высшего образования у «коммерческих» и «бюджетных» студентов. Для вторых более значимы мотивы «получить диплом», «приобрести профессию», «вести научные исследования», «пожить студенческой жизнью», а для первых - «добиться материального благополучия», «свободно владеть иностранными языками», «стать культурным человеком», «получить возможность обучения за границей», «освоить теорию и практику предпринимательства», «добиться уважения в кругу знакомых», «продолжить семейную традицию». Тем не менее успешность обучения «коммерческих» студентов существенно хуже чем студентов «бюджетников», особенно в престижных вузах, где высокий конкурс обеспечивает отбор наиболее сильных и подготовленных абитуриентов. Мотив обучения должен лежать внутри самой учебной деятельности или как можно ближе к ее процессу. Достичь этого можно таким путем: сделать процесс обучения максимально интересным для студента, приносящим ему удовлетворение и даже удовольствие; помочь студенту сформировать такие мотивы и установки, которые позволят ему испытывать удовлетворение от преодоления внутренних и внешних препятствий в учебной деятельности.

По моему мнению, в условиях высшей школы , кроме отмеченных побудителей в качестве мотивационных факторов выступают: интерес обучаемого к выбранной профессии, общий уровень его умственного развития, воспитания и культуры, престиж изучаемой профессии в обществе; уровень заработной платы специалиста, содержательность и условия труда специалиста; значение изучаемой дисциплины в профессиональном становлении специалиста; научный уровень преподавания; методическая и материальная оснащенность учебного процесса; разнообразие применяемых методов, средств и организационных форм обучения; доля самостоятельной работы учащихся в бюджете времени; участие студентов в научно-исследовательской работе по специальности; конкурсы среди студентов на лучший проект, изделие, рацпредложение, изобретение и т.д. В целях формирования мотивов активной познавательной деятельности учащихся необходимо упорядочить весь учебно-воспитательный процесс, более точно (диагностично) определить цели образования, отобрать и систематизировать соответствующее этим целям содержание учебных предметов, увязав его с профессиональной деятельностью будущего специалиста, выбрать адекватные методы и средства для организации, контроля, коррекции и оценки результатов процесса обучения.

Краткий анализ мотивационного компонента и путей реализации в учебном процессе показывает, что формирование у обучаемых положительных мотивов учебно-познавательной деятельности является одной из главных задач преподавательского состава учебного заведения. Для ее успешного решения необходимо использовать психолого-педагогические и организационно-методические средства.

Многолетняя практика преподавания автором психолого-педагогических дисциплин в Уфимском государственном авиационном техническом университете показывает, что большинство учащихся с интересом посещают эти занятия, активно включаются в подготовку и чтение докладов, решение ситуационных задач, выполнение разнообразных заданий. Этому способствуют: раскрытие значения психолого-педагогических и социально-управленческих знаний в деятельности современного специалиста на вводной лекции; применение тестов, опросников, анкет для выявления индивидуальных и групповых характеристик; организация групповых дискуссий, группового решения проблем, ­мозгового штурма, деловых игр и других активных форм и методов обучения; подготовка докладов и выступлений для студенческой конференции; выполнение учащимися самостоятельных и контрольных заданий; написание рефератов.

Если у студентов проявляется устойчивый интерес изучаемым наукам и выбранной профессии, если он целенаправленно систематически занимается, активно выполняет все задания, то он успешно сдает зачеты и экзамены. Если же у учащихся не обнаруживается мотивация учения, не проявляются познавательная активность, трудолюбие, настойчивость и другие важные для учебы качества, то такой учащийся не достигает целей, получает отрицательные оценки и, как правило, отчисляется из вуза.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте характеристику студенчества.

2. Каковы структура и виды учебно-познавательной деятельности студентов?

3. Назовите основные элементы учебной задачи.

4. Перечислите факторы, влияющие на мотивацию учебно-познавательной деятельности.

Глава 9. Управление самостоятельной работой учащихся

9.1. Значение и сущность самостоятельной работы

9.2. Планирование и организация самостоятельной работы.

9.3. Особенности управления самостоятельной работой учащихся

9.4. Методическое обеспечение самостоятельной работы.

9.1. Значение и сущность самостоятельной работы

В условиях интенсивного развития науки, техники, технологии, экономики прежние знания быстро устаревают, растет запас новых знаний. Возникает необходимость самостоятельно овладевать этими знаниями. Поэтому одним из важнейших требований к современному специалисту является умение самостоятельно изучать и усваивать новые знания, т.е. умение заниматься самообразованием.

Как было отмечено выше, в традиционной методике обучения акцент делается на активность преподавателя: он должен планировать, организовать, контролировать и оценивать работу студента. Студенты ориентированы в основном на усвоение готовых знаний (результатов познания); в обучении основная познавательная задача заключается в восприятии и запоминании учебного материала, а затем в воспроизведении его на семинарских и практических занятиях, зачете и экзамене; при таком подходе не реализуется одно из главных требований к процессу обучения - развитие самостоятельности мышления и творческих способностей студентов. Традиционная методика обучения базируется на субъект - объектном понимании взаимодействия преподавателя и студентов. Преподаватель раскрывает содержание учебного материала, пользуясь методами объяснения, сравнения, анализа, демонстрации наглядных пособий, примеров, решения задач и т.д. При этом студенты слушают, наблюдают, ведут конспектирование, выполняют задания по образцу. В такой ситуации познавательная деятельность студентов носит репродуктивный, пассивный характер.

Современная методика обучения акцент переносит на активную познавательную деятельность самого студента, включающую такие действия как самомотивация, самоорганизация, самоконтроль, саморегуляция, самооценка и т.д.

Согласно современным представлениям о сущности учения студент должен сам управлять своей познавательной деятельностью. Он должен иметь возможность сам планировать темп и траекторию учения, сам инициировать необходимость оказания ему консультационных услуг, сам определять для себя время и порядок прохождения текущего контроля (самоконтроля). Природосообразное учение — это самоуправляемая, самостоятельная учебно-познавательная и учебно-практическая деятельность студента.

Систематическая самостоятельная работа студентов способствует тому, чтобы:

· научить их самостоятельно добывать новые знания из различных источников;

· способствовать формированию умений и навыков самостоятельной работы в учебной, научной и профессиональной деятельности;

· повысить ответственность за свою профессиональную подготовку;

· формировать у них профессиональное мышление на основе выполнения индивидуальных творческих заданий по учебным дисциплинам;

· развивать способности решать проблемы, находить конструктивные решения, принимать на себя ответственность и т.д.

Самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста. По мнению известного ученого педагога П.И.Пидкасистого, «…высшая школа постепенно, но неуклонно переходит от «передачи» студентам информации в готовом виде к управлению их самостоятельной учебно - познавательной деятельностью, к формированию у них опыта самостоятельной творческой работы» [131, с.4].

Все более очевидным становится необходимость поворота в системе высшего образования от формулы «образование на всю жизнь» к формуле «образование через всю жизнь». Такой переход предполагает учет психологической, теоретической и практической готовности студентов к обучению в условиях высшей школы; особый отбор учебного материала; проблемность обучения; выбор заданий для самостоятельной работы; планирование ее объема, сложности и трудоемкости; эффективное управление этой работой и использование передовых технологий обучения, проверки и оценки знаний, умений и навыков студентов, уровней сформированности опыта самостоятельной деятельности на различных этапах становления их как специалистов.

Учитывая вышеизложенное, в основу образовательного процесса в профессиональной школе должен быть, заложен принцип самостоятельности и познавательной активности обучаемых (этот принцип входит в систему основных дидактических принципов). Для этого важно, чтобы студент владел умениями:

· самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками;

· работать с полученной информацией (систематизировать, обобщать, сделать выводы, использовать для решения задач и т.д.);

· отбирать, конструировать необходимые способы познавательной деятельности, адекватные целям и задачам образования;

· применять усвоенные знания для решения разнообразных проблем социальной и профессиональной значимости.

В исследованиях, посвященных планированию и организации самостоятельной работы студентов (Л.Г.Вяткин, М.Г.Гарунов, Б.П.Есипов, В.А.Козаков, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, П.И.Пидкасистый, Н.А.Половникова, и др.) рассматриваются дидактические, психологические, организационные, методические и другие аспекты этой деятельности, раскрыты многие стороны исследуемой проблемы, особенно в традиционном дидактическом плане. Однако, особого внимания требуют вопросы мотивационного, процессуального, технологического обеспечения самостоятельной аудиторной и внеаудиторной познавательной деятельности студентов как целостной педагогической системы.

Понятие «самостоятельная работа» в педагогике определяется как планируемая, организационно и методически направляемая познавательная деятельность студентов, осуществляемая без прямой помощи преподавателя для достижения образовательных целей.

Основными признаками самостоятельной работы студентов (CРC) принято считать:

· наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса;

· проявление умственного напряжения обучаемых для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия;

· проявление самостоятельности и активности обучаемых в процессе решения поставленных задач;

· владение навыками самостоятельной работы;

· осуществление управления и самоуправления самостоятельной познавательной и практической деятельностью обучаемого.

Ядром самостоятельной работы является познавательная задача, предлагаемая студентам. В качестве такой задачи должна выступать учебная, научная, производственная или иная проблема, связанная с изучаемой дисциплиной.

В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствии. Самостоятельная работа реализуется:

· непосредственно в процессе аудиторных занятий – на практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ;

· в контакте с преподавателем вне рамок расписания – на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческого сотрудничества в рамках НИРС, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.;

· в библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач;

Границы между этими видами работ достаточно размыты, а сами виды СРС пересекаются. Таким образом самостоятельная работа студентов может быть как в аудитории, так и вне ее. Тем не менее, рассматривая вопросы самостоятельной работы студентов, обычно имеют в виду в основном внеаудиторную работу.

При выполнении любого вида самостоятельной работы студент должен пройти следующие этапы:

· определение целей самостоятельной работы;

· конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи;

· самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной задачи;

· выбор адекватного способа действия, ведущего к решению задачи (выбор путей и средств для ее решения);

· планирование (самостоятельное или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи;

· реализация программы выполнения самостоятельной работы;

· осуществление в процессе выполнения работы управленческих актов: контроль и самоконтроль промежуточных и конечного результатов работы, корректировка на основе результатов самоконтроля программ выполнения работы, устранение ошибок и их причин.

Как и всякая форма образовательного процесса, самостоятельная работа призвана выполнять несколько функций: образовательную (усвоение знаний и умений, их систематизация и закрепление), развивающую (развитие памяти, мышления и речи), воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда качеств личности – трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.).

Исследования педагогов и психологов позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям:

1) копирующие действия учащихся по заданному образцу;

2) репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта;

3) самостоятельное применение приобретенных знаний для решения задач.

4) самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях и условиях (например, решение нестандартных задач, составление новых программ, принятие решения и т.д.).

Характер и структура самостоятельной работы зависит от ее вида и содержания. Например, внеаудиторная самостоятельная работа с учебной литературой включает в себя следующие элементы: ознакомительное чтение материала по данному вопросу с определением его места и связи в системе изучаемых проблем; повторение, вдумчивое чтение с составлением плана прочитанного; выделение главного по каждому пункту составленного плана; запись отобранного материала своими словами (конспектирование) и т.д.

Степень самостоятельности во всех формах организации учебной деятельности обучающихся различна и зависит от организации учебного процесса в очной, очно-заочной системе обучения, в системе дистанционного обучения, от методики проведения занятий, от личности и уровня интеллектуального развития студентов, а также от личности, педагогической квалификации и стиля работы преподавателя. Кроме того, различна и структура этой работы. Она складывается из следующих компонентов: восприятие и осмысление учебного материала на лекциях, конспектирование лекции; изучение учебной литературы; решение задач, выполнение упражнений и других заданий; подготовка докладов и рефератов; выполнение типовых расчетов; подготовка и выполнение лабораторных работ; подготовка к практическим и семинарским занятиям; подготовка к зачетам и экзаменам; выполнение курсовых работ и т.д. Эти и другие элементы самостоятельной работы тесно связаны с формами и методами обучения.

В результате самостоятельной работы студент должен:

· освоить теоретический материал по изучаемой дисциплине;

· закрепить знания теории, используя необходимый инструментарий практическим путем (решение задач, выполнение контрольных работ, тестов для самопроверки);

· применить полученные знания и практические навыки для анализа ситуации и выработки правильного решения ( подготовка групповой дискуссии или деловым играм, анализ конкретной ситуации, разработка проекта и т.д.);

· применить полученные знания и умения для формирования собственной позиции, теории, модели (научно-исследовательская работа, написание курсовой или дипломной работы).

9.2. Планирование и организация самостоятельной работы

Объем времени для СРС по каждой дисциплине указываются в учебном плане каждой отдельной образовательной программы. Этот объем времени также приводится в программе дисциплины.

Задания для СРС по дисциплине планируются преподавателем заранее, при разработке учебного курса. Исходными данными для планирования СРС являются учебный план, в котором указаны общая трудоемкость и объем аудиторных и самостоятельных занятий по каждой дисциплине, рабочие программы дисциплин по определенной отдельной образовательной программе и государственный образовательный стандарт по соответствующей специальности.

На основании действующих учебных планов, заданий для СРС деканат составляет график самостоятельной работы академической группы определенной специальности в рамках графика учебного процесса на каждый учебный семестр. В графике для каждой дисциплины указывается распределение объема СРС по неделям учебного семестра, указываются промежуточные контрольные мероприятия. В зависимости от вида контрольного мероприятия, оно может реализовываться как в часы аудиторных занятий, так и вне аудиторного времени.

В вузе (колледже) существуют различные виды индивидуальной самостоятельной работы - подготовка к лекциям, семинарам, лабораторным работам, зачетам и экзаменам, выполнение рефератов, курсовых работ и т.д. Самостоятельная работа более эффективна, если она парная или в ней участвуют несколько человека. Групповая работа усиливает фактор мотивации и взаимной интеллектуальной активности, повышает эффективность познавательной деятельности студентов благодаря взаимному контролю.

К условиям, обеспечивающим успешное выполнение самостоятельной работы, относятся:

1. Мотивированность учебного задания.

2. Четкая постановка познавательных задач.

3. Алгоритм, метод выполнения работы, знания студентами способов ее выполнения.

4. Четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления.

5. Определение видов и времени консультационной помощи.

6. Виды и формы контроля.

7. Критерии оценки, отчетности и т.д

В целом же ориентация учебного процесса на самостоятельную работу и повышение ее эффективности предполагает:

· увеличение числа часов на СРС;

· выдачу комплекта заданий на СРС сразу или поэтапно;

· создание учебно-методической и материально-технической базы в вузах (учебники, учебно-методические пособия, электронные учебники, компьютерные классы и т.д.), позволяющие самостоятельно освоить дисциплину;

· доступность лабораторий для самостоятельного выполнения лабораторного практикума;

· организацию систематического контроля результата СРС;

· сокращение большей части сложившихся форм лекционных, семинарских и практических занятий с целью высвобождения времени на самостоятельную работу и консультации.

Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы студентов в вузе заключается не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности.

В стандартах высшего профессионального образования на внеаудиторную работу отводится не менее половины бюджета времени студента - 27 часов в неделю в среднем за весь период обучения. Это время полностью может быть использовано на самостоятельную работу. Кроме того, большая часть времени, отводимого на аудиторные занятия, так же включает самостоятельную работу. Таким образом, времени на самостоятельную работу в учебном процессе вполне достаточно, вопрос в том, как эффективно использовать это время.

В общем случае возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов. Первый - это увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий. Реализация этого пути требует от преподавателей разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки. Второй - повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время. Повышение активности студентов при работе во внеаудиторное время связано с рядом трудностей. В первую очередь это неготовность к нему как большинства студентов, так и преподавателей, причем и в профессиональном и в психологическом аспектах. Кроме того, существующее информационное обеспечение учебного процесса недостаточно для эффективной организации самостоятельной работы. Основная задача организации самостоятельной работы студентов заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Как было отмечено выше, основным принципом организации СРС должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач. Цель СРС - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
Решающая роль в организации СРС принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом “вообще”, а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя - увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации.
Условно самостоятельную работу студентов можно разделить на обязательную и контролируемую. Обязательная самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных докладов, выполненных контрольных работ, тестовых заданий и др. форм текущего контроля. Баллы, полученные студентом по результатам аудиторной работы, формируют рейтинговую оценку текущей успеваемости студента по дисциплине. Контролируемая самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины.

Студент, приступающий к изучению учебной дисциплины, получает информацию обо всех формах самостоятельной работы по курсу с выделением обязательной самостоятельной работы. По каждой учебной дисциплине устанавливается максимальный уровень баллов, который может быть набран по СРС. Ориентируясь на этот показатель, студент самостоятельно осуществляет выбор форм самостоятельной работы из предлагаемого ему перечня СРС по данной дисциплине. Задания для самостоятельной работы студента должны быть четко сформулированы, разграничены по темам изучаемой дисциплины, и их объем должен быть определен часами, отведенными в учебной программе.

Исходя из практики организации СРС в вузах, рекомендуются следующие виды заданий:

· текущая работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы;

· поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса;

· изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку

· домашнее задание или домашняя контрольная работа, предусматривающее решение задач, выполнение упражнений и т.п. и выдаваемое либо на каждом практическом занятии, либо одновременно ко всем практическим занятиям по теме или разделу дисциплины;

· задание по переводу тысяч знаков по иностранным языкам;

· подготовка к лабораторным занятиям;

· подготовка к практическим и семинарским занятия;

· практикум по учебной дисциплине с использованием программного обеспечения;

· написание реферата (эссе) по заданной проблеме;

· выполнение расчетно-графической работы;

· подготовка к контрольной работе или к коллоквиуму;

· подготовка к зачету, экзамену;

· выполнение курсовой работы или проекта;

· участие в научных студенческих конференциях и семинарах;

· аналитический разбор научной публикации по заранее определенной преподавателем теме;

· анализ статистических и фактических материалов по заданной теме, проведение расчетов, составление схем и моделей на основе статистических материалов.

Необходимые условия реализации задачи формирования самостоятельности на этапе организации СРС в структуре обучения следующие: План СРС должен ориентировать студента на получение конечного продукта своей деятельности. Поэтому целесообразно выдавать графики самостоятельной работы студентам, которые должны быть ориентированы на конечный результат. Наиболее приемлемой формой можно считать План-график сдачи заданий по СРС. В самом названии этого организационного документа заключена ориентация на конечный продукт-сдачу выполненных заданий. План-график должен содержать все задания на планируемый период, включая и контрольные работы. Содержание контрольных работ должно отражать нормативы результатов СРС и контрольные вопросы и задачи. Проведение контрольных работ обычно планируют после выполнения, какого либо задания для СРС. План-график должен указывать конечный срок сдачи заданий и дату проведения контрольных работ.

Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной СРС, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.

9.3. Особенности управления самостоятельной работой учащихся

В самостоятельной работе студентов по решения познавательных и практических задач всегда присутствуют элементы управления и самоуправления данной деятельностью. Это целеполагание, планирование и организация работы, текущий контроль и самоконтроль за ходом работы за ее конечным результатом, устранение замеченных ошибок. Современная теория организации и управления образовательным процессом в высшей школе свидетельствует о том, что интенсивность самостоятельной работы студентов является фактором, существенно определяющим качество подготовки специалистов [129].

Объектом управления самостоятельной работой является учебно-познавательная деятельность студентов. Управление СРС в обучении выполняет четыре функции: а) мотивации; б) планирования; в) организации; г) контроля и оценки. В его основе имеется три момента: конкретное определение целей работы, выбор способа достижения цели и определение способа контроля и корректирования. Мотивация учебно-познавательной деятельности студентов во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения. Характеристикой этой позиции являются: высокий уровень педагогического мышления и его критичность, способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога со студентами, стремление к обоснованию своих взглядов, способность к самооценке своей преподавательской деятельности. Содержательной стороной мотивации учебно-познавательной деятельности являются подбор содержания учебного материала, составление заданий, конструирование учебных задач на основе проблемного обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого студента. Мотивация самостоятельной работы студентов начинается с диагности<

Наши рекомендации