Понятие, виды и структура деятельности
В философии и психологии понятие «деятельность» определяется как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, развивает свои способности, сохраняет и совершенствует природу, преобразует общество и т.д. Человеческая деятельность имеет социальную, общественно-историческую природу. Она обусловлена общественными и личными потребностями, уровнем социально-экономического, культурного и научно-технического развития общества. Например, переход экономики нашей страны к рыночным отношениям создает условия для развития различных видов предпринимательской деятельности (коммерческой, производственной, финансовой, посреднической и т.д.)
Различают четыре основных вида деятельности людей: общение, игры, познание и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при активном участии в них человека, начиная с детского возраста, происходит его интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, эстетическое и физическое развитие.
Если за основу классификации взять основные сферы общественной жизни, то все виды трудовой и познавательной деятельности можно включить в следующие группы: 1) материально-производственную, включая сферу торговли и услуг; 2) духовную; 3) социально-политическую; 4) управленческую; 5) социальное воспроизводство людей (воспитание, обучение, профилактика заболеваний и лечение).
Материально-производственная деятельность (труд) людей охватывает всю сферу народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д.) и является главным условием существования общества.
К видам духовной деятельности относятся учебно- и научно-познавательная деятельность, включая самообразование личности, ценностно-ориентационная деятельность (оценка событий, явлений, предметов, поведения людей и т.д.; мотивация своих действий и поступков; выработка жизненных планов, ориентации) и художественно-эстетическая деятельность (приобщение к искусству и литературе, художественное творчество, восприятие красоты окружающего мира и т.д.).
Социально-политическая деятельность специалистов предполагает их участие в политических организациях и мероприятиях, работу в органах административной власти. Она может осуществляться вне предприятия или организации – основного места профессиональной деятельности специалистов. Социально-политической деятельностью занимаются члены различных партий, депутаты на различных уровнях государственной власти, должностные лица исполнительной власти в федеральных, республиканских.(областных) и других структурах, сотрудники посольств и т.д.
Управленческая деятельность специалистов включает два вида управления: управление производством и управление людьми (социальное управление), то есть менеджмент. Управленческая деятельность выполняется руководителями всех рангов, начиная с президента.
Социальное воспроизводство людей означает воспитание и обучение подрастающего поколения, профилактику заболеваний и лечение людей. Педагогическая деятельность специалистов на производстве включает воспитание и обучение молодых рабочих, повышение их уровня экономического и технического образования, уровня культуры, нравственного и физического развития. Кроме того, специалисты, имеющие семью, занимаются воспитанием детей.
Психологические исследования деятельности связаны с именами Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова и других известных психологов нашей страны. Анализируя структуру деятельности, психологи выделяют следующие компоненты: субъект, его потребности, мотивы и цели; предмет, средства, действия и операции, процедуру и продукт (результат) деятельности. Для любой предметной деятельности необходимы определенные условия.
Понятие «субъект деятельности» соотносится с понятием «личность». В коллективной (групповой) деятельности в роли субъекта деятельности выступает социальная группа. Предмет деятельности – это то, на что она направлена, что является исходным материалом, подлежащим преобразованию. Предметом трудовой деятельности рабочих, например, выступают сырье, материалы, металл и т.д. В духовной сфере предмет деятельности – это знания, образы, общественное сознание, мировоззрение, психика человека и др. Процесс и результаты (продукт) деятельности суть изменения в материальном мире или в духовной сфере (например, новые знания в образовании). Такую преобразующую деятельность может совершать только субъект, обладающий необходимыми знаниями и умениями. Знания о предмете, средствах, способах выполнения и продукте деятельности составляют ориентировочную основу деятельности. Кроме того, субъект должен знать цель деятельности. Цель деятельности – это предполагаемый результат, это идеальный образ продукта деятельности. Мотивы - то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В роли мотивов могут выступать потребности, интересы, влечения, эмоции, убеждения, установки и другие свойства личности.
К средствам деятельности относятся материальные объекты (орудия труда), язык, методы, символы, схемы, носители информации и т.д. Процедура деятельности – это технология, способы получения желаемого продукта. Информация о процедуре деятельности содержится или в памяти субъекта, или фиксируется на материальных носителях в виде программ или алгоритма. Процедуру деятельности следует отличать от процесса деятельности. Процесс деятельности есть реальное движение совокупности материальных объектов. Процесс деятельности – это одновременное функционирование и взаимодействие субъекта, предмета и средств деятельности, А процедура деятельности определяется как способ (правила, методика) изменения всех этих структурных моментов, приводящих к желаемому результату, т.е. получению определенного продукта с заданными свойствами.
Процесс деятельности включает в себя действия и операции. Действие как структурная часть деятельности побуждается ее мотивом и соотносится с определенной целью. Единство цели и условий ее достижения является задачей, решением которой выступает действие. Каждый конкретный вид деятельности совершается путем выполнения определенных действий. Например, при подготовке доклада руководитель выполняет такие действия как изучение документов организации и литературы, систематизация материала, составление плана-конспекта, подготовка средств наглядности и др. Любое действие складывается из операций (умственных, перцептивных, двигательных и др.). Одна и та же операция может входить в разные действия, и наоборот, одно действие может быть реализовано разными операциями.
Любая деятельность направлена на созидание определенного материального или духовного продукта. А. Н.Леонтьев исходил из различения внешней и внутренней деятельности [94]. Внешняя деятельность – это материальная, чувственно-предметная деятельность. Внутренняя – это деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах (умственная деятельность). Эти виды деятельности тесно связаны: прежде чем осуществить внешнюю, практическую деятельность, человек продумывает ее цели, средства, процедуру и т.д., т.е. определяет ориентировочную основу деятельности.
Анализ деятельности как объекта изучения показывает, что она характеризуется рядом особенностей. Среди них основными являются следующие характеристики:
1) общественно-исторический характер деятельности;
2) предметность деятельности;
3) целенаправленность и мотивированность деятельности;
4) опосредованный характер деятельности;
5) продуктивный характер деятельности;
6) иерархичность, структурированность деятельности;
7) процессуальный характер деятельности.
Разумеется, человеческая деятельность связана с такими сферами личности (субъекта деятельности) как эмоции и чувства, нравственность, культура (эстетика), здоровье, знания, умения, способности, интересы и т.д. Именно в различных видах деятельности формируются, развиваются и проявляются качества личности; осуществляются творческий потенциал, самореализация, самовыражение личности.