Какое из утверждений является ошибочным?

Часть 1.

Ответами к заданиям 1-24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Своей известностью Галапагосские острова, находящиеся в Тихом океане, в

немалой степени обязаны Чарльзу Дарвину, который в 1835 году посетил

Галапагосы в рамках кругосветного путешествия, совершенного английской

экспедицией на корабле «Бигль». (2) Каждый из островов архипелага индивидуален по

ландшафту и дикой природе, и, несмотря на суровый климат, на каждом обитают

животные, которые сумели приспособиться к уникальным местным природным

условиям. (3) …. эти чудесные адаптации в свое время поразили молодого

натуралиста Дарвина, а их исследование послужило импульсом к созданию

знаменитой эволюционной теории происхождения видов.

1.В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Своей известностью Галапагосы обязаны Ч. Дарвину: исследования уникального животного мира архипелага стали для него стимулом к созданию эволюционной теории происхождения видов.

2) Особенность животного мира Галапагосских островов - уникальные природные условия, к которым местные виды приспособились в процессе эволюции.

3) Несмотря на то, что климат на всем архипелаге довольно суровый, на

Галапагосах всегда обитало много видов интересных животных.

4) Во времена Чарльза Дарвина, который в 1835 году посетил Галапагосские

острова в рамках кругосветного путешествия, этот архипелаг был почти

неизвестным и малоисследованным местом.

2.Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в третьем

предложении?

вероятно

только

именно

однако

несмотря на это

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СТЕПЕНЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СТЕПЕНЬ- ж , мн. степени, степеней

  1. Сравнительная величина, сравнительное количество, сравнительное качество чего-нибудь. С. культуры. Высокая с. мастерства.
  2. В косв.падежах в соединении с прилагательным образует выражения, обозначающие важность, значительность чего-н. или отношение к чему-н., характеризуемые прилагательным. В высшей с. В значительной с.
  3. Произведение равных множителей, результат повторного умножения числа на самого себя. Возведение в с. Икс в пятой с.
  4. Форма качественных имён прилагательных и наречий, указывающая на степень качества, выражаемую данным прилагательным или наречием. Сравнительная с. С. сравнения.

4.В одном из приведённых ниже слов неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

Выпишите это слово.

1) крАны

2) красИвейший

3) дозвонЯтся

4) осведомИшься

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно.

1) Кавалеры этого ордена по уставу должны иметь ВОЕННОЕ звание не

ниже генеральского.

2) Российские дипломаты должны принимать ДЕЙСТВЕННЫЕ меры по

защите интересов наших соотечественников за рубежом.

3) Правильная и своевременная КОРНЕВАЯ подкормка растений является

гарантией высокого урожая.

4) Не следует искать в каждой строчке письма СКРЫТЫЙ смысл.

6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно.

1) с тремястами новобранцами

2) жареные тетерева

3) ихние друзья

4) лягте на кушетку

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А.Раскрашивая картинки, 1.Ошибочное образование формы глагола.

у детей развивается моторика рук.

Б. Тургенев приводит героя к постепенному 2.Неправильное образование формы

осознанию своих ошибок местоимения.

В. Вы и ваши помощники смогут 3.Неправильное построение предложения

выполнить задание в срок. с деепричастным оборотом
Г. С тысячи девятисот восьмидесяти 4.Неправильное употребление видовых шестого года (год Чернобыля) прошло уже форм глагола.

много лет.

Д. Ноздрёв – большой любитель купить 5. Неправильное склонение составных и менять вещи. порядковых числительных

.Ответ:

А Б В Г Д
         

8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

прик.. .саться

расп…рядился

подтв...рдить

к...валерия

9.Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

з...ночевать, з...ревать

пр...брежный, пр...сягать

и...готовить, во...питание

из...ян, обез...яна

10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

отмалч...ватъся

застенч...вый

потч...вать

переплач...ваемый

11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

сирен…вый

пристра...вать

повел...вать

вкусн..нький

12.Определите предложение, в котором НЕ (НИ) со словами пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1) Сейчас уже (ни) кому не узнать правды.

2) Инженер (не) приветливо посмотрел на журналиста.

3) В Пакистане находится самая высокая из ещё (не) покоренных вершин мира.

4) Подарок был хоть и (не) дорогой, но очень полезный.

13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1) (НИ) КТО не мог повторить рекорд легкоатлета Роберта Бимона (В) ТЕЧЕНИЕ

многих лет.

2) (НИ)РАЗУ не собиралось ещё (НА) ПРОТИВ церкви столько людей, как в ту

крещенскую ночь.

3) (НЕ) СМОТРЯ на тёплый день, одет он был в драповое пальто, застегнутое

(НА) ГЛУХО.

4) Ветви дерева были такими кривыми, БУД (ТО) КТО(ТО) нарочно изгибал их и

не давал расти прямо.

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В связи с повыше(1)ой опасностью возникновения оползня работы в песча(2)ом

карьере были приостановле(3)ы.

15.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1.Задувал неприятный ветер и было очень холодно.

2.Яркое летнее солнце едва коснулось линии горизонта и стало вдруг кроваво-

красным.

3. Через наш большой лес проводят шоссе с отдельными путями для легковых машин, и для грузовиков, и для телег.

4. Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.

5. Мама пожелала сыну, идущему на экзамен, ни пуха ни пера.

16.Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Старушка (1) вздыхая (2) и (3) утирая бегущие слезы платочком (4) долго

рассказывала нам о своих деревенских бедах.

17.Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

При аварии никто (1) к счастью (2) не пострадал (3) поскольку (4) на стройплощадке

в тот момент не было рабочих.

18.Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Жителям оставалось надеяться только на трёх смельчаков (1) в руках (2) которых (3)

теперь была судьба всего города.

19.Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

После праздников отношения между супругами совсем испортились (1) и (2) хотя

они никогда не бранились при посторонних (3) но настроение у всех членов семьи

было подавленное (4) а в доме царила гнетущая атмосфера.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Когда я отмечал свой восьмой день рождения, бабушка подарила мне толстую тетрадь и сказала: (2)«Вот тебе альбом, записывай в него всё, что тебе покажется умным и хорошим, и пусть каждый из нас напишет тебе что-нибудь на память».(3)Раньше мне дарили только игрушки, а тут я впервые получил настоящий «взрослый» подарок. (4)Тетрадь была красивая, с плотными мелованными листами, синем сафьяновом переплете, но, несмотря на свою красоту и «взрослость», она показалась мне тогда абсолютно ненужной вещью. (5)Мне так хотелось оловянных солдатиков, о которых я давно мечтал! (6)Они даже по ночам мне снились, новенькие, блестящие, в парадных мундирах, с острыми саблями на боку и чёрными винтовками за плечами. (7)Как раз таких я видел каждый день в витрине магазина на соседней улице. (8)И вдруг - альбом. (9)Какая скучища!(10 )Я молча принял нежданный подарок и, положив его на каминный столик,

занялся своими старыми игрушками. (11)Дедушка, сидевший в это время у камина, внимательно наблюдал за мной. (12)Конечно, он сразу заметил моё разочарование и понимающе улыбнулся. (13)Потом подошёл, потрепал меня по щеке, взял мою сафьяновую тетрадь и написал на первой странице: (14)«Если хочешь счастья, не думай о лишениях; учись обходиться без лишнего». (15)Да, хорошо ему было говорить: (16)«Не думай»... (17)А мне, тогда совсем ещё ребёнку, было до слёз обидно, но пришлось примириться.(18 )Я тогда и не заметил, как глубоко меня задел этот постылый жизненный совет, данный мне дедом. (19)Сначала я и слышать о нём не хотел: это была бессовестная насмешка надо мною и над моими солдатиками. (20)Но позднее... (21)И потом ещё

много спустя...(22)У меня было так много лишений в жизни. (23)И всегда, когда мне чего-нибудь

остро недоставало или когда приходилось терять что-нибудь любимое, я думал о сафьяновой тетради и об изречении деда. (24)Я и сейчас называю его «правилом счастья» или «законом оловянного солдатика».(25) Кажется, тут замешана и сказка Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»: храбрый был малый - прошёл через огонь и воду и даже глазом не моргнул.(26)Способность легко переносить заботы и легко обходиться без того, чего не хватает, входит в искусство жизни. (27)Если человек хочет стойко сносить лишения, от него требуется выполнение двух условий. (28)Во-первых, у него должна быть в жизни некая высшая, все определяющая ценность, которую он действительно больше всего любит и которая на самом деле заслуживает этой любви. (29)Нельзя терять священное и существенное в жизни, то главное, ради чего мы живем, перед чем всё остальное бледнеет и отходит на задний план. (30)Но всё несущественное, повседневное, все мелочи жизни не должны нас ослеплять, связывать, обессиливать и порабощать. (31)И во-вторых, человеку нужна способность концентрировать своё внимание, свою любовь, свою волю и своё воображение не на том, чего не хватает, чего он лишён, но на том, что ему дано. (32)Кто постоянно думает о недостающем, тот будет всегда голоден, завистлив, заряжен ненавистью. (33)Тот же, кто умеет с любовью вчувствоваться и вживаться в дарованное ему, будет находить в каждой жизненной мелочи новую глубину, красоту и радость

жизни. (34)Диогену довольно было простого луча солнца, чтобы пережить полноту и радость бытия.(35)Лишения выковывают характер, по-суворовски воспитывают в людях волю к победе, учат их самоуглублению. (36)Они могут принести человеку истинное богатство, которое он иначе не постигнет. (37)И я не ропщу на лишения и утраты, постигшие меня в жизни. (38)Но о моей синей сафьяновой тетради, научившей меня когда-то «закону оловянного солдатика», я вспоминаю с благодарностью. (39)Эта удивительная вещь отняла у меня когда-то желанную игрушку, но открыла мне доступ к истинному богатству.

(По И.А. Ильину)

Иван Александрович Ильин (1883-1954) - известный религиозный философ,

писатель и публицист

20.О чём говорит высказывание рассказчика: «Тот же, кто умеет с любовью

вчувствоваться и вживаться в дарованное ему, тот будет находить в каждой

жизненной мелочи новую глубину, красоту и радость жизни»?

1) Люди, способные ценить и любить то, что им дано, живут счастливой и

полной жизнью.

2) Люди, довольствующиеся малым, в любом обществе во все времена

вызывают уважение и стремление им подражать.

3) Люди, которым достаточно того, что у них есть, никогда не добьются успеха.

4) Люди, умеющие находить радость в простых жизненных мелочах,

встречаются очень редко.

На места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру

Соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

24.

Стремясь передать детские воспоминания, связанные с подарком бабушки, И.Ильин

использует лексическое средство выразительности, как (А)___________________(«ненужная вещь» в предложении 4, «удивительная вещь» в предложении 39) и фигуру речи (Б)__________________________(предложение 8), которые придают изображённой картине выразительную силу. Такой приём, как (В)_______________________________ («ослеплять, связывать, обессиливать и порабощать» в предложении 30) и синтаксическое средство, как (Г)____________________( в предложениях 20, 21) усиливают эмоциональное воздействие на читателя.

Ответ:

А Б В Г
       

Список терминов:

1.эллипсис

2.метафора

3.синтаксический параллелизм

4.многосоюзие

5.эпитет

6. антонимы

7. синонимы

8. антитеза

9. градация

Часть 2

25.Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на

читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 1.

Ответами к заданиям 1-24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Своей известностью Галапагосские острова, находящиеся в Тихом океане, в

немалой степени обязаны Чарльзу Дарвину, который в 1835 году посетил

Галапагосы в рамках кругосветного путешествия, совершенного английской

экспедицией на корабле «Бигль». (2) Каждый из островов архипелага индивидуален по

ландшафту и дикой природе, и, несмотря на суровый климат, на каждом обитают

животные, которые сумели приспособиться к уникальным местным природным

условиям. (3) …. эти чудесные адаптации в свое время поразили молодого

натуралиста Дарвина, а их исследование послужило импульсом к созданию

знаменитой эволюционной теории происхождения видов.

1.В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Своей известностью Галапагосы обязаны Ч. Дарвину: исследования уникального животного мира архипелага стали для него стимулом к созданию эволюционной теории происхождения видов.

2) Особенность животного мира Галапагосских островов - уникальные природные условия, к которым местные виды приспособились в процессе эволюции.

3) Несмотря на то, что климат на всем архипелаге довольно суровый, на

Галапагосах всегда обитало много видов интересных животных.

4) Во времена Чарльза Дарвина, который в 1835 году посетил Галапагосские

острова в рамках кругосветного путешествия, этот архипелаг был почти

неизвестным и малоисследованным местом.

2.Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в третьем

предложении?

вероятно

только

именно

однако

несмотря на это

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СТЕПЕНЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СТЕПЕНЬ- ж , мн. степени, степеней

  1. Сравнительная величина, сравнительное количество, сравнительное качество чего-нибудь. С. культуры. Высокая с. мастерства.
  2. В косв.падежах в соединении с прилагательным образует выражения, обозначающие важность, значительность чего-н. или отношение к чему-н., характеризуемые прилагательным. В высшей с. В значительной с.
  3. Произведение равных множителей, результат повторного умножения числа на самого себя. Возведение в с. Икс в пятой с.
  4. Форма качественных имён прилагательных и наречий, указывающая на степень качества, выражаемую данным прилагательным или наречием. Сравнительная с. С. сравнения.

4.В одном из приведённых ниже слов неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

Выпишите это слово.

1) крАны

2) красИвейший

3) дозвонЯтся

4) осведомИшься

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно.

1) Кавалеры этого ордена по уставу должны иметь ВОЕННОЕ звание не

ниже генеральского.

2) Российские дипломаты должны принимать ДЕЙСТВЕННЫЕ меры по

защите интересов наших соотечественников за рубежом.

3) Правильная и своевременная КОРНЕВАЯ подкормка растений является

гарантией высокого урожая.

4) Не следует искать в каждой строчке письма СКРЫТЫЙ смысл.

6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно.

1) с тремястами новобранцами

2) жареные тетерева

3) ихние друзья

4) лягте на кушетку

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А.Раскрашивая картинки, 1.Ошибочное образование формы глагола.

у детей развивается моторика рук.

Б. Тургенев приводит героя к постепенному 2.Неправильное образование формы

осознанию своих ошибок местоимения.

В. Вы и ваши помощники смогут 3.Неправильное построение предложения

выполнить задание в срок. с деепричастным оборотом
Г. С тысячи девятисот восьмидесяти 4.Неправильное употребление видовых шестого года (год Чернобыля) прошло уже форм глагола.

много лет.

Д. Ноздрёв – большой любитель купить 5. Неправильное склонение составных и менять вещи. порядковых числительных

.Ответ:

А Б В Г Д
         

8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

прик.. .саться

расп…рядился

подтв...рдить

к...валерия

9.Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

з...ночевать, з...ревать

пр...брежный, пр...сягать

и...готовить, во...питание

из...ян, обез...яна

10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

отмалч...ватъся

застенч...вый

потч...вать

переплач...ваемый

11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

сирен…вый

пристра...вать

повел...вать

вкусн..нький

12.Определите предложение, в котором НЕ (НИ) со словами пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1) Сейчас уже (ни) кому не узнать правды.

2) Инженер (не) приветливо посмотрел на журналиста.

3) В Пакистане находится самая высокая из ещё (не) покоренных вершин мира.

4) Подарок был хоть и (не) дорогой, но очень полезный.

13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1) (НИ) КТО не мог повторить рекорд легкоатлета Роберта Бимона (В) ТЕЧЕНИЕ

многих лет.

2) (НИ)РАЗУ не собиралось ещё (НА) ПРОТИВ церкви столько людей, как в ту

крещенскую ночь.

3) (НЕ) СМОТРЯ на тёплый день, одет он был в драповое пальто, застегнутое

(НА) ГЛУХО.

4) Ветви дерева были такими кривыми, БУД (ТО) КТО(ТО) нарочно изгибал их и

не давал расти прямо.

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В связи с повыше(1)ой опасностью возникновения оползня работы в песча(2)ом

карьере были приостановле(3)ы.

15.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1.Задувал неприятный ветер и было очень холодно.

2.Яркое летнее солнце едва коснулось линии горизонта и стало вдруг кроваво-

красным.

3. Через наш большой лес проводят шоссе с отдельными путями для легковых машин, и для грузовиков, и для телег.

4. Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.

5. Мама пожелала сыну, идущему на экзамен, ни пуха ни пера.

16.Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Старушка (1) вздыхая (2) и (3) утирая бегущие слезы платочком (4) долго

рассказывала нам о своих деревенских бедах.

17.Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

При аварии никто (1) к счастью (2) не пострадал (3) поскольку (4) на стройплощадке

в тот момент не было рабочих.

18.Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Жителям оставалось надеяться только на трёх смельчаков (1) в руках (2) которых (3)

теперь была судьба всего города.

19.Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

После праздников отношения между супругами совсем испортились (1) и (2) хотя

они никогда не бранились при посторонних (3) но настроение у всех членов семьи

было подавленное (4) а в доме царила гнетущая атмосфера.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Когда я отмечал свой восьмой день рождения, бабушка подарила мне толстую тетрадь и сказала: (2)«Вот тебе альбом, записывай в него всё, что тебе покажется умным и хорошим, и пусть каждый из нас напишет тебе что-нибудь на память».(3)Раньше мне дарили только игрушки, а тут я впервые получил настоящий «взрослый» подарок. (4)Тетрадь была красивая, с плотными мелованными листами, синем сафьяновом переплете, но, несмотря на свою красоту и «взрослость», она показалась мне тогда абсолютно ненужной вещью. (5)Мне так хотелось оловянных солдатиков, о которых я давно мечтал! (6)Они даже по ночам мне снились, новенькие, блестящие, в парадных мундирах, с острыми саблями на боку и чёрными винтовками за плечами. (7)Как раз таких я видел каждый день в витрине магазина на соседней улице. (8)И вдруг - альбом. (9)Какая скучища!(10 )Я молча принял нежданный подарок и, положив его на каминный столик,

занялся своими старыми игрушками. (11)Дедушка, сидевший в это время у камина, внимательно наблюдал за мной. (12)Конечно, он сразу заметил моё разочарование и понимающе улыбнулся. (13)Потом подошёл, потрепал меня по щеке, взял мою сафьяновую тетрадь и написал на первой странице: (14)«Если хочешь счастья, не думай о лишениях; учись обходиться без лишнего». (15)Да, хорошо ему было говорить: (16)«Не думай»... (17)А мне, тогда совсем ещё ребёнку, было до слёз обидно, но пришлось примириться.(18 )Я тогда и не заметил, как глубоко меня задел этот постылый жизненный совет, данный мне дедом. (19)Сначала я и слышать о нём не хотел: это была бессовестная насмешка надо мною и над моими солдатиками. (20)Но позднее... (21)И потом ещё

много спустя...(22)У меня было так много лишений в жизни. (23)И всегда, когда мне чего-нибудь

остро недоставало или когда приходилось терять что-нибудь любимое, я думал о сафьяновой тетради и об изречении деда. (24)Я и сейчас называю его «правилом счастья» или «законом оловянного солдатика».(25) Кажется, тут замешана и сказка Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»: храбрый был малый - прошёл через огонь и воду и даже глазом не моргнул.(26)Способность легко переносить заботы и легко обходиться без того, чего не хватает, входит в искусство жизни. (27)Если человек хочет стойко сносить лишения, от него требуется выполнение двух условий. (28)Во-первых, у него должна быть в жизни некая высшая, все определяющая ценность, которую он действительно больше всего любит и которая на самом деле заслуживает этой любви. (29)Нельзя терять священное и существенное в жизни, то главное, ради чего мы живем, перед чем всё остальное бледнеет и отходит на задний план. (30)Но всё несущественное, повседневное, все мелочи жизни не должны нас ослеплять, связывать, обессиливать и порабощать. (31)И во-вторых, человеку нужна способность концентрировать своё внимание, свою любовь, свою волю и своё воображение не на том, чего не хватает, чего он лишён, но на том, что ему дано. (32)Кто постоянно думает о недостающем, тот будет всегда голоден, завистлив, заряжен ненавистью. (33)Тот же, кто умеет с любовью вчувствоваться и вживаться в дарованное ему, будет находить в каждой жизненной мелочи новую глубину, красоту и радость

жизни. (34)Диогену довольно было простого луча солнца, чтобы пережить полноту и радость бытия.(35)Лишения выковывают характер, по-суворовски воспитывают в людях волю к победе, учат их самоуглублению. (36)Они могут принести человеку истинное богатство, которое он иначе не постигнет. (37)И я не ропщу на лишения и утраты, постигшие меня в жизни. (38)Но о моей синей сафьяновой тетради, научившей меня когда-то «закону оловянного солдатика», я вспоминаю с благодарностью. (39)Эта удивительная вещь отняла у меня когда-то желанную игрушку, но открыла мне доступ к истинному богатству.

(По И.А. Ильину)

Иван Александрович Ильин (1883-1954) - известный религиозный философ,

писатель и публицист

20.О чём говорит высказывание рассказчика: «Тот же, кто умеет с любовью

вчувствоваться и вживаться в дарованное ему, тот будет находить в каждой

жизненной мелочи новую глубину, красоту и радость жизни»?

1) Люди, способные ценить и любить то, что им дано, живут счастливой и

полной жизнью.

2) Люди, довольствующиеся малым, в любом обществе во все времена

вызывают уважение и стремление им подражать.

3) Люди, которым достаточно того, что у них есть, никогда не добьются успеха.

4) Люди, умеющие находить радость в простых жизненных мелочах,

встречаются очень редко.

Какое из утверждений является ошибочным?

1) В предложениях 37-39 перечислены последовательные действия

персонажей.

2) В предложениях 28-31 представлено рассуждение.

3) Предложение 4 включает описание.

4) Предложения 10-13 содержат повествование.

Наши рекомендации