Специальный психолог как личность и профессионал

План

1. Личностные качества специального психолога.

2. Профессиональные качества специального психолога.

3.Основные уровни развития специального психолога-профессионала.

2.2.1. Личностные качества специального психолога

Не каждый человек пригоден для работы с людьми. Как представитель одной из «помогающих», человеческих профессий психолог имеет дело с личностью, обладающей психической реальностью; в то же время он и сам ею обладает.

Важными личностными характеристиками психолога являются гармоничность «Я-концепции», эмоциональная устойчивость, социальная адаптированность.

В структуре личности психолога многие исследователи пытаются выделить определенные группы основных качеств.

В первую группу включаются требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к познавательным процессам (восприятию, памяти, мышлению, воображению); эмоционально-волевым процессам и психоэмоциональным состояниям (сдержанность, стабильность, стрессоустойчивость, самообладание, жизнерадостность, целеустремленность, настойчивость, решительность, активность и др.).

Ко второй группе относятся такие психоаналитические качества, как самокритичность, адекватная самооценка и уровень притязаний, способность к самоанализу, саморегуляции, самоконтролю поведения.

Третья группа включает коммуникабельность, эмпатичность, визуальность (внешняя привлекательность) и красноречивость как способность внушать и убеждать.

Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт психотерапевтов и психологов (А. Косевска, 1990; С. Кратохвил, 1973; М. Либерман, 1966; К. Роджерс, 1954; Славсон, 1962; Ялом, 1973 и др.), можно выделить следующие личностные черты, желательные для специального психолога:

· концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;

· открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;

· эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;

· аутентичность поведения, то есть способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;

· энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников, группы к изменению и развитию;

· уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;

· уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;

· богатое воображение, интуиция;

· высокий уровень интеллекта.

2.2.2. Профессиональные качества специального психолога

Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога.

Можно выделить в структуре личности профессионала так называемые интегральные характеристики (А. К. Маркова):

а) профессиональное самосознание специалиста, т.е. комплекс его представлений о себе как профессионале;

б) индивидуальный стиль деятельности и общения - характерное для данного специалиста устойчивое сочетание задач, средств и способов профессиональной деятельности и общения;

в) творческий потенциал, т. е. комплекс уникальных способностей личности, в том числе креативных, который позволяет решать профессиональные задачи на нестандартном уровне.

Важнейшее качество деятельности психолога - профессиональная компетентность. Она включает в себя: профессиональные знания, умения, навыки и способности.

Профессиональные знания психолога - это сведения из общей, возрастной психологии, психологии личности, психодиагностики, педагогической и практической психологии, других общепрофессиональных и специальных дисциплин, составляющих суть профессии и определенных Государственным стандартом соответствующего образования.

Профессиональные умения определяют успешность практической деятельности психолога, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологические «техники».

Профессиональные навыки - это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу. Чем больше опыт, тем больше профессиональных навыков приобретает специалист.

Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске но­ваторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.

Хотя хорошими специальными психологами могут стать люди с разными интересами, умениями и возможностями, тем не менее, существует несколько основных характеристик, требующихся для этой профессии.

· знания, необходимые для оказания профессиональной помощи и услуг отдельным лицам, группам, организациям или обществу;

· навыки анализа конкретной ситуации, облегчения проблем клиента, защиты его интересов и других соответствующих способов взаимодействия с людьми, которые ищут помощи и которым необходимо оказать ее;

· поддержка таких ценностей, как гуманность, справедливость, самоопределение, конфиденциальность, антидискриминация и честность в профессиональной деятельности;

· сознательное и разумное использование собственных личностных качеств и дифференцированное применение навыков общения в профессиональных целях;

· признание и принятие того факта, что часто один человек должен брать на себя ответственность за создание новых организаций и общественных институтов, если они необходимы для всех;

· глубокая и искренняя заинтересованность в клиентах и работе с ними;

· настрой на работу в трудных условиях и решение сложных социальных проблем.

2.2.3. Основные уровни развития специального психолога-профессионала

В соответствии с уровнем сформированности профессиональных умений определяется уровень профессиональной деятельности. Так, Н.В. Кузьмина выделяет следующие уровни деятельности:

· репродуктивный - умение сообщать другим знания, которыми владеешь сам (однако даже самые глубокие знания не являются признаком профессиональной квалификации);

· адаптивный - достижение нового уровня знаний и умений, включающего в себя знание не только предмета деятельности, но и особенностей его восприятия и понимания;

· локально моделирующий знания - умение не только передавать и транслировать знания применительно к конкретной аудитории, но и конструировать их;

· системно моделирующий знания - владение стратегиями формирования системы знаний, навыков и умений в целом;

· системно моделирующий творчество - владение стратегиями формирования творческой личности, способной к развитию.

Н.В.Кузьмина выделяет три уровня осуществления профессиональной деятельности психолога: 1) копирование чужих образцов; 2) осуществление деятельности по собственному представлению без учета обстоятельств и 3) творческое осуществление деятельности исходя из ее системного понимания.

При рассмотрении основных требований к профессионалу-психологу следует вспомнить и о неизбежном формировании у опытных специалистов индивидуального стиля трудовой деятельности, который сложно подогнать под какие-то общепринятые стандарты и профили.

Для полноценного формирования специалиста-психолога также важнейшую роль играет ориентация на какую- то цель (или даже идею), которая и мобилизует как различные знания и умения, приобретаемые в ходе обучения в вузе, так и постепенно накапливаемый опыт самостоятельной практической работы.

Наши рекомендации