Специфика деятельности специального психолога
План
1.Принципы деятельности специального психолога.
2.Основные направления деятельности специального психолога.
3.Оценка эффективности деятельности специального психолога.
2.1.1.Принципы деятельности специального психолога
Под деятельностью психолога по отношению к проблемным детям или детям с трудностями и отклонениями в развитии Н.Я. Семаго и М.М. Семаго понимают оказание специальной психологической помощи, поскольку такая работа не укладывается в рамки стандартных психолого-педагогических технологий, рассчитанных, прежде всего, на некую усредненную по многим показателям, в том числе и психологическим, «массу» детей. Такая специализированная помощь должна опираться на положения и принципы именно специальной психологии как науки о «нестандартности» и «ненормативности».
Цель деятельности специального психолога - на основе понимания причин, механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития разработать адекватные им коррекционные (в широком смысле слова) мероприятия с целью обеспечения максимальной социально - психологической адаптации ребенка в образовательной среде.
Задачи деятельности специального психолога состоят в следующем:
· определение наиболее адекватных путей и средств коррекционно - развивающей работы с ребенком;
· прогнозирование развития ребенка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития;
· реализация собственно психологической коррекционно - развивающей работы на протяжении всего образовательного процесса.
Обобщив ряд работ, Н.Я. Семаго и М.М. Семаго предложили следующую систему принципов:
Принцип теоретико-методологического «позиционирования» психолога. Теоретико-методологическое «позиционирование» психолога определяется необходимостью определить собственную теоретическую позицию, приверженность к какой-либо определенной теоретической школе, научной концепции.
Принцип единства методологии, диагностической и коррекционной деятельности исходит из необходимости теснейшей связи между теоретическими позициями психолога, соответствующей им методологии и конкретными диагностическими и коррекционными средствами, построенными на основе той же методологии. Ведь нередки случаи, когда мы говорим о «периодизации по Д. Эльконину», «высших психических функциях», других основополагающих понятиях, но в то же время пользуемся тестами и методиками, разработанными в иной теоретической парадигме, используем в своей коррекционной работе подходы и тактики третьей стороны.
Принцип структурно-динамической целостности выражается в представлении о том, что отдельные стороны психической организации (психические функции и процессы, отдельные сферы) не изолированы, а проявляются целостно, существуют в единой структурной организации и столь же целостно реагируют на все внешние воздействия, преобразуя их посредством собственной внутренней активности ребенка к развитию, к взаимодействию с окружающей образовательной средой.
В соответствии с этим принципом каждая конкретная особенность состояния ребенка должна изучаться и оцениваться как с точки зрения возрастной соотнесенности, так и в соответствии с определенной последовательностью развития, взаимодействием и гетерохронией (разновременностью) созревания тех или иных функций, входящих в единый «ансамбль» формирования той или иной характеристики деятельности ребенка. Применение данного принципа позволяет не только фиксировать отдельные нарушения или несформированность какой-либо сферы, но и определять причины и ситуацию их возникновения, оценивать структуру и иерархию проблем развития.
Принцип терминологической адекватности является одной из наиболее болезненных проблем специальной психологии, и не только ее. Среди специалистов, работающих с детьми с проблемами развития, обучения и поведения, на сегодняшний день существуют значительные расхождения в определении, что же стоит за обобщающим термином того или иного понятия.
Оценка эффективности деятельности психолога через адаптацию ребенка в образовательной среде. Оценка эффективности деятельности психолога в условиях регулярного образования детей до сих пор является наименее разработанной. По мнению Н.Я. Семаго критерием эффективности деятельности специального психолога может стать именно успешность адаптации ребенка в образовательной среде.
Приоритетность образовательных задач определяется статусом психолога в образовательном учреждении. Статус психолога необходимо понимать как вспомогательного по отношению к педагогу специалиста - специалиста, решающего дополнительные (а не основные) задачи образования. Наиболее важным показателем, который должен быть учтен психологом в его деятельности, является оценка возможностей овладения ребенком соответствующими программами развития и обучения (дошкольной, школьной, любой другой образовательной) и оптимизация образовательных воздействий, связанных с этой возможностью.
Принцип междисциплинарности и координирующего характера деятельности психолога фактически вбирает в себя ряд таких положений, как комплексность подхода к ребенку, стереогнозиса в восприятии проблем ребенка и другие. В наиболее общем виде междисциплинарность деятельности специального психолога заключается в том, что, являясь по сути дела, «центровым» и координирующим специалистом по отношению к ребенку и его проблемам, психолог должен знать и понимать не только отдельные отрасли психологии, но и определенные сферы педагогики, социологии, медицины. Для специального психолога понимание клинического подхода практически во всем разнообразии отраслей медицины (а не только психопатологии и неврологии детского возраста) является принципиально необходимым.
Этические принципы и связанный с ними принцип профессиональной компетенции. Они особенно важны в деятельности психолога в системе специального образования - специального психолога, который в своей повседневной работе многократно сталкивается с бесконечно сложными этическими проблемами (в разговоре с родителями, специалистами, в том, как и какими словами он будет защищать права ребенка).
К этическим принципам, на наш взгляд, следует отнести и рефлексию собственной профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность как составляющая этики любого специалиста в настоящее время приобретает огромное значение. В условиях не всегда адекватно понимаемой демократизации образования, когда в образовательную практику буквально хлынул поток самых разнообразных практик и технологий, важно уметь ограничить круг своей компетенции, чтобы не превысить своих возможностей, в конечном итоге - не навредить ребенку.
2.1.2. Основные направления деятельности специального психолога
Основные виды деятельности специального психолога – психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическое просвещение, коррекционная и развивающая работа (Абрамова, 1993, 2001; Болотова, Макарова, 2001).
Психологическая диагностика - основной задачей психолога здесь является оценка развития каких-либо психологических качеств у конкретного человека, постановка диагноза его психического развития. В научной литературе понятие «психодиагностика» было введено в 1924 г. швейцарским психологом Германом Роршахом.
Психологическое консультирование. Этот вид деятельности специального психолога используется в разных сферах жизни и профессиональной деятельности людей.
Основное средство консультирования - это беседа, построенная определенным образом. Цель психологического консультирования - помочь людям в достижении чувства благополучия, облегчить переживание стресса разрешить жизненные кризисы, повысить их способность находить выход из сложных ситуаций и самим принимать решения. В процессе консультации специальный психолог оказывает психологическую помощь, помогая клиенту посмотреть под разными углами на трудности, с которыми тот встретился, и на способы действия в ситуации, с которой он столкнулся. Психолог помогает человеку преодолеть психологические барьеры, побуждает к развитию в себе определенных качеств.
Психологическое просвещение. Важнейшая задача психологического просвещения - расширение психологических знаний и повышение психологической культуры. Для психологического просвещения могут использоваться лекции, беседы, семинары, выставки психологической литературы, информационные стенды, просмотр и обсуждение художественных и видеофильмов, психологический анализ поведения героев.
Коррекционная и развивающая работа. Психокоррекция проводится в том случае, если в результате психодиагностики или консультирования выявлены отклонения от нормы в поведении или психическом развитии человека. Коррекционная работа - это воздействие психолога на определенные психические функции, качества или формы поведения личности, направленное на преодоление этого отклонения. Это воздействие всегда осуществляется на основе представления о возрастной норме психического развития (например, норме в развитии познавательных, эмоциональных, волевых процессов, норме поведения и личностных качеств). Исходя из этого, психолог строит программу коррекционной работы.
Специальный психолог в реальной профессиональной деятельности может выполнять как все перечисленные виды работ, так и специализироваться в каком-либо определенном виде.
2.1.3. Оценка эффективности деятельности специального психолога
До настоящего времени не существует четких и однозначных критериев, по которым можно было бы судить об эффективности всех направлений деятельности практического психолога. Можно рассмотреть некоторые критерии эффективности каждого из видов деятельности специального психолога в отдельности.
Если говорить о психодиагностике, то, согласно точке зрения Г С. Абрамовой, «эффективность работы специального психолога со стандартным, психометрическим методом будет определяться соответствием целей применения теста или методики для исследуемой выборки». По - видимому, адекватность применяемых психологом методик может проверяться, в частности, результативностью предложенных на основе материалов обследования рекомендаций клиенту.
Эффективность психокоррекционной работы связана с учетом следующих важных моментов:
- динамическое содержание периода возрастного развития может быть разнообразным, а значит, успешность, результативность одного и того же воздействия неодинакова в разные моменты жизни;
- эффективность психокоррекции определяется не ее интенсивностью и количеством произведенных воздействий, а качеством содержания, своевременностью и адекватностью;
- эффективность зависит от степени соответствия психокоррекционной работы индивидуальным особенностям психического развития человека.
При оценке эффективности психологического консультирования можно указать следующие важнейшие показатели (Г. С. Абрамова, 1994):
- субъективно переживаемые клиентом изменения во внутреннем мире;
- объективно регистрируемые параметры, характеризующие изменения в различных модальностях;
- устойчивость изменений в последующей после получения психологической помощи жизни человека.