Привязанность в раннем детстве

Центральные характеристика, необходимые для возникновения привязанности

1) синхронное взаимодействие (Лисина называет его «вальсом»);

2) сензитивность – быстрая и точная, адекватная реакция матери на сигналы младенца.

3) позитивная установка по отношению к ребенку (положительные эмоции, любовь, взаимность);

4) эмоциональная поддержка действий ребенка;

5) стимуляция (направление действий ребенка (чрезмерная стимуляция вредна).

Типы привязанности

1) надежная (прочная). Ребенок в присутствии мамы спокойно реагирует на незнакомого взрослого, расстраивается, если она уходит и радуется, когда мама возвращается.

2) ненадежная (переживание собственной уязвимости и ненадежности окружающего мира).

2.1. избегающий тип. Повышенная автономия, преждевременная независимость, не реагирует на уход и появление мамы.

2.2. амбивалентный тип (тревожно – сопротивляющийся). Сильно огорчается, когда мама уходит, а при возвращении тянется и отталкивает одновременно.

2.3. дезорганизованный тип. Непоследовательный в поведении. Может вести себя очень по-разному.

2.4. контролирующий тип. Инверсия ролей. Ребенок принимает на себя роль взрослого. Или проявляет деспотизм (делай как я хочу) или проявляет повышенное внимание к маме (Гладит ее, ухаживает за ней – это в раннем возрасте!)

Влияние привязанности

Дети, которые до 18 месяцев демонстрируют надежный тип привязанности имеют лучшие психологические характеристики: в игре, в обучении, в общении со сверстниками, имеют больше друзей, конструктивно решают конфликты. Более того, эксперименты показывают, что таким детям другие взрослые уделяют больше внимания.

Дети с ненадежным типом привязанности демонстрируют в дальнейшем тревогу и сложности в общении.

Ненадежная привязанность, расстройство привязанности даже входит в международную классификацию болезней.

Гендерные аспекты психического развития на разных этапах онтогенеза.

Половые различия прежде всего заключаются в темпах созревания ЦНС. Девочки рождаются более зрелыми, чем мальчики. У мальчиков медленнее созревает левое полушарие, у девочек – правое. После рождения девочки они на одну — две недели опережают мальчиков в формировании костей. Девочки в психомоторном развитии опережают мальчиков. Девочки садятся и начинают ходить раньше.

В раннем возрасте девочки начинают говорить раньше. В это период у ребенка формируются гендерные схемы. В 2,5 года у малыша формируется первый уровень понимания половой идентичности. Это приводит к выбору ребенком определенных моделей поведения, формированию у него гендерных стереотипов, что в свою очередь влияет на становление определенных мотивов, интересов, ценностей.

Двухлетние малыши уже могут обозначить себя как мальчи­ков или девочек. Начиная с этого возраста, их поведение начинает дифференцироваться в отношении формирования полоролевых установок. Наблюдая детей, играющих в комнате, можно увидеть, что 2-3 девочки скорее всего начнут играть с куклами или в различные игры с использованием элемен­тов домашнего хозяйства. Мальчики этого же возраста чаще предпочитают играть с игрушечным оружием, грузовичками, пожарными машинами или маленькими инструмента­ми. Трехлетние дети уже проявляют пред­почтение в выборе для игр партнеров своего пола и обна­руживают большую общительность во взаимодействии с ними. Девочки в предметной деятельности ориентируются на смыслы, а мальчики – на процесс.

В кризисный период мальчики демонстрируют больший уровень агрессивности, а девочки – более плаксивы.

В предметной деятельности мальчики сначала строят, потом придают построенному смысл. Девочки сначала рассказывают план, потом воплощают. Воображение у девочек более отстраненное, у мальчиков – более ориентированное на предметы. У девочек более развита сюжетная речь, у мальчиков – речь более свернутая.

В 5 – 6 лет можно говорить о начале появления у детей гендерных и индивидуальных различий в мотивации достижений.

Младший школьный возраст

У девочек высокий уровень функциональной активности не передних, а задних отделов коры, а также слуховых отделов левого полушария, играющих важную роль в понимании значения слов. Кроме того, у мальчиков число соединяющих два полушария нервных волокон меньше, чем у девочек. Именно поэтому им трудно сопоставить информацию, обрабатываемую в левом и правом полушарии. Меньшее количество межполушарных связей у мальчиков объясняет тот факт, что их стрессоустойчивость значительно ниже, чем у девочек.

У девочек лучше развита моторики, поэтому им лучше дается каллиграфия.

Также неодинаково сказывается на работе детского головного мозга утомление. У мальчиков больше страдают межполушарные процессы, связанные с речевым мышлением, логическими операциями. У девочек – правополушарные процессы (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие). Девочкам лучше дается алгебра и счет, манипуляции с цифрами и формулами, мальчикам – геометрия и физика.

Наиболее отчетливое преобладание — девочек в вер­бальной активности, а мальчиков в способности к абст­рактной манипуляции — начинает обнаруживаться к 11 годам. Однако многие авторы обращают внимание при анализе этих характеристик на средовой фактор. Чем боль­ше есть возможностей у мальчиков вовлекаться в игры с пространственно-организованными элементами (машин­ки, футбол), тем сильнее развиваются у них про­странственные способности.

Подростковый возраст

Формирование основных подструктур характера, в част­ности, образа-Я, также имеет отметку пола. Девочки любой возрастной группы проявляют большие призна­ки зрелости, чем мальчики, в отношении полоопределяющего статуса и социальной ориентации, а также когнитивных навыков и интересов. Образ-Я мальчиков по соотношению включенных в него характеристик сопоставим скорее с образом-Я не сверстниц, а девочек двумя годами младше. Различия проявляются и в структуре самоописания. Маль­чики чаще пишут о своих интересах и увлечениях, зато девочки чаще касаются темы взаимоотношений с проти­воположным полом, проблем семьи и родственников.

Гендерные стереотипы

В подростковом возрасте всякое нарушение канонов маскулинности влечет за собой опасность быть подвергнутым остракизму и тем самым — психологические трудности. Общество и группа сверстников более терпимы к женским половым ролям, которые могут разворачиваться в более широком регистре: например, девочки могут выбрать модель «свой парень» и получить признание своего семейного и социального окружения.

Формирование мужской идентичности происходит в отрочестве в рамках узкого коридора, наблюдается больше, чем у девочек, процент гомосексуальности и транссексуальных влечений у мальчиков.

У девочек образ тела гораздо более аффективно окрашени распространяется на весь образ «Я». Мальчики вполне удовлетворены своей внешностью.

У обоих полов стереотипы тела влияют на субъективную оценку своей привлекательности. Но девочка-подросток, считающая себя внешне малопривлекательной, негативно оценивает и другие стороны своего «Я», в то время как мальчик четко различает эти аспекты: социальные или интеллектуальные качества.

В целом девочки обладают более нестабильным и противоречивым образом тела и заниженной самооценкой, чем мальчики.

Во всех сферах жизни (профессиональной, эмоциональной, личностной, социальной) обнаруживается: для мужчин начало профессиональной карьеры — главнейшие задачи возраста. Для женщин на первое место часто выходит ответственность за создание собственного окружения — партнера, семьи, детей, хотя карьерные устремления свойственны современным женщинам в не меньшей степени, чем мужчинам.

Юноши и девушки

В этот период происходит окончательное закрепление полоролевых стереотипов, а также в целом завершается формирование половой идентификации. Юноши в три раза чаще девушек проявляют девиантное (поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам) по­ведение, связанное с серьезной угрозой нарушения вза­имодействия с другими людьми, однако у девушек делинквентность (мелких правонарушений и проступков, не достигающих степени преступления) обнаруживается в гораздо более острой форме. Девушки больше склонны к проявлению отдельных симптомов тревожности или же к тревожной форме расстройств. Они также в два раза больше юношей обнаруживают депрес­сивные расстройства, и депрессивная тенденция в этой подгруппе девушек увеличивается в последующие годы жизни.

Период взрослости

Мужчины продолжают лучше справляться с заданиями на пространственную визуализацию. Мужчины показывают еще более высокие показатели, чем в юности в решении задач на математическую логику. По показателям вербальной логики выше женщины.

Мужчины характеризуются более высоким уровнем выраженности агрессивности и доминантности. Женщины имеют больше близких друзей, но мужчины проявляют большую склонность к близким отношениям, чем в молодости. Женская роль больше связана с заботой о детях и уходом за супругом, даже несмотря, например, на наличие работы. Отношение мужчин к работе продолжает оставаться более прогностичным и продолжительным, а профессиональный статус играет центральную роль в мужской самоидентификации.

Интеллект

У муж­чин основные факторы способностей более дифференци­рованы и автономны, чем у женщин.

Языковые способности

Женщины «опережают» мужчин в словарном запасе, речевой активности и ясности речи. В подростковой группе также было отмечено незначительное преобладание языковых по­казателей девушек в артикуляции, то есть четкости произ­ношения звуков.

Реакция на стресс

Стили реагирования мужчин и женщин на вызванный сложными обстоятельствами стресс отчетливее всего про­являются в способах, к которым они прибегают, чтобы справиться со своими негативными переживаниями. Женщина, испытывая подавленность, стре­мится думать о возможных причинах своего состояния. Муж­чина, наоборот, пытается отгородиться от депрессивных эмоций, концентрируясь на чем-либо другом или вовле­каясь в физическую активность, чтобы таким способом вы­вести себя из текущего негативного состояния. Женская реакция "тща­тельно обдумать", характеризующаяся тенденцией к на­вязчивому фокусированию на проблеме, увеличивает жен­скую уязвимость по отношению к депрессии.

Личностные переменные

Выявлены половые различия и в моральном поведении. Мораль­ное развитие женщин базируется на стандарте «забота о других», в то время как мужчины обосновывают свои рас­суждения на стандарте «справедливость».


Наши рекомендации