Описание основных мероприятий Программы
В рамках приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», долгосрочной целевой программы Краснодарского края «Развитие образования Краснодарского края» реализуются меры, направленные на обеспечение доступности качественного образования для всех обучающихся.
Целью Программы является обеспечение необходимых условий предоставления качественной образовательной услуги, отвечающей запросам и ожиданиям потребителей в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС).
При реализации Программы осуществляются три направлении работы: развитие инструментов самооценки, мониторинга, диагностики. Повышение мотивации обучающихся и их родителей, социально-педагогическое сопровождение идут в едином векторном направлении, дополняя друг друга, усиливая эффект.
При реализации направления по совершенствованию инструментов самооценки, диагностики и мониторинга образовательного процесса предполагается разработка системы мониторинга качества образования, процессов, влияющих на качество образования и результатов. Для чего предполагается изучение имеющихся систем мониторинга качества образования и выработка модели, подходящей для школы.
На втором этапе будет проведен анализ состояния процесса обучения в школе, факторов, влияющих на процесс обучения, результатов процесса обучения.
После проведенного анализа предполагается выявить проблемы, которые являются основанием создания Программы. В школе требуется создать четкую действенную систему, которая позволит объективно отслеживать проблемы, своевременно осуществлять корректировку и прогнозирование развития образовательного учреждения – это школьная система управления качеством образования.
Школьная система управления качеством образования понимается как совокупность субъектов и объектов управления, методов, средств и мероприятий, направленных на проектирование, реализацию, обеспечение и поддержание такого уровня процессов, который соответствует требуемому потребителем качеству образования.
Данная управленческая структура позволяет включить в процесс управления всех участников образовательного процесса:
- педагогов (общее собрание коллектива, педагогические советы, школьные методические советы);
- родителей обучающихся (общие родительские собрания, классные родительские собрания, родительский комитет, Управляющий совет);
- обучающихся (Школьное ученическое самоуправление, активы классов).
Роль каждого участника образовательного процесса: учитель, ученик, родители, определение его места, личные достижения, профессионализм, компетентность - все это используется в работе школы.
Определены следующие функции школьной системы управления качеством образования:
- прогностическая - предвидение перспектив развития школы, прогнозирование результатов, создание условий формирования социально-активной личности; способность выделять в педагогическом процессе главное;
- консультативная функция - совместная деятельность администрации
и органов государственно-общественного управления повышает эффективность управленческих решений, обеспечивает комплексность в решении образовательных задач;
- представительская функция состоит в том, как управленческая команда сможет представить школу, педагогический коллектив на всех уровнях, показать образовательные достижения обучающихся, обосновать динамические изменения результативности обучающихся и педагогов, популяризовать инновационные идеи школы в рамках профессиональных сообществ, в средствах массовой информации;
- менеджерская функция реализуется в выстраивании эффективной модели управления и обеспечении оптимального взаимодействия звеньев управленческой структуры школы (данная функция предполагает деятельность по подбору и рациональному размещению кадров, создание условий для профессиональной деятельности, обеспечению связей с внешней
средой, социальной и правовой защите работников школы);
В управлении школой используются экономические, административно-правовые, организационные и социально-психологические методы.
Организационная структура школьной системы управления качеством образования:
Система управления качеством образования представляет собой непрерывный замкнутый процесс, состоящий из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов (схема 1).
Проектирование и планирование |
Управление качеством |
Мониторинг процессов. Коррекция |
Схема 1. Треугольник управления качеством (модель управления качеством)
При создании школьной системы управления качеством образования необходимо:
- сформировать управленческую команду службы качества;
- разработать план создания и внедрения школьной системы управления качеством образования;
- разработать и внедрить организационную структуру школьной системы управления качеством образования.
Для того, чтобы школьная система управления качеством образования функционировала слажено и при координации всех подразделений общеобразовательного учреждения создается Служба качества, для чего назначаются работники (группа качества), имеющие в своем функционале ответственность за проведение действий, направленных на обеспечение качества образования (схема 2).
Деятельность групп качества осуществляется в двух направлениях:
- проведение плановых мероприятий СК;
- определение проблем, которым следует уделить первоочередное внимание, и предложение методов обнаружения сильных и слабых сторон в реализации образовательной программы.
Модель управления качеством образования представляет из себя несколько взаимосвязанных проектных модулей:
Управляющий совет (педагоги, родители, учащиеся) |
Педагогический совет школы |
Служба качества (педагоги, родители, учащиеся) |
Родительский комитет |
В результате реализации Проекта будет обеспечено выравнивание доступа к получению качественного образования всех уровней, повышение качества обученности.
Сроки реализации Проекта: 2017 – 2020 годы.