Основные сферы жизнедеятельности личности
1. Сущность игры заключается в том, что…______________________
2. Среди основных функций игры можно назвать следующие…______
3. Основными требованиями к педагогическим играм являются …____
4. Под общением принято понимать …___________________________
5. Установите соответствие между типами общения и их содержанием:
1) материально-практический | а) следование определенным нормам и правилам поведения, взаимовосприятие реакций на происходящее; |
2) духовно-практический | б) удовлетворяет потребность личности в духовной общности, результатом которой является возрастание информации о другом; |
3) духовно-информационный | в) готовность каждого участника к сотрудничеству, согласованным действиям. |
Акмеолого-педагогические основы
Личностного и профессионального развития
Самосовершенствование личности
1. Акмеология – это наука о …__________________________________
2. Основными направлениями акмеологии являются:
а) профессиональная акмеология и акмеология личности;
б) социальная акмеология и профессиональная акмеология.
3. Среди основных источников самообразования личности можно назвать..._______________________________________________________
4. Механизмами личностного роста являются (выберите правильные ответы):
а
) самореализация;
б) самооценка;
в) самопознание;
г) самопобужение;
д) самообразование;
е) программирование профессионального и личностного роста.
5. Среди условий полноценной жизненной самореализации личности в профессиональной сфере можно назвать:…________________________
6. Дайте краткую характеристику различных типов карьеры:
а) линейная карьера –
б) стабильная карьера –
в) спиральная конфигурация карьеры –
г) кратковременная карьера –
д) платообразная карьера –
е) снижающаяся карьера –
7. Под самоактуализацией понимают…___________________________
Личность и творчество
1. Продолжите высказывание: Творчество – это процесс …__________
2. Вставьте пропущенные слова: Творчество обусловлено свойственной … человеку… .
Слова для справок: деятельность, разумному, активность, зрелому, лишь.
3. Содержательная сторона активности представлена:
а) действиями, поступками, чувствами, верой;
б) идеалами, ценностями, мотивами, интересами.
4. Энергетическая сторона активности проявляется в:
а) общении, чувствах, воле, поступках;
б) ценностях, интересах, идеалах, целях.
5. Творческий потенциал личности – это…_____________________
6. Творческий потенциал личности проявляется в таких новообразованиях (перечислить):…________________________________________
7. Вставьте пропущенные слова в высказывание: Объективное творчество представлено……., а субъективное – … .
Слова для справок: новые теории, новые для личности способы познавательной деятельности, научные открытия, произведения искусства, открытие новых смыслов в прежней деятельности.
8. Продолжите высказывание: Обучение является развивающим, если …___________________________________________________________
9. Перечислите функции творчества в жизнедеятельности___________
10. Основными характеристика творческой личности являются:______
11. Установите соответствие между принципами адаптивной школы и их содержанием:
1) принцип адаптивности | а) создание раскованной, стимулирующей творческую активность атмосферы; |
2) принцип развития | б) развитие потребности и способности самостоятельно находить решения не встречающихся ранее учебных и внеучебных задач; |
3) принцип психологической комфортности | в) создание максимально адаптированной к индивидуальным особенностям учащихся школы, гибко реагирующей на социально-культурные изменения; |
4) принцип смыслового отношения к миру | г) создание каждому учащемуся условий для полной реализации его способностей; |
5) принцип ориентировочной функции знаний | д)умение ставить цели деятельности, определять задачи решение которых ведет к достижению намеченных результатов; |
6) принцип обучения деятельности | е) личность формируется не только как знающая, но и как сизидающая; |
7) креативный принцип | ж) требует собственных осознанных знаний об окружающем мире. |
Упражнения
1. Известно, что темперамент как свойство личности проявляется в общении. Сопоставьте модели общения, свойственные холерику и флегматику, сангвинику и меланхолику. Обоснуйте свой ответ.
2. Проведите коррекцию текстов. Обоснуйте свой ответ:
а) Свойства характера биологически обусловлены и являются врожденными.
б) Традиционно различают типы характера: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.
в) На развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения, с такими существенными характеристиками как темп, быстрота реакции, выносливость, сопротивляемость, в некоторой степени влияет характер.
г) Под характером в психологии понимают динамические характеристики психической деятельности человека и его поведения, выделяя три сферы их проявления: общую активность, особенности моторной сферы и свойств эмоциональной сферы.
3. Определите методы разрешения конфликтов по описанию:
а) Характеризуется тем, что руководитель пытается провести свою позицию по спорному вопросу, несмотря на возражения партнеров и проявляет при этом максимум активности, напористости, игнорирую интересы других.
б) Характеризуется тем, что руководитель, нацелен на достижение успеха в деятельности, проявляет значительную активность. Он ориентируется не только на свои собственные интересы, но и на интересы делового партнера, пытаясь избежать конфликтных мнений.
в) Характеризуется тем, что руководитель стремится достигнуть нормализации отношений, пытается считаться с интересами своих партнеров, готов пойти на обоюдные уступки, чтобы привлечь их на свою сторону.
г) Сводится к стремлению уйти от ответственности за реализацию поставленной цели, боится как ответственности, так и наказания, не хочет принимать самостоятельные решения, не нацелен на мотивацию достижения успеха в деятельности.
4. Докажите ошибочность следующих умозаключений (Эверли Дж., Розенфельд Р. Стресс. Природа и лечение. М.: Медицина, 1986.)
а) «Симптомы стресса не могут причинить мне вреда».
б) «Только слабые люди страдают от стресса».
в) «Я не несу ответственности за стресс в моей жизни – стресс в нашей жизни неизбежен – мы все его жертвы».
г) «Я всегда знаю, когда я испытываю чрезмерный стресс».
д) «Все люди реагируют на стресс одинаково».
е) «Когда я начинаю испытывать чрезмерный стресс, все, что я должен сделать – это сесть и расслабиться».
5. Определите, для каких психических процессов характерны эти особенности:
а) Отражение отдельных свойств предметов.
б) Создание новых, ранее не воспринимавшихся предметов путем приведения старых знаний в новые сочетания.
в) Помогает накапливать, хранить информацию в сознании.
г) Отражение действительности опосредствованным путем при обязательном использовании речи.
д) Отражение общих и существенных признаков, связей и отношений и явлений.
е) Познавательный процесс, позволяющий перерабатывать имеющуюся информацию, видоизменять ее.
ж) Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей.
з) Преобразование того, что раньше воспринималось.
6. Определите тип темперамента:
а) Характеризуется легкой ранимостью, способностью глубоко переживать даже незначительные неудачи, склонностью к мнительности и подозрительности.
б) Подвижен, но без резких движений, склонен к частой смене настроения, сензитивен, экстраверт.
в) Мнителен, устойчив, эмоциональные состояния выражены внешне слабо.
г) Характеризуется неуравновешенностью, общей подвижностью, резкой смене настроения, активной моторикой.
д) Эмоционален, деловит, желчен, склонен порой переоценивать себя, экстравертирован.
е) Застенчив, стеснителен, не уверен в себе, довольно легко переносит одиночество.
ж) Неусидчив, активен в общении, легко и быстро сходится с людьми, часто является душой компании, может быть поверхностным в делах.
з) Имеет незамедлительный темп реакции, ригиден, мало подвижен, интроверт.
7. Разведите черты характера и свойства темперамента.
Неуравновешенность
Трудолюбие
Чувство долга
Ответственность
Хорошая координация
Аккуратность
Впечатлительность
Вежливость
Низкая работоспособность
Быстрое включение в работу
Низкая адаптируемость
Склонность к оперативной работе
Высокая контактность
Цикличность в настроении и деятельности
Замкнутость
Предпочтение одиночества большой шумной компании
Ранимость
Малоподвижность.
8. С учетом различий между людьми по темпераменту вставьте вместо пропусков названия типов темперамента.
а) Человека с … темпераментом приходится чаще, чем других, приучать быть более сосредоточенным, не разбрасываться, бороться с неустойчивостью увлечений.
б) Человеку с … темпераментом труднее, чем другим, выработать у себя быстроту и энергичность действий.
в) У людей с … темпераментом приходится поддерживать веру в свои силы, поощрять их активность.
9. Вставьте пропущенные слова или закончите предложения.
а) Способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям называется …
б) … – это кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль.
в) … – это эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд.
г) … – относительно слабо выраженное и устойчивое эмоциональное состояние, отражающееся на деятельности и поведении.
д) Действия, совершающиеся непроизвольно, под влиянием сильных эмоций, называются …
е) Состояние душевного расстройства, подавленности, характеризуемое упадком сил и снижением активности, называется …
ж) … – это состояние возникает в экстремальной ситуации, требует от человека мобилизации сил и энергии.
з) … – это психическая способность человека, проявляющаяся в преодолении препятствий на пути к поставленной цели.
и) Эмоциональная сфера человека характеризуется следующими индивидуальными особенностями: интенсивностью, осознанностью, …, ……,……
к) Мобилизационная функция эмоций заключается в следующем: …
10. В чем состоит ограниченность каждого из определений?
а) Личность – это индивид, отличающийся оригинальностью восприятия мира, самобытностью суждений, высокими нравственными качествами.
б) Личность – это совокупность ролей, которые индивид выполняет в обществе.
в) Личность – это система определенных потребностей и стремлений, обусловливающих поведение индивида, система, которая изменяется под влиянием как внешних, так и внутренних воздействий.
г) личность – это динамическая организация психофизиологических систем, которая возникает из борьбы между биологическими импульсами и их социальными ограничениями.
11. Исследованиями было установлено: одни люди считают, что их судьба определяется случаем или внешними силами, что их успех зависит от удачи, другие – что многое в жизни зависит от них самих и их успех определяется старательным трудом.
Какими терминами обозначают в психологии тех и других людей? Как называется такое отношение личности к среде? Как вы считаете, у кого больше шансов иметь более высокие успехи в жизни?
12. Определите варианты механизмов психологической защиты в ситуации: человек взял в библиотеке редкую книгу, которую ему дали на строго определенный срок. Но к сроку он не успел ее прочесть и решил пока не сдавать.
а) Перестает думать о происшедших событиях, они выталкиваются из его сознания, и, таким образом, неприятные переживания перестают его тревожить.
б) Придумывает дополнительные оправдания для своего поступка, считает, что «другим надо было самим своевременно позаботиться о книге».
13. Определите варианты механизмов психологической защиты в ситуации: человек взял в библиотеке редкую книгу, которую ему дали на строго определенный срок. Но к сроку он не успел ее прочесть и решил пока не сдавать.
а) Мысленно искажает ситуацию и представляет себе поступок так, что у него не было выбора – ему помешали обстоятельства, что он «ничего плохого не сделал».
б) Искажает ситуацию, представляет ее несущественной, либо думает о других, что они не заслуживают его жертвы.
14. Определите, какие из способностей являются общими, а какие – специальными:
а) творческое отношение к делу;
б) высокий умственный уровень;
в) способность понимать внутреннее состояние другого человека;
г) организаторские способности;
д) способность хорошо владеть собой, управлять своими чувствами;
е) способность предвидеть изменения в поведении и развитии личности ученика;
ж) способность заражать других своим отношением к делу.
15. В психологии принято считать, что из задатков хорошего слуха в процессе развития личности могут сформироваться и музыкальные способности, и способности радиоакустика. Задатки хорошего зрения могут превратиться и в художественные способности, и в способности часовщика. Какой вывод можно сделать вывод о соотношении задатков и способностей? От чего зависит, какие именно способности разовьются на основе тех или иных задатков?
16. Определите, какие из перечисленных чувств относятся к нравственным, какие к эстетическим и какие к интеллектуальным.
Удивление
Чувство прекрасного
Восхищение
Чувство долга
Ирония
Злорадство
Чувство комического
Юмор
Уверенность
Чувство справедливости
Чувство трагического
Сомнение
Стыд
Зависть
Недоумение
17. Определите, к какому виду эмоциональных состояний (настроение, аффект, страсть, депрессия) относятся названные переживания
Устойчивая любовь к искусству
Грусть
Гнев
Горе
Ужас
Раздражение
Печаль
Страх
Увлечение наукой
Злость
Подавленность
18. Укажите, к каким волевым качествам относятся определения
а) Умение планировать свои действия и руководствоваться планом при исполнении.
б) Умение по собственной инициативе предпринимать необходимые действия и поступки
в) Умение следовать своим убеждениям, полагаться на собственные силы, не прибегая без нужды к помощи других
г) Умение тормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения.
д) Умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями.
19. На воспитание каких волевых качеств направлены в основном следующие правила (К.Д.Ушинский):
а) Спокойствие совершенное, по крайней мере внешнее…
б) Прямота в словах и поступках…
в) не говорить о себе без нужды ни одного слова…
г) не проводить время бессознательно; делать то, что хочется, а не то, что случиться…
д) Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет…
20. Определите, о каких внутригрупповых явлениях идет речь:
а) Осознанное или неосознанное следование поступкам других людей.
б) Положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее его авторитет в глазах остальных членов группы.
в) Нормативно заданное и коллективно одобряемое поведение, ожидаемое от человека, занимающего в группе определенную позицию.
г) Стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, совершаемую в их присутствии или при непосредственном участии.
д) Тенденция человека изменить свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнению окружающих, стремление приспособить его к их требованиям.
е) Постоянная забота членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что их разобщает.
21. Приведены примеры речевых оборотов, выражающих одобрение. Равноценные обороты объединены в блоки. Расположите блоки по нарастанию эмоционального одобрения.
Сказочно, чудесно, ужасно сильно, неописуемо.
Точно, правильно, согласен, ясно.
Торжественно, как замечательно, безумно великолепно, с ума можно сойти.
Очень хорошо, замечательно, отлично, исключительно.
22. Приведены примеры речевых оборотов, выражающих несогласие партнеров по общению (М.Люшер). Расположите блоки по нарастанию несогласия.
Очень неприятно, ужасно неприятно, страшно, жуть какая-то.
Ни в коем случае не пойдет, неправильно, невозможно, исключено.
Чепуха, ерунда, отвратительно, просто рвать тянет.
Плохо, скверно, неразумно, глупо.
23. Психологический климат в коллективе во многом зависит от стиля руководства. Как называется каждый из приведенных ниже стилей? В каких случаях каждый из них будет оправдан и целесообразен?
а) Все могут высказываться, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь, контроля за реализацией решений нет, все пущено на «самотек».
б) Жесткое единоличное принятие руководителем всех решений, постоянный контроль за их выполнением с угрозой наказания.
в) Решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников; выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками.
24. Приведите примеры того, каким образом особенности того или иного типа темперамента могут быть барьерами в общении. Как эти барьеры преодолевать?
25. Дайте полную характеристику влияния эмоций и чувств на познавательную и практическую деятельность человека. Приведите примеры.
26. Психологическая совместимость личности определяет комфортность условия взаимодействия с ней. Какие вопросы вы бы предложили задать человеку, чтобы определить уровень его психологической совместимости?
27. «Реки и ручьи отдают свою воду морям потому, что те ниже их. Так и человек, желая возвыситься, должен держать себя ниже других», – Лао Цзы.
Объясните верность данного высказывания с точки зрения психологии конфликтов.
28. Проявление агрессивности является тем конфликтогеном, который может привести к конфликту. Однако «не выпускать пар» агрессивности небезвредно для здоровья. Какими способами можно снять агрессивность? Обоснуйте свой ответ.
29. В коллективе лидер, явно отрицательно влияющий на всех. Как вести себя руководителю?
а) нейтрализовать отрицательное влияние такого лидера можно, лишь опираясь на лидеров противоположного толка, ненавязчиво акцентируя их преимущества;
б) лучше всего нейтрализовать такого «лидера» искрометным юмором, иронией, а иногда – и насмешкой;
в) борьба с таким лидером будет эффективной, если в нее вовлечена вся администрация;
г) самое верное – избавиться от такого лидера, найдя повод для увольнения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Г а м е з о М. В., Д о м а ш е н к о И. А. Атлас по психологии: Информ. – метод. пособие к курсу «Психология человека». – М, 1999
2. А в е р и н В.А. Психология личности: Учеб. пособие. Спб., 2001.
3. Б о р д о в с к а я Н. В., Р е а н А. А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001
4. В ы г о т с к и й Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб, 1997
5. Г и п п е н р е й т е р Ю.Б.Введение в общую психологию. Курс лекций. – М., 1998.
6. Д у б р о в и н а И.В. и др. Психология: Учебник. – М.: Академия, 1999.
7. Ж у к А. И. Теоретико-методологические и организационно-управленческие проблемы инновационных процессов в современной школе // Кіраванне ў адукацыі. – 2000. №1. С. 14-34
8. Ж у к А.И., К а з и м и р с к а я И.И. и др. Основы педагогики: Учеб. Пособие. – Мн.: Аверсэв, 2003.
9. И в а щ е н к о Ф.И. Задания по общей, возрастной и педагогической психологии: Учебное пособие. – Мн.: Университетское, 1999.
10. К о з у б о в с к и й В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: Учеб. пособие. – Мн.: Амалфея, 2003.
11. К о л о м и н с к и й Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Учеб. пособие. – Мн.: Тетра Системс, 2001.
12. Контрольные задания по психологии: Учебное пособие / Под ред. Л.А.Першиной. – М., 2000.
13. К р ы с ь к о В.Г. Психология и педагогика в таблицах. – М., 1999.
14. К у х а р о н а к В. Г. Основы психологии и педагогики. Педагогика. Учеб.-метод. пособие для педагогических вузов. – Мн., 2003.
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.
16. М а к с и м е н к о С.Д. Общая психология. – М., 1999.
17. Н е м о в Р.С. Психология. В 3 кн. – М., 1999.
18. Об образовании в Республике Беларусь. Закон Республики Беларусь в редакции от 19 марта 2002г. № 95-3 // Настаўніцкая газета, 4 красавіка 2002
19. Общая психология: Учебник / Под общ. ред. проф. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2002.
20. П е т р о в с к и й А.В., Я р о ш е в с к и й М.Г. Психология: Учебник. – М.: Академия, 2000.
21. П у й м а н С.А. Педагогика. Основные положения курса. – Мн.: ТетраСистемс, 2002.
22. Практическая психология: Учебник / Под ред. М.К.Тутушкиной. – Спб.: Дидактика Плюс, 1998.
23. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. К.А. Альбухановой, Н.В. Лаптева и др. – М.: Совершенство, 1998.
24. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2002.
25. Психология и педагогика: Учебное пособие / Н и к о л а е н к о В. М., З а л е с о в Г. М., А н д р ю ш и н а Т. В. – М.: ИНФРА –М, 1999
26. Психология управления: курс лекций / Под ред. Л.К. Аверченко. – М.: ИНФРА-М, 1997.
27. Р е а н А.А., Б о р д о в с к а я Н.В, Р о з у м С.И. Психология и педагогика. – Спб.: Питер, 2002.
28. Р о б е р М.-А., П и л ь м а н Ф. Психология индивида и группы. – М., 1988.
29. Р у б и н ш т е й н С.А. Основы общей психологии. – М., 1999.
30. С а м ы г и н С.И., С т о л я р е н к о Л.Д. Психология управления: Учеб. пособие. – Ростов н /Д.: Феникс, 1997.
31. С к р и н н и к А.И. Основы психологии и педагогики: Краткий курс лекций. – Мн., 2003.
32. С т о л я р е н к о Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997.
33. С т о л я р е н к о Л.Д., С а м ы г и н С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999.
34. С т о л я р е н к о Л.Д., С т о л я р е н к о В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001.
35. С т р а ж е в В. И. Перспектива развития высшей школы Республики Беларусь // Вестник международной академии высшей школы. – № 1 (7). –1999. – С. 3-12.
36. Т а р а т у н с к и й Ф.С., Т а р а т у н с к а я Н.Ф. Задачи и упражнения по общей психологии: Учебное пособие. – Мн.: Университетское, 1988.
37. У т к и н Э.А. Конфликтология. Теория и практика. – М.: ТАНДЕМ, 1998.
38. Ф о м и н Ю.А. Психология делового общения. – Мн.: Амалфея, 2000.
39. Х а р л а м о в И.Ф. Педагогика: Компакт. учеб. курс. – Мн.: Университетское, 2001.
40. Ч е х о в с к и х М.И. Основы психологии: Учеб. пособие. – Мн.: Новое знание, 2002.