Трудоемкость, сроки и продолжительность практики
Учебная практика является обязательным разделом основной образовательной программы и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Учебная практика проходит в IV семестре в течение 4 недель. По итогам практики студент получает 6 зачетных единиц. 1 неделя практики равна 54 академическим часам – это составляет 1,5 зачетных единицы.
Форма промежуточной аттестации по итогам практики
В рамках практики предусмотрены формы промежуточной аттестации по итогам практики, т.е. проверки развития (определение степени овладения) компетенции.
Устный опрос (УО)
- УО-1 – собеседование,
- УО-3 – зачет,
- УО-4 – экзамен модулю.
Письменные работы (ПР)
- ПР-3 - эссе,
- ПР-6 - научно-учебные отчеты по практикам,
- ПР-7 - отчеты по научно-исследовательской работе студентов (НИРС).
Образовательные технологии, используемые в качестве организации учебной практики
1) Обучающие семинары. Семинар – это особая форма учебного процесса. Перед выходом на учебную практику факультетский или групповой руководитель организует серию обучающих семинаров. Приблизительная тематика семинаров для студентов 2 курса:
- Психология взаимоотношений в трудовом коллективе;
- Психология стресса;
- Профессиональные качества специалистов по рекламе и связям с общественностью;
- Особенности ведения деловых переговоров;
- Публичная презентация проекта;
- Самопрезентация;
- Технология составления резюме;
- Деловой этикет;
- Тайм-менеджмент и др.
Данные семинары подготавливают студента к выходу на практику и способствуют быстрой адаптации в новом коллективе. Тематика семинаров может определяться студентами. Проведение семинаров осуществляется ведущими преподавателями кафедры рекламы и связей с общественность, также преподавателями смежных кафедр и приглашенными специалистами в области рекламы и PR.
2) Вводные учебные экскурсии. Данный вид экскурсий представляет собой особую форму учебно-воспитательного процесса. Учебная экскурсия позволяет проводить наблюдение и изучение различных предметов и явлений в области рекламы и PR перед выходом студентов на практику. Студенты могут заранее познакомиться с местами практики, спецификой и масштабами деятельности, ведущими специалистами, интересными проектами.
3) Мастер-классы ведущих специалистов в области рекламы и связей с общественностью в Уральском регионе.
4) Индивидуальные и групповые консультации.Цель консультаций: дополнительная помощь студентам в выполнении заданий практики. Также в рамках консультаций групповым руководителем проводятся некоторые этапы текущего контроля над работой студента в период практики.
5) Круглый стол.Круглые столы по итогам практики проводятся с целью обмена опытом, а также для дальнейшего определения перспектив развития содержания учебной практики.
2. Организация и содержание учебной практики
Основное содержание учебной практики направлено на закрепление полученных знаний и приобретение первоначальных практических навыков в решении конкретных проблем, а также формирование у студентов целостного представления о содержании, видах и формах профессиональной деятельности в области рекламы и связей с общественностью.
База практики
На основании ФГОС ВПО по направлению подготовки 031600 Реклама и связи с общественностью «практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом».
Объектами профессиональной деятельности бакалавров по рекламе и связям с общественностью в соответствии со стандартом: государственные структуры федерального, регионального и местного уровней, органы самоуправления; негосударственные, общественные и коммерческие учреждения и организации, средства массовой информации.
В соответствии со спецификой данного направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» приоритетными объектами прохождения практики могут выступать:
- министерства, ведомства и другие государственные учреждения в подразделениях по связям с общественностью и средствах массовой информации;
- отделы связей с общественностью областных, городских и местных администраций;
- промышленные и торговые предприятия, осуществляющие рекламную и PR-деятельность;
- рекламные и PR-агентства;
- редакции печатных изданий;
- туристические фирмы;
- штабы политических партий, объединений;
- государственные, производственные и международные структуры;
- средства массовой информации;
- общественные и некоммерческие организации;
- научные и учебные организации и т.д.
Также практика может быть организована на базе кафедры рекламы и связей с общественностью ИСОбр УрГПУ и других подразделениях университета, осуществляющих рекламно-коммуникационную деятельность.
2.2. План-задание учебной практики
Учебная практика проводится с целью формирования у студентов целостного представления о содержании, видах и формах профессиональной деятельности в области рекламы и связей с общественностью.
В ходе прохождения учебной практики студент должен выполнить следующие задания:
1. Разработать индивидуальный план деятельности студента на период прохождения практики.
2. Дать общую характеристику организации (или одного из отделов предприятия, занимающегося рекламно-информационной, маркетинговой или PR деятельностью).
3. Познакомиться с организационно-управленческой документацией организации и проанализировать ее.
4. Представить описание и схему внешнего взаимодействия организации, очертив четкий круг физических и юридических лиц, входящих в состав целевых групп общественности, и определить основные задачи, способы взаимодействия с ними (анализ информационных материалов; упоминания в СМИ; анализ сайта организации; анализ рекламной продукции (листовок, буклетов, рекламных модулей и т.п.), сценариев маркетинговых мероприятий).
5. Проанализировать основные PR-методы и приемы, используемые организацией/подразделением для работы со своими целевыми группами общественности.
6. Описать и оценить эффективность информационной политики, проводимой организацией, относительно целевых групп ее общественности.
7. Представить подборку рекламных и PR-материалов, производимых организацией как для внешней, так и для внутренней общественностей, и классифицировать их по целям.
8. Выполнить специальное задание группового руководителя практики.
9. Подготовить презентацию места практики на иностранном языке (не менее 15 предложений).
10. Подготовить статью о деятельности организации (или ее товарах, услугах).
11. Разработать презентацию места практики и своей деятельности для итоговой конференции по практики в формате Power Point (не более 15 слайдов).
12. Подготовить и представить тезисы своего выступления на конференции, заверенные подписью группового руководителя практики.
13. Осуществить самоанализ деятельности во время прохождения практики.
Групповой руководитель вправе корректировать план-задание учебной практики в соответствии со спецификой организации, а также предлагать для выполнения студентам различные дополнительные задания.
2.3. Темы и вопросы для обсуждения на итоговой конференции
«Основы рекламной и PR-деятельности»
- Реклама и PR: проблема дефиниций.
- Интегрированные маркетинговые коммуникации: вектор развития в Уральском регионе.
- Профессиональные качества и должностные обязанности специалиста по рекламе и PR.
- Специфика рекламной и PR-деятельности в коммерческих, государственных и общественных организациях.
- Организация работы пресс-службы.
- Реклама как элемент комплекса продвижения товаров и услуг.
- Рекламный рынок и его основные участники.
- Специфика деятельности рекламного или PR-агентства, пресс-службы, отдела рекламы и маркетинга.
3. Права и обязанности студента-практиканта
Студент-практикант обязан:
- участвовать в установочной и итоговой конференциях;
- под руководством группового руководителя составлять индивидуальный план практики;
- выполнять все задания, предусмотренные программой практики, тщательно готовится к своей работе;
- изучать специальную литературу, рекомендованную по каждому виду практики;
- соблюдать график работы, утвержденный групповым руководителем,
- присутствовать на практике ежедневно;
- подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка базового образовательного учреждения, соблюдать инструкции, распоряжения администрации учреждения и руководителей практики;
- своевременно извещать группового руководителя о причинах отсутствия на практике;
- своевременно оформлять необходимую для каждого вида практики документацию;
- проводить самоанализ уровня практических умений и личностных качеств;
- высказывать предложения по организации практики, совершенствованию практической подготовки.
Студент-практикант имеет право:
- проходить практику в соответствии с получаемой специальностью (специализацией);
- по согласованию с групповым руководителем практики самостоятельно выбирать место прохождения практики;
- получить все необходимые документы по организации практики (договор, направление на практику, методические рекомендации по выполнение заданий практики и т.д.);
- обращаться за помощью к преподавателям кафедр и руководителям практики с целью разрешения возникших в ходе практики вопросов, проблем и сложных ситуаций;
- при наличии вакантных должностей в организации быть зачисленным на них, если работа соответствует требованиям программы практики;
- использовать результаты экспериментально-исследовательской работы при написании курсовой или выпускной квалификационной работы.
В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, студент может быть отстранен от практики. Решение о продлении сроков практики или повторном ее прохождении принимает директор института.
4. Порядок учета практической деятельности студентов
Контроль и оценка результатов практики осуществляется в виде текущего контроля и итоговой аттестации.
Текущий контроль.Текущий контроль в процессе практики осуществляется как со стороны Института социального образования, так и со стороны организации - места практики. С момента зачисления студентов в период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации, с которыми они должны быть ознакомлены в установленном в организации порядке.
Контроль за трудовой дисциплиной и ежедневным исполнением заданий, которые получает студент в ходе практики, возлагается на руководителя практикой от организации/подразделения, в котором проходит практику студент.
Ход процесса прохождения практики студентов отслеживает факультетский и групповой руководители практики от кафедры рекламы и связей с общественностью. Групповой руководитель назначает консультации, предназначенные для встречи со студентами-практикантами, в ходе которых выслушивает их отчеты о прохождении практики и принимает меры для устранения возникших объективных проблем.
В процессе прохождения практики студент демонстрирует ход выполнения своего плана практики, разрешает свои трудности и проблемы. По итогам первой половины практики проводится промежуточная аттестация практиканта, к этому времени должно быть выполнено не менее 50% заданий практики.
Продолжительность рабочего дня при прохождении практики в организациях составляет для студентов в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю (ст. 92 Трудового кодекса РФ); для студентов в возрасте от 18 и старше – не более 40 часов в неделю (ст. 91 Трудового кодекса РФ). В том случае, если студентом УрГПУ является лицо в возрасте от 15 до 16 лет, то продолжительность рабочего дня при прохождении практики составляет не более 24 часов в неделю (ст. 91 Трудового кодекса РФ).
Итоговая аттестация.Итоговая аттестация проводится по комплексным показателям и предполагает анализ степени достижения поставленных перед студентом задач.
Оцениваются новые знания, полученные в ходе практики, умение наблюдать и анализировать. По окончанию практики студент обязан сдать на кафедру рекламы и связей с общественностью следующие документы: дневник и отчет практики; оценочный лист и отзыв руководителя практики от учреждения. Каждый из этих документов играет свою роль в оценке результатов практики.
5. Критерии оценки практической деятельности студентов
При выставлении оценки за учебно-ознакомительную практику учитываются следующие факторы:
Нормативный критерий:
- Присутствие студента на установочной и итоговой конференции по практике; соблюдение графиков работы (пребывания) на базе практики и консультаций с руководителем от УрГПУ
- Оформление основных разделов отчетной документации (печатный текст, графическое оформление результатов наличие оглавления, нумерации страниц, приложений и списка литературы)
- Научный стиль изложения
Содержательный критерий:
- Соответствия подбора литературных источников содержанию отраженных в практике направлений работы.
- Адекватность подбора инструментария и интерпретации эмпирических данных, обоснованность выводов.
- Соответствие цели деятельности, и обоснованность выбора методов, форм, технологий, запросу целевой группы.
Функциональные критерии:
- Умение осуществлять диагностическое обследование.
- Навыки научно-исследовательской деятельности, умение осуществлять содержательное и формальное планирование исследовательской деятельности, умение оформлять результаты исследования.
- Проявление базовых и профессиональных навыков, умений, компетенций в зависимости от вида практики.
- Умение организовать профессиональное взаимодействие.
- Умение кратко и логично излагать информацию.
- Соответствие студента-практиканта этическому кодексу.
Отметка «отлично» ставится, если:
· студент вовремя вышел на практику;
· студент сдал вовремя дневник и отчет по практике (на отчетной конференции по практике);
· студент выполнил план, расписанный в дневнике практики;
· студент выполнил ВСЕ необходимые задания и качественно проанализировал их;
· студент предоставил полный отчет по данным заданиям, не имеет замечаний по их выполнению;
· студент подошел творчески к выполнению заданий;
· руководитель практики из учреждения оценил практическую деятельность студента на «отлично»;
· студент защитился на «отлично» на отчетной конференции по практике.
Отметка «хорошо» ставится, если студент:
· студент сдал не вовремя дневник или отчет по практике;
· студент выполнил все необходимые задания, но недостаточно качественно их проанализировал;
· руководитель практики из учреждения оценил практическую деятельность студента на «хорошо»;
· студент защитился на «хорошо» на отчетной конференции.
Отметка «удовлетворительно» ставится, если:
· студент не вовремя вышел на практику (с задержкой на 1 неделю и более);
· студент сдал не вовремя дневник и/или отчет по практике;
· студент выполнил не все необходимые задания (отчитался по 70 % заданий) и имеет значительные недоработки и замечания в их выполнении;
· руководитель практики из учреждения оценил практическую деятельность студента на «удовлетворительно»;
· студент защитился на «удовлетворительно» на отчетной конференции.
Отметка «неудовлетворительно» ставится, если:
· студент не вовремя вышел на практику (с задержкой на 1 неделю) или не выходил на практику вообще;
· студент не вовремя сдал дневник и отчет по практике;
· студент выполнил не все необходимые задания (отчитался по 50 % заданий) и имеет значительные недоработки и замечания в их выполнении;
· руководитель практики из учреждения оценил практическую деятельность студента на «неудовлетворительно»;
· студент защитился на «неудовлетворительно» на отчетной конференции.
Для оценки профессиональной компетентности студента групповой руководитель использует следующие формы: интервьюирование и собеседование студентов-практикантов; изучение и анализ материалов отчета; разбор и обсуждение текстового материала, собранным или созданным самим студентом-практикантом; обсуждение и оценку подготовленного выступления на итоговой конференции.
Оценка по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.
Студенты, не выполнившие программы практики по уважительной причине, направляются на практику повторно, в свободное от учебы время.
В случае невыполнения программы практики без уважительной причины или получения отрицательной оценки студенты могут быть отчислены из университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом вуза.