Карта наблюдения за поведением учащегося в школе
№ | Виды отношений | Наблюдаемые проявления личности | Наиболее часто проявляемые |
Отношение к учебной деятельности | |||
Отношение с классом | |||
Отношение к трудовой деятельности | |||
Отношение к игровой деятельности | |||
Отношения с друзьями | |||
Отношения с родителями | |||
Отношения к самому себе | |||
Отношение к чужим | |||
Отношение к природе и животным |
Приложение 3.2
Бланк результатов наблюдения основных проявлений личностных особенностей
Ученика на уроке
Ф.И. ученика __________________________________________________
Класс ______________________Урок___________________________________
Активен-пассивен
Учебное задание выполняет с интересом
С удовольствием работает в группе (паре)
Быстро, охотно, с легкостью выполняет указания учителя
Стремится выполнить учебное задание до конца
При возникших затруднениях обращается за помощью учителю, сверстникам
Не проявляет интереса к занятиям
С трудом включается в групповую работу. Неохотно и не сразу выполняет указания учителя
Может бросить и недоделать учебное задание
При выполнении заданий ждет прямых указаний учителя, ограничивается его требованиями.
Самостоятелен – несамостоятелен
Предпочитает работать самостоятельно
Не любит вмешательства в свою деятельность
Способен долгое время сосредоточенно заниматься одним и тем же делом, не отвлекаясь
Сам стремиться преодолевать возникшие в ходе работы затруднения
Охотно по своей инициативе отвечает на вопросы учителя, одноклассников
При выполнении учебных заданий нуждается в помощи
При возникших затруднениях сразу ищет сотрудничества с учителем, сверстниками
Легко отвлекается, может бросить начатую работу, не стремится довести ее до конца
Не проявляет инициативы при принятии выполнении учебных заданий
Не стремится отвечать на вопросы учителя, предпочитает слушать ответы других.
Продуктивен – непродуктивен
Правильно выполняет большинство предложенных зданий
Любое начатое задание выполняет согласно образцу, заданному учителем
Активно предлагает свои образцы
выполнения заданий, даже если они не соответствуют образцу
Приступая к работе, пытается определить этапы ее выполнения, строго соблюдать их в ходе работы
Интересуется конечным результатом работы, пытается его прогнозировать.
Приложение 3.3
Примерная схема психолого-педагогической характеристики учащегося
Общие данные. Фамилия, имя. Дата рождения. Класс. Общее физическое развитие. Условия жизни в семье. Родители.
Учебная деятельность.Успеваемость (преобладающие оценки, одинаково или неодинаково успевает по всем предметам).
Общее умственное развитие: кругозор, начитанность. Степень сформированное интереса к чтению, предпочтительные читательские интересы (что читает).
Интерес к занятиям и отношение к учению (с интересом или без интереса учится, к каким учебным предметам проявляет интерес, отношение к отметке, отношение к похвале или порицанию учителей и родителей, основной мотив учебной деятельности). Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать с книгой, заучивать материал).
Дисциплинированность. Общая характеристика поведения (спокоен, сдержан, подвижен, непоседлив и т.д.). Выполнение школьного режима (соблюдает или нарушает намеренно, по небрежности, не успевает уложиться в отведенное время). Выполнение требования взрослых (выполняет охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять требования и какие).
Отношение к труду. Отношение к труду (уважает ли труд или относится к нему пренебрежительно, любит ли трудиться, что именно привлекает в процессе труда: процесс или результат работы, приобретенные трудовые навыки). Предпочтительные виды труда.
Направленность личности ученика и специальные способности. Интересы учащегося, их глубина и направленность. Особые способности к какой-либо деятельности и способы их проявления. Профессиональная направленность и степень ее сформированности.
Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе. Положение в коллективе (пользуется ли любовью и авторитетом среди одноклассников). Отношение к одноклассникам (с кем дружит, на чем основывается дружба, дорожит ли мнением одноклассников, бывают ли конфликты, в чем их причина). Доволен ли своим положением в классе и какое положение хотел бы занять. Дорожит ли своим пребыванием в школе, что особенно ценит? Отношение к учителям.
Особенности характера и темперамента. Черты направленности личности: чуткость, доброта, скромность, зазнайство, добросовестность, эгоизм и т.д.
Волевые черты характера: настойчивость, самостоятельность, упрямство, легкая внушаемость.
Выражение особенностей темперамента в эмоциональной сфере, работоспособности, подвижности, общительности и т.д.
Приложение 4
Методика изучения плана работы классного руководителя
Цель:познакомиться с планом работы классного руководителя, дать его краткий анализ, ответить на следующие вопросы:
1. Какую структуру имеет план воспитательной работы?
2. Предваряет ли план характеристика классного коллектива и анализ состояния воспитательной работы?
3. Какие цели и задачи классный руководитель считает основными в своей деятельности?
4. Какие направления в содержании воспитательной работы выделены в связи с этими задачами как основополагающие?
5. Какие формы и методы воспитательной работы выбраны педагогом для реализации данного содержания? Перечислите те из них, которые, на ваш взгляд, относятся к просвещенческим и те, которые имеют деятельностный характер.
6. Как учитываются в плане возрастные и индивидуальные особенности учащихся, уровень их подготовленности и условий жизни?
7. Как связан план с деятельностью школы, с деятельностью детских общественных организаций и внешкольной жизнью детей?
8. Реален ли анализируемый план?
Приложение 5