Администрации городского округа город Первомайск
Администрации городского округа город Первомайск
Нижегородской области
МАОУ «Большемакателёмская СШ»
Исследовательская работа
«История села Лапша»
Выполнила:Сазанова Татьяна, Николаевна, Нижегородская область, г.о.г. Первомайск, село Большой Макателём, ул. Кооперативная д.5, кв.2, 607732, 89870853906, [email protected]МАОУ «Большемакателёмская СШ», 10 класс
г.о.г. Первомайск, село Большой Макателём, ул. Молодёжная, д. 10, 607732
Руководитель:Сусуйкина О.С.,
учитель географии
с.БольшойМакателём 2017
Оглавление
Введение. 3
Основная часть. 4
Заключение. 14
Паспорта респондентов. 15
Список используемой литературы. 25
Приложения. 26
Рецензия. 30
Введение
Актуальность работы
Всё больше становится заброшенных сёл и деревень в России.
Моя малая Родина не исключение. Я родилась в селе ЛапшаПервомайского района Нижегородской области. Здесь прошло моё детство.Когда-то это было большое село. Но с каждым годом жителей села становится все меньше. Пока еще есть время, пока живы старожилы села, я решила изучить историю моего родного края, опросить местных жителей и тех людей, которые жили в селе Лапша и передать эти знания следующим поколениям.
Цель работы: Изучение истории моей малой Родины, села Лапши.
Задачи:
1.Опросить жителей села.
2.Изучить литературу и интернет источники по данной проблеме.
3.Обобщить и оформить материал в виде учебно-исследовательской работы.
Ценность моей работы заключается в том, что подобных работ по истории села Лапша нет. А у меня есть уникальная возможность получить такую информацию не только из интернет-источника и книг, а от жителей села. Ведь практически все мои родные являются уроженцами или жителями этого села.
Основная часть
Объект исследования:село Лапша.
Предмет исследования:история села.
Начала я своё исследование с анализа литературных источников.Прежде всего, этоброшюрыместного краеведа Н.Ф. Клюева «Записки краеведа. Наш край», «Материалы из исторических материаловнаселённых пунктов Первомайского района, переданных сельскими советами 1979». Нашла я это издание в краеведческом музее г.Первомайска. Там же я познакомилась с книгойН.И. Лысова «К истокам».
В своей домашней библиотеке я нашла замечательную книгу А.В. Устинова «Учитель». Из неё я получила много информации о развитии образования в селе Лапша.
В Интернет - источниках, к своему удивлению, я тоже обнаружила информацию о своей малой Родине, маленьком вымирающем селе под названием Лапша. Наиболее полезными оказались следующие источники:
1. www.mapdata.ru, где я нашла карту села Лапша.
2. www. miselo.ru. Здесь я узнала, что село занимает 112250 место по количеству домов в Нижегородской области.
3. www.bankgorodov.ru/place/inform, с помощью этого сайта мне удалось уточнить географические координаты села.
4. http://ok.ru/lapshaperv , на этом сайте группы Лапша в социальной сети «Одноклассники» (См. приложение №1) я нашла много фотографий современных и старинных, которые выложили сами жители села и познакомилась с некоторыми темами обсуждаемыми в группе.
Значительную же часть информации, как и предполагалось, я получила от респондентов. В рамках работы над проектом я опросила более 30 человек. Самыми активными респондентами оказались 11 человек. Больше всего информации сообщили: Медина Мария Николаевна, Шлюхин Николай Иванович, Киселёва Александра Ивановна, Рахманкина Валентина Ивановна. Многие респонденты в силу возраста давали неточные, как оказалось, сведения. Некоторые, к сожалению, отказались отвечать.Были и такие, кто хотел, но не мог вспомнить подробности о селе, а кто-то отказывался фотографироваться.
Вот, что у меня получилось, когда обобщила весь полученный материал.
Село Лапша - населённый пункт городского округа город Первомайск Нижегородской области. До 1933 года село Лапша находилось в составе Дивеевского района Нижегородской области. С 1934 года село Лапша вошло в Первомайский район. Сегодня село относится к городскому округу город Первомайск. Географические координаты села:55° 49' северной широты и 43° 45' восточной долготы.Высота над уровнем моря:200 м.[[1]].Село занимает 112250 место по количеству домов в селе по Нижегородской области[[2]].
Сегодня это практически исчезающее село. На сегодняшний день в селе проживает всего 18 человек, на зиму останутся лишь 6 из них. Сохранилось 2 улицы: Кооперативная и Клубная. Сегодня в селе нет ни одного учреждения. А когда-то в селе была школа, церковь, ферма (колхоз «20лет РККА», затем совхоз «Новая жизнь»), клуб, библиотека, магазин, медпункт.
Почему село называется Лапшей?
Лапшей называли потому, что расположена на овраге «Лапша»[[3]].
Со слов жительницы села Малый МакателёмРахманкиной Валентины Ивановны я записала:«Лапша - от названия речки Лапша, финно-угорское слово: от основ «лап»-низина и гидроформанта «ша», что обозначает небольшую речку».
Киселёва Александра Ивановна уроженка села Лапша согласна с Рахманкиной В.И.:«Через село протекает пересыхающая река Лапша, наверное, и село назвали Лапша».
Медина Мария Николаевна жительница села Лапша, тоже говорит,что «протекала река Лапша, поэтому так и называлось село».
Николай Иванович Шлюхин, житель села Лапша, утверждает, что «здесь проходит речка мелководная – Лапша, она начинается в Шатковском районе и идет сюда, потом в Сатис Лесной, он соединяется с Полевым и вот идет в Саров. Название от реки».
Заключение.
На сегодняшний день село Лапша можно считать забытым. На зиму остаются лишь единицы, все остальные уезжают в город, к своим семьям. Но летом село Лапша вновь расцвет на православный праздник – Троицу. В Лапше это самый почитаемый праздник. Приезжают все те люди, которые жили в селе Лапша, что бы почтить память своих близких, встретиться со своими односельчанами.
В социальной сети «Одноклассники» Сазанова О.Н., моя мама, создала группу «Лапша», в которую входят люди, жившие когда-то в селе. Я рада, что есть люди небезразличные к своей малой Родине. Рада, что память о селе Лапша живёт в сердцах её бывших жителей.
Я закончила свою исследовательскую работу. Мне удалось сделать все, что я планировала. Много новых знаний и сведений получила я. Сейчас я планирую сделать брошюры об истории села Лапша и подарить их моим респондентам, а также передать в библиотекисела Малый Макателем и села Большой Макателём и в краеведческий музей школы.Я очень довольна тем, что в итоге у меня получилось! Больше всего в рамках работы над проектом, мне понравилось опрашивать местных жителей. А сколько радости было в их глазах. Они были счастливы от того, что их знания кому то нужны, что о них помнят.
Я продолжуизучение истории села Лапша, ведь «белые пятна» в её истории ещё остались. И как всё же замечательно, что я родилась в этом замечательном селе.
Паспорта респондентов.
Паспорт респондента.
Ф.И.О.
Воронова Анна Дмитриевна
Дата и место рождения
08.03.1932г. с.Лапша
Место жительства
с.Лапша
Место работы
Пенсионерка
Национальность
Русская
Образование
4 класса
Паспорт респондента.
Ф.И.О.
Шлюхин Николай Иванович
Дата и место рождения
27 марта 1949г. с.Лапша
Место жительства
с.Лапша
Место работы
Пенсионер
Национальность
Русский
Образование
Средне специальное
Паспорт респондента.
Ф.И.О.
Червякова Елена Николаевна
Дата и место рождения
25.03.1971г. с.Б.Макателём
Место жительства
с.Лапша
Место работы
ООО «Транспневматика – сельхоз»
Национальность
Русская
Образование
Среднее
Паспорт респондента.
Ф.И.О.
Сазанова Ольга Николаевна
Дата и место рождения
18.05.1978г. с.Лапша, Первомайский р-он
Место жительства
с.Б.Макателём
Место работы
МАОУ «Большемакателёмская СШ»
Национальность
Русская
Образование
Высшее
Паспорт респондента.
Ф.И.О.
Киселёва (Галкина) Александра Ивановна
Дата и место рождения
26.02.1948г. с.Лапша, Первомайский р-он
Место жительства
г.Дзержинск
Место работы
Пенсионерка
Национальность
Русская
Образование
Среднее
Паспорт респондента.
Ф.И.О.
Габурова Любовь Васильевна
Дата и место рождения
15.02.1958г. с.Лапша, Первомайский р-он
Место жительства
г.Арзамас
Место работы
Пенсионерка
Национальность
Русская
Образование
Средне техническое
Паспорт респондента.
Ф.И.О.
Медина Мария Николаевна
Дата и место рождения
1936г. с.Лапша, Первомайский р-он
Место жительства
с.Лапша
Место работы
Пенсионер
Национальность
Русская
Образование
8 классов
Паспорт респондента.
Ф.И.О.
Сазанова Александра Ивановна
Дата и место рождения
12.09.1951г. г.Первомайск
Место жительства
г.Первомайск, с.Лапша
Место работы
Пенсионер
Национальность
Русская
Образование
10 классов
Паспорт респондента.
Ф.И.О.
Сенков Виктор Иванович
Дата и место рождения
24.07.1946г. с.Лапша, Первомайский р-он
Место жительства
г.Арзамас
Место работы
Пенсионер
Национальность
Русская
Образование
8 классов
Паспорт респондента.
Ф.И.О.
Руфкина Елена Ивановна
Дата и место рождения
30.10.1963г. с.Лапша, Первомайский р-он
Место жительства
с.Лапша
Место работы
Соц.защита
Национальность
Русская
Образование
Среднее
Список используемой литературы.
1. Н.Ф. Клюев «Материалы из исторических справок населённых пунктов Первомайского района, переданных сельскими Советами в 1979 году. Записи произвел Н.Ф. Клюев в областном архиве».
2. А.В.Устинов «Учитель». Арзамас 2014г
3. Лысов «К истокам»
4. www. BankGorodov.ru
5. www. miselo.ru.
6. http://ok.ru/lapshaperv
Приложения
Приложение №1.
Группа «Лапша» в Одноклассниках
Приложение№2
(Фото из книги А.В. Устинова «Учитель»)
Приложение№3
Приложение№4
Обелиск
Приложение№5
На фото слева Анастасия Васильевна Сундукова, а справа Галкина Екатерина Васильевна
Приложение№6
Опрос Сенкова Виктора Ивановича
Приложение №7
День сельского хозяйства
Рецензия
на работу учащейся 10 класса Сазановой Татьяны Николаевны
«История села Лапша»
Работа носит исследовательский характер и представляет научный и практический интерес для краеведов, педагогов, учащихся, а также широкой общественности.
Автор работы проявила навыки работы с архивными документами, со справочными материалами, умение общаться с населением по получению необходимых сведений. Умело, логически последовательно излагает полученный материал. Автор привлекает внимание к проблеме существования и исчезновения российских сёл, выражает личное понимание истории малой Родины, привлекает внимание читателей к судьбе сегодняшнего села.
Работ по изучению истории села Лапша не существует. Важно и то, что информация, обозначенная в работе получена автором от более старшего поколения через живое общение. Информацию по данной проблеме можно получить от респондентов преклонного возраста, прежде всего. Они часто «уходят» из жизни, унося с собой часть важной информации. Это убеждает в своевременности и актуальности работы.
В своей работе Татьяна использовала различные методы исследований:
· опросы жителей села;
· работа с первоисточниками;
· работа с Интернет - источниками.
Татьяне в своём исследовании удалось не только получить информацию от респондентов, но и грамотно систематизировать её.
В работе допущены незначительные стилистические ошибки.
В целом, работа заслуживает высокую оценку и может быть рекомендована к участию в конкурсе проектных и исследовательских работ.
Руководитель: ______________О.С. Сусуйкина
[1]Данные с сайта www.bankgorodov.ru/place/inform
[2]Данные с сайта www. miselo.ru
[3]Клюев Н.Ф. «Материалы из исторических справок населённых пунктов Первомайского района, переданных сельскими Советами в 1978 год».
[4]Клюев Н.Ф. «Материалы из исторических справок населённых пунктов Первомайского района, переданных сельскими Советами в 1978 год».
[5]А.В.Устинов «Учитель»,Арзамас 2014 стр.211-212
Администрации городского округа город Первомайск
Нижегородской области